ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15015/20 от 14.12.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-15015/2020

«16» декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14.12.2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 16.12.2020 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: Иркутская область, с. Петрово)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664075, <...>),

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664007, <...>)

о признании незаконными действий, выразившихся в установлении ограничительных мер в отношении ФИО1 в связи с причастностью к Обществу с ограниченной ответственностью «БДМ», в отношении которого внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица, обязании устранить допущенные нарушения,

третье лицо: конкурсный управляющий Общества с ограниченной ответственностью «БДМ» ФИО2,

при участии в заседании представителей

от заявителя: ФИО3, доверенность от 31.08.2020;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области: ФИО4, доверенность от 27.02.2020 № 08-01-05/003263;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области: ФИО5, доверенность от 13.01.2020 № 05-11/0000323;

от третьего лица: не явились;

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 25.08.2020 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области о признании незаконными действий, выразившихся в установлении ограничений в отношении ФИО1 в связи с причастностью к Обществу с ограниченной ответственностью «БДМ» (ИНН <***>, далее ООО «БДМ»), в отношении которого в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица, обязании устранить допущенные нарушения.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области.

Определением от 23.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий ООО «БДМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664544, Иркутская область, Иркутский район, с. Никольск, Торговый Центр) ФИО2.

25.11.2020 предпринимателем ФИО1 через систему подачи документов в электронном виде «Мой арбитр» поданы уточнения, в которых заявитель просил признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области по установлению ограничений в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 в связи с причастностью к ООО «БДМ», в отношении которого в ЕРГЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области заявленные требования не признал, указав, что налоговым органом никаких регистрационных действий в отношении ФИО1 либо ООО «БДМ» не совершалось.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области возражал против требований заявителя, пояснив, что непосредственно действий, которые бы устанавливали ограничительные меры в отношении ФИО1, налоговый орган не совершал. Ограничительные меры последовали в силу закона как последствия недостоверности сведений в отношении юридического адреса ООО «БДМ».

Третье лицо ФИО2, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв не представил.

Как следует из материалов дела, ООО «БДМ» зарегистрировано в качестве юридического лица 16.10.2009, ОГРН <***>. Юридическим адресом общества согласно ЕГРЮЛ является: 664544, Иркутская область, Иркутский район, село Никольск, торговый центр.

ООО «БДМ» с 01.12.2011 состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05.04.2012 по делу № А19-625/2012 ООО «БДМ» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО2

30.10.2019 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области проведен осмотр объекта недвижимости и установлено отсутствие ООО «БДМ» по адресу его государственной регистрации (Иркутская область, Иркутский район, село Никольск, торговый центр).

13.11.2019 регистрирующий орган уведомил ООО «БДМ», его участника ФИО1 и конкурсного управляющего ООО «БДМ» ФИО2 о необходимости представления в срок до 16.12.2019 достоверных сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.

06.12.2019 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области от конкурсного управляющего ООО «БДМ» поступило заявление по форме Р14001, содержащее сведения об изменении адреса места нахождения исполнительного органа ООО «БДМ», указанные в выписке из ЕГРЮЛ, с адреса: Иркутская область, Иркутский район, село Никольск, торговый центр, на адрес, являющийся местом регистрации (местом жительства) конкурсного управляющего ООО «БДМ».

По результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего ООО «БДМ» регистрирующим органом принято решение от 17.12.2019 №33940А об отказе в государственной регистрации, поскольку государственная регистрация изменений в учредительные документы общества противоречит пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области 18.12.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за ГРН № 2193850752038 о недостоверности сведений в отношении адреса (места нахождения) ООО «БДМ».

В связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений об адресе ООО «БДМ» информация на сайте Федеральной налоговой службы России (сервис «Прозрачный бизнес») в отношении ФИО1 отражена как о лице, подпадающем под условия, предусмотренные подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области рассмотрена жалоба ФИО1 на действия должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (регистрирующий орган), выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений об адресе ООО «БДМ», на действия должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области, выразившиеся в установлении ограничений в отношении ФИО1

По результатам рассмотрения жалобы ФИО1 Управлением вынесено решение от 15.09.2020 № 26-20/017168@ об оставлении жалобы без удовлетворения.

Не согласившись с действиями по установлению ограничений в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 в связи с причастностью к ООО «БДМ», в отношении которого в ЕРГЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица, ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании 08.12.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) объявлялся перерыв до 11 час. 15 мин. 14.12.2020, о чем размещена информация в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Иркутской области www.irkutsk.arbitr.ru. После окончания перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя ФИО3, представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области ФИО4, представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области ФИО5

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 200 АПК РФ).

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба.

В силу пункта 2 статьи 54 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 4 Закона № 129-ФЗ).

На территории Иркутской области органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.07.2004 № САЭ-3-09/436@, Положение о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области, утвержденное распоряжением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 19.04.2019 № 07-04-09/036@).

В связи с тем, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области не является органом, уполномоченным на осуществление регистрационных и иных связанных с ними действий, предусмотренных Законом № 129-ФЗ, ФИО1 в своем заявлении от 25.11.2020 уточнил, что требования им заявлены в отношении действий, совершенных регистрирующим органом - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области.

В пункте 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ содержится перечень сведений и документов о юридическом лице, включаемых в ЕГРЮЛ. В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах его места нахождения, а также содержаться сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения (подпункт «в.2» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ).

28.04.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2123850160586 о признании юридического лица - ООО «БДМ» несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства. Адресом регистрации ООО «БДМ» является: Иркутская область, Иркутский район, с. Никольск, Торговый центр. Указанный адрес содержится в Уставе общества.

Согласно пункту 2 статьи 20 Закона № 129-ФЗ с момента внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (подпункт «в» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ).

В силу нахождения ООО «БДМ» в стадии конкурсного производства не допускается внесение изменений в учредительные документы данного общества, что в свою очередь допускает возможность изменения адреса места нахождения ООО «БДМ» только в пределах одного муниципального образования - с. Никольск (Никольское муниципальное образование).

Поскольку представленное конкурсным управляющим ООО «БДМ» ФИО2 на государственную регистрацию заявление по форме № Р14001 содержало сведения об изменении места нахождения общества, влекущее за собой смену муниципального образования, а именно: Иркутская область, Иркутский район, с. Никольск, Торговый центр (Никольское муниципальное образование) на адрес: Иркутская область, Иркутский район, территория 26 км Байкальского тракта, д. 46 (Ушаковское муниципальное образование), что противоречит положениям пункта 2 статьи 20 Закона № 129-ФЗ, регистрирующим органом было принято решение от 17.12.2019 № 33940А об отказе в государственной регистрации названных изменений.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 21.07.2020 по делу №А19-1844/2020 в удовлетворении требований конкурсного управляющего ООО «БДМ» ФИО2 о признании недействительным решения от 13.12.2019 № 33940А отказано.

18.12.2019 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за ГРН № 2193850752038 о недостоверности сведений в отношении адреса ООО «БДМ».

В силу абзаца четвертого подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ не допускается государственная регистрация в случае, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 названного Закона.

При этом положения подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ направлены на реализацию принципа публичной достоверности содержащихся в государственном реестре сведений, защиту третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены использованием недостоверных сведений. В частности, согласно приведенной норме признается правомерным отказ в государственной регистрации сведений о гражданине, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, если этот гражданин ранее исполнял полномочия единоличного исполнительного органа другой организации, в отношении которой в государственном реестре содержится запись о недостоверности информации о ее адресе, и на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года со дня внесения упомянутой записи.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 № 307-ЭС18-14705 разъяснено, что абзацем 4 подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, по сути, введен временный запрет на участие в управлении юридическими лицами для тех граждан, которые прежде проявили недобросовестность, уклонившись от совершения необходимых действий по представлению достоверных сведений о контролируемых ими организациях.

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.10.2018 № 2616-О, закрепленное в подпункте «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ правило не может расцениваться как нарушающее права контролирующих лиц свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Положения подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ рассматриваемые в системной взаимосвязи с нормами о порядке внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений о юридическом лице, включая предварительное уведомление учредителей (участников) и руководителя юридического лица о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений и отведенный на это срок (пункт 6 статьи 11 указанного Закона), а также о порядке оспаривания действий регистрирующего органа по внесению записи о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице (глава 24 АПК РФ), выступают элементами правового механизма, обеспечивающего реализацию принципа публичной достоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений.

Поскольку ФИО1 является единственным участником ООО «БДМ», в отношении которого 18.12.2019 внесена в ЕГРЮЛ запись о недостоверности адреса юридического лица, то он является лицом, подпадающим под условия, предусмотренные подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. При этом, наличие условий, предусмотренных указанным подпунктом, не является безусловным основанием для отказа в государственной регистрации.

Согласно заявлению ФИО1 предметом оспаривания по настоящему делу являются ограничения, которые, по мнению заявителя, установлены регистрирующим органом в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 в связи с причастностью к ООО «БДМ», в отношении которого в ЕРГЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Вместе с тем, каких-либо действий со стороны ответчиков, которыми были бы установлены ограничительные меры в отношении ФИО1, судом не установлено. Ограничительные меры, которые в данном случае представляют собой возможный (предполагаемый) отказ в государственной регистрации в течение трех лет с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений в отношении адреса ООО «БДМ» (18.12.2019), последовали в силу закона (подпункт «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ).

Оспариваемое заявителем «ограничение» является следствием внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности в отношении адреса (места нахождения) юридического лица (ООО «БДМ»). Доводы заявителя построены на том, что на официальном сайте Федеральной налоговой службы России в электронном сервисе «Прозрачный бизнес» (https:pb.nalog.ru) размещена информация о нем как о лице, подпадающем под условия, предусмотренные подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ (представлен скриншот страницы с указанного сайта).

По смыслу действующего арбитражного процессуального законодательства удовлетворение заявления о признании незаконными действий (бездействия) возможно только в том случае, если это ведет к восстановлению или защите нарушенных прав и законных интересов заявителя. При этом не предусмотрена защита права на будущее время.

Довод предпринимателя о наличии вероятности отказа в государственной регистрации в будущем построен на предположениях, без учета фактических обстоятельств и не может рассматриваться по существу.

В данном деле не оспаривается отказ в государственной регистрации ФИО1 в каком-либо статусе (учредителя, руководителя).

На официальном сайте Службы в электронном сервисе «Прозрачный бизнес» (https:pb.nalog.ru) размещена обобщенная информация о налогоплательщиках, сформированная автоматически на федеральном уровне на основе данных из ЕГРЮЛ.

Для признания ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие обжалуемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение прав и законных интересов заявителя.

Под правовым актом индивидуального характера (ненормативным правовым актом), подлежащим обжалованию (оспариванию) в арбитражном суде, понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Информация, размещенная на официальном сайте ФНС России в электронном сервисе «Прозрачный бизнес», сформирована автоматически на основании сведений о регистрации, носит справочный характер, и сама по себе не нарушает прав и законных интересов ФИО1

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.Г. Позднякова