ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15028/12 от 01.10.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-15028/2012

«08» октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01.10.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 08.10.2012 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лаврешковой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации Иркутского районного муниципального образования

о признании незаконным бездействия

при участии в заседании:

  от заявителя: ФИО1 – председатель

от ответчика: не явился

третьи лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области: не явились

установил:

Дачное некоммерческое товарищество «Дзержинское» (далее заявитель, товарищество, ДНТ «Дзержинское») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным бездействия Администрации Иркутского районного муниципального образования (далее ответчик, Администрация), выразившегося в не рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов площадью 56 тыс. квадратных метров, расположенного в районе п. Дзержинский для организации и размещения Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское» и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении данного земельного участка.

Представитель заявителя в судебном заседании требования, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил, просил признать незаконным бездействие Администрации Иркутского районного муниципального образования, выразившееся в не рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов площадью 56 тыс. квадратных метров, расположенного в районе п. Дзержинский для организации и размещения Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское» и обязании устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское» о предоставлении данного земельного участка в порядке, установленным Положением о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, утвержденным решением Иркутской районной Думы от 31.10.2008 № 52-392/РД.

В обоснование требований указал, что срок исполнения ответчиком обязанности по принятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка истек в июле 2012 года, однако до настоящего времени какого-либо решения по заявлению товарищества о предоставлении земельного участка от Администрации не поступило, в связи с чем, бездействием ответчика нарушены его права и законные интересы.

В обоснование требований указал, что бездействием ответчика нарушены его права и законные интересы, поскольку до настоящего времени заявление товарищества от 18.01.2011 о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов не рассмотрено, срок исполнения ответчиком обязанности по принятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка, установленный разделом 4 Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, утвержденного решением Иркутской районной Думы от 31.10.2008 № 52-392/РД истек.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия его представителя, в представленном отзыве требования не признал.

Третьи лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Иркутской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, в судебное заседание не явились, уведомлены в установленном законом поряке.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 24.09.2012 по 01.10.2012 года, о чем сделано публичное извещение. После объявленного перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием представителя заявителя.

Дело, в соответствии со ст. ст. 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, выслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 18.01.2011 Дачное некоммерческое товарищество «Дзержинское» обратилось в Администрацию Иркутского районного муниципального образования с заявлением с приложением необходимых документов о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов площадью 56 тыс. квадратных метров, расположенного в районе п. Дзержинский, согласно приложенной схемы расположения, для организации и размещения Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское».

Рассмотрев представленные документы, Межведомственная комиссия по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель на территории Иркутского района заключила, что выбранный товариществом участок достаточен для размещения и пригоден под организацию ДНТ «Дзержинское», о чем оформлен акт выбора и обследования земельного участка.

Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Иркутского районного муниципального образования от 14.10.2011 № 1772/з утверждена схема расположения земельного участка, площадью 52145 кв.м., расположенного на землях сельскохозяйственного назначения Дзержинского муниципального образования по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе п. Дзержинск и предназначенного для организации дачного некоммерческого товарищества.

11.05.2012 ТНТ «Дзержинское» в дополнение к заявлению о предоставлении земельного участка в Администрацию был предоставлен кадастровый паспорт земельного участка от 21.12.2011, однако до настоящего времени заявление товарищества от 18.01.2011 о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов до конца не рассмотрено, решение о предоставлении земельного участка не принято.

Заявитель, полагая, что данное бездействие Администрации противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконным.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пункт 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконным бездействия ответчика, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством (ч. 4 ст. 14 Закона).

На основании Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов: от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях оптимизации на территории Иркутского района распределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена, решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 31.10.2008 № 52-392/РД утверждены Положение о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района и Положение о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района.

Положение о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района устанавливает соответствующие правила прохождения документов при оформлении прав гражданами или юридическими лицами на земельные участки, расположенные на территории Иркутского района, находящиеся в муниципальной собственности района или на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Данным Положением определяется порядок документооборота при оформлении права на предоставляемые земельные участки для отдельных категорий заявителей в зависимости от вида права (собственность, аренда (краткосрочная или долгосрочная), безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование), от условий предоставления (платное или бесплатное), от вида разрешенного использования (для целей, связанных или не связанных со строительством, под имеющимися объектами недвижимого имущества, для размещения временных сооружений и иных видов разрешенного использования) в соответствии с действующим законодательством, правовыми актами Думы Иркутского районного муниципального образования.

Так, в соответствии с разделом 4 Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района «Порядок прохождения документов при предоставлении юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также гражданам для установки некапитальных гаражей и иных временных сооружений, не предназначенных для предпринимательской деятельности» земельные участки, расположенные на территории Иркутского района, находящиеся в муниципальной собственности Иркутского района или не разграниченные в установленном законодательством порядке, могут быть предоставлены, в том числе, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан при первичном предоставлении земельных участков.

Данный Порядок предусматривает предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, в краткосрочную аренду (на срок, не превышающий 1 года) либо в установленных случаях в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (п. 3 раздела 4).

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что заявитель, заинтересованный в предоставлении земельного участка для целей, указанных в п. 1 настоящего Порядка, подает заявление, оформленное на имя мэра Иркутского района, в КУМИ Иркутского района с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы (с копиями), поименованные в п. 5 Порядка.

КУМИ Иркутского района в течение месяца с момента регистрации заявления с учетом зонирования территории района определяет совместно с ОАиГ возможность предоставления земельного участка для испрашиваемой цели и при наличии такой возможности:

- выносит вопрос на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель на территории Иркутского района, создаваемой в соответствии с постановлением мэра Иркутского района;

- обеспечивает изготовление, согласование с ОАиГ и утверждение распоряжением председателя КУМИ Иркутского района схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и выдает ее заявителю.

На основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с установленными требованиями работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством (п. 6.1 Порядка).

Пунктом 6. 3 Порядка установлено, что КУМИ Иркутского района в двухнедельный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления мэра Иркутского района о предоставлении его для цели, не связанной со строительством, и направляет его копию заявителю с приложением кадастрового паспорта.

В 7-дневный срок со дня издания постановления заключает с заявителем от имени Иркутского районного муниципального образования договор аренды или в установленных случаях безвозмездного срочного пользования земельным участком (п. 6.4 Порядка).

Из материалов дела следует, что 18.01.2011 Дачное некоммерческое товарищество «Дзержинское» обратилось в Администрацию Иркутского районного муниципального образования с заявлением с приложением необходимых документов о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов площадью 56 тыс. квадратных метров, расположенного в районе п. Дзержинский, согласно приложенной схемы расположения, для организации и размещения Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское».

Рассмотрев представленные документы, Межведомственная комиссия по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель на территории Иркутского района заключила, что выбранный товариществом участок достаточен для размещения и пригоден под организацию ДНТ «Дзержинское», о чем оформлен акт выбора и обследования земельного участка.

Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Иркутского районного муниципального образования от 14.10.2011 № 1772/з утверждена схема расположения земельного участка, площадью 52145 кв.м., расположенного на землях сельскохозяйственного назначения Дзержинского муниципального образования по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе п. Дзержинск и предназначенного для организации дачного некоммерческого товарищества.

11.05.2012 ТНТ «Дзержинское» в Администрацию предоставлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка от 21.12.2011.

Однако, как установлено судом, в нарушение требований раздела 4 Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, утвержденного решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 31.10.2008 № 52-392/РД, КУМИ Иркутского района в двухнедельный срок с момента представления 11.05.2012г. заявителем кадастрового паспорта земельного участка не обеспечило подготовку и согласование проекта постановления мэра Иркутского района о предоставлении земельного участка для цели, не связанной со строительством, и не направило его копию заявителю, договор безвозмездного пользования земельным участком от имени Иркутского районного муниципального образования с заявителем не заключило. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что Администрацией Иркутского районного муниципального образования заявление Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское» о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов площадью 56 тыс. квадратных метров, расположенного в районе п. Дзержинский для организации и размещения Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское», в установленном законом порядке и сроки рассмотрено не было, в связи с чем нарушены права и законные интересы заявителя.

Довод ответчика о том, что заявление от 18.01.2011 было рассмотрено 17.02.2011 на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель на территории Иркутского района и принято решение рекомендовать удовлетворить заявление товарищества, по мнению суда, несостоятелен и не может быть принят во внимание, поскольку обращение ДНТ «Дзержинское» с заявлением от 18.01.2011 о предоставлении земельного участка имело своей конечной целью получение земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов, что прямо следует из заявления, однако, до настоящего времени участок заявителю не предоставлен, соответствующее постановление мэра Иркутского района о предоставлении земельного участка отсутствует. Поскольку ответчиком не выполнены действия, предусмотренные п. п. 6.3 и 6.4 раздела 4 Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, утвержденного решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 31.10.2008 № 52-392/РД, суд полагает, что в данном случае имеет место бездействие Администрации Иркутского районного муниципального образования, выразившееся в не рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

А поэтому, учитывая изложенные обстоятельства, бездействие Администрации Иркутского районного муниципального образования, выразившееся в не рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов площадью 56 тыс. квадратных метров, расположенного в районе п. Дзержинский для организации и размещения Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское», следует признать незаконным, как несоответствующее требованиямЗемельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, утвержденного решением Иркутской районной Думы от 31.10.2008 № 52-392/РД, а также нарушающее права и законные интересы заявителя.

Суд считает необходимым в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать Администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское», а именно обязать рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном Положением о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, утвержденным решением Иркутской районной Думы от 31.10.2008 № 52-392/РД.

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком – лицом, обратившимся в суд, и государством.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога (сбора) прекращается уплатой налога (сбора) налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты пошлины прекращаются.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В этой связи то обстоятельство, что ответчиком является государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов. Законодательством не предусмотрено освобождение государственных или муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу (письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2009 № ВАС-СО3/УП-456).

На основании изложенного, с Администрации Иркутского районного муниципального образования в пользу Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным бездействие Администрации Иркутского районного муниципального образования, выразившееся в не рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов площадью 56 тыс. квадратных метров, расположенного в районе п. Дзержинский для организации и размещения Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское», как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Положению о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, утвержденному решением Иркутской районной Думы от 31.10.2008 № 52-392/РД.

Обязать Администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское» путем рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в порядке, установленном Положением о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, утвержденным решением Иркутской районной Думы от 31.10.2008 № 52-392/РД.

Взыскать с Администрации Иркутского районного муниципального образования в пользу Дачного некоммерческого товарищества «Дзержинское» 2000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья Л.А.Куклина