АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-14933/2014
«06» февраля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02 февраля 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипициной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Иркутской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>)
об аннулировании лицензии на осуществление медицинской деятельности,
при участии в заседании:
от Министерства: ФИО2 – представитель по доверенности;
от лицензиата: не явились;
установил:
Министерство здравоохранения Иркутской области (далее – заявитель, Минздрав) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об аннулировании лицензии с номером ЛО-38-01-000298 от 24.06.2009г., выданной индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – лицензиат, предприниматель) на право осуществления медицинской деятельности.
В судебное заседание явилась представитель Министерства здравоохранения Иркутской области, на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебное заседание не явился лицензиат, извещенный надлежащим образом, отзыва на заявление не представил.
Министерство здравоохранения Иркутской области в обоснование заявленных требований указал следующее.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, место нахождения и место осуществления лицензируемого вида деятельности: 554717, <...>.
Предприниматель имеет лицензию с регистрационным номером ЛО-38-01-000298 от 24.06.2009г., удостоверяющую право на осуществление медицинской деятельности при осуществлении доврачебной медицинской помощи по медицинскому массажу, при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Указанная лицензия имеет срок действия до 24 июня 2014 года.
Министерством здравоохранения Иркутской области 18 августа 2014 года получено извещение уголовно-исправительной инспекции о том, что 19 июня 2014 года лицензиат осужден по части 1 статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На основании указанного обстоятельства Министерство здравоохранения Иркутской области обратилось в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пунктам 3 и 7 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с данным Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 указанного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона №99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Согласно п.п.46 п.1 ст.12 Федерального закона №99-ФЗ в соответствии с данным Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012г. №291 (далее - Положение), данное положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».
Пунктом 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются, в том числе, наличие у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности (пункт «в»); наличие у лиц, указанных в подпункте «в» данного пункта, стажа работы по специальности: не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования (подпункт «г»); наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) - подпункт «д»; соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций (подпункт «ж»).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 6 Положения Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Как установлено доказательствами по делу в Министерство здравоохранения Иркутской области из Уголовно-исполнительной инспекции поступило извещение от 07.07.2014г. №3332 с приложенной копией приговора Братского городского суда Иркутской области по уголовному делу №1-292/2014 в отношении ФИО1, осужденного по части 1 статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок до четырехсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Вступившим в законную силу приговором суда установлено, что ФИО1 совершил развратные действия без применения насилия в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста. ФИО1 свою вину в совершении указанного преступления признал, осужден с назначением наказания в виде обязательных работ с лишением заниматься медицинской деятельностью сроком на три года.
Установленные приговором суда от 19.06.2014г. деяние повлекло за собой возникновение угрозы причинения физического и психического вреда здоровья граждан (в рассматриваем случае потерпевшей по уголовному делу), что является грубым нарушениям лицензионных требований.
На основании указанного приговора суда Минздрав Иркутской области обратился в суд с заявлением об аннулировании лицензии, дополнительно указав, что на основании п.4 ст.22 Федерального закона №99-ФЗ предоставленные до дня вступления в силу данного Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 данного Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.
Таким образом, обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии в данном случае является единственным механизмом исполнения приговора Братского городского суда от 19.06.2014г.
На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности заявителем наличия грубых нарушений лицензионный требований, в связи с наличием которых требуется аннулирование лицензии на осуществление медицинской деятельности индивидуальным предпринимателем ФИО1
При рассмотрении процедуры аннулирования лицензии суд учитывает положения пункта 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которым, аннулирование лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса РФ об административном правонарушении, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Аннулирование лицензии является крайней мерой в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, применяемой судом только после того, как лицензиат уже был привлечен к административной ответственности, уже понес наказание, но все же не устранил допущенные им нарушения. В рассматриваемом случае лицензиат привлечен к уголовной ответственности.
Суд, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в материалах дела документы, установленные по делу фактические обстоятельства, приходит к выводу, что применение в данном случае такой меры как аннулирование лицензия на осуществление медицинской деятельности отвечает требованиям справедливости и соразмерности, а также является необходимой мерой для защиты прав и законных интересов потребителей этих услуг.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Требования Министерства здравоохранения Иркутской области удовлетворить.
Аннулировать лицензию от 24 июня 2009 года №ЛО-38-01-000298 на осуществление медицинской деятельности.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Д. Седых