АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-15141/2013
« 25 » декабря 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24 декабря 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шульги Н. О..,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акопян Е. Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеилимском районе Иркутской области (ОГРН 1023802657251, место нахождения: 665651, Иркутская область, г. Железногорск-Илимский, Нижнеилимский район, квартал 2, дом 73)
к Министерству финансов Иркутской области (место нахождения: 664027, г. Иркутск, ул. Ленина, 1а)
третье лицо: областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Железногорская центральная районная больница» (место нахождения: Иркутская область, г. Железногорск-Илимский)
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Лемзякова Н. Н., в подтверждение полномочий представлены доверенность, служебное удостоверение;
от ответчика: не явились, уведомлены;
от 3-го лица: не явились, уведомлены,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеилимском районе Иркутской области (далее - УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству финансов Иркутской области о признании незаконными действий по возвращению исполнительного документа – постановления УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 25.07.2008 № 122, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия к исполнению указанного исполнительного документа.
Представитель УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области в судебном заседании поддержала заявленные требования, повторив доводы, изложенные в заявлении и дополнении к нему.
Ответчик, 3-е лицо, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Ответчиком представлен отзыв по делу, в котором он указал в том числе на пропуск УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, что Муниципальное учреждение здравоохранения «Речушинская участковая больница» (далее - МУЗ «Речушинская участковая больница») зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Нижнеилимского района Иркутской области 27.11.1992, регистрационный номер 690. Учреждение поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Иркутской области и УОБАО 05.12.1995, ИНН 3834004230.
19.12.2003 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о данном юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за № 1033802658768.
05.03.2012, в связи с переименованием МУЗ «Речушинская участковая больница» в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Речушинская участковая больница» (далее - МБУЗ «Речушинская участковая больница»), в ЕГРЮЛ зарегистрированы соответствующие изменения, внесенные в учредительные документы юридического лица, запись за № 212-380-5007676.
В связи с изменением действующего законодательства муниципальные учреждения здравоохранения, находящиеся в муниципальной собственности муниципальных образований Иркутской области, в том числе, МБУЗ «Речушинская участковая больница», были переданы в государственную собственность Иркутской области (распоряжение Министерства имущественных отношений Иркутской области от 31.10.2012 № 887/и «О передаче муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Иркутской области»).
14.11.2012 Министерством здравоохранения Иркутской области издано распоряжение № 1492-мз, в соответствии с которым переименованы муниципальные учреждения здравоохранения, передаваемые из муниципальной собственности в государственную собственность Иркутской области, в том числе МБУЗ «Речушинская участковая больница» переименовано в Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Вихоревская городская больница» (далее - ОГБУЗ «Речушинская участковая больница»).
В соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Иркутской области от 11.04.2013 № 535-мр, вынесенным во исполнение распоряжения Правительства Иркутской области от 29.03.2013 № 112-рп, ОГБУЗ «Железногорская центральная районная больница» реорганизовано в форме присоединения к нему областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ново-Игирменская городская больница», областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Рудногорская городская больница», областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Речушинская участковая больница», областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Березняковская участковая больница», с сохранением основных целей деятельности учреждения.
26.08.2013 в единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие записи за № 213-380-5023185, № 213-380-5023207, № 213-380-5023229, № 213-380-5023240 о внесении изменений в сведения о юридическом лице - ОГБУЗ «Железногорская центральная районная больница», содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с присоединением к нему юридических лиц при реорганизации в форме присоединения; запись за № 2133805023174 о прекращении ОБГУЗ «Речушинская участковая больница» деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения. Правопреемником прав и обязанностей ОГБУЗ «Речушинская участковая больница» является ОГБУЗ «Железногорская центральная районная больница» (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, листы дела 10-14, 15-18, 19-25, 26-29).
25 июля 2008 года УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области на основании решения № 223 от 21.07.2008 было принято постановление № 122 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя – организации МУЗ «Речушинская участковая больница» задолженности в размере 3801 руб. 11 коп.
Данное постановление было направлено УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области в Финансовое управление администрации Нижнеилимского муниципального района на исполнение.
Письмом от 14.01.2013 № 45-10 Финансовое управление возвратило взыскателю исполнительные документы в отношении должника – МБУЗ «Речушинская участковая больница», в том числе постановление от 25.07.2008 № 122, в связи с закрытием 09.01.2013 в финансовом органе лицевых счетов данного учреждения.
Письмом от 17.05.2013 № ИР-10/2653 УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области направило вышеуказанный исполнительный документ для исполнения в Министерство финансов Иркутской области. При этом в письме в качестве должника указано ОГБУЗ «Речушинская участковая больница».
Письмом от 30.05.2013 № 52/5/1-10/124 Министерство финансов Иркутской области возвратило представленный документ без исполнения в связи с пропуском срока предъявления его к исполнению. Дополнительно сообщило, что должнику - МУЗ «Речушинская участковая больница» в министерстве финансов лицевой счет не открыт.
УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области, полагая, что действия Министерства финансов Иркутской области по возвращению постановления от 25.07.2008 № 122 не соответствуют закону, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в дело доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Данная норма является императивной. Восстановление пропущенного срока законодатель ставит в зависимость от наличия уважительной причины.
Частью 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иными федеральными законами либо арбитражным судом.
В статье 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 367-О от 18.11.2004 года разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Судом установлено, что УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области о нарушении своих прав узнало 04.06.2013, что подтверждается отметкой на оспариваемом письме (вх. № 2457), однако в суд обратилось лишь 10.10.2013, то есть за пределами срока установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области указало, что причиной пропуска срока подачи заявления является высокая загруженность и недостаточное количество специалистов УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области. Вступившие в законную силу нормы Федерального закона № 212-ФЗ увеличили количество случаев обращения органа Пенсионного фонда в судебные органы более чем в три раза. С учетом данного обстоятельства в совокупности с незначительностью времени пропуска заявитель полагал, что пропущенный срок подлежит восстановлению. Кроме этого, по мнению заявителя, течение срока установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нельзя связывать с получением Пенсионным фондом письма Министерства финансов. Срок на обращение в суд с соответствующим заявлением необходимо исчислять с момента обращения специалистов персонифицированного учета УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области со служебной запиской от 12.08.2013 о проверке правомерности действий Минфина в юридический отдел УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области.
Рассмотрев ходатайство УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области о восстановлении пропущенного срока, суд считает необходимым отметить, что высокая загруженность и недостаточное количество специалистов УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области, являющиеся внутренними организационными проблемами юридического лица, не могут быть расценены в качестве уважительных причин, препятствовавших своевременной подаче заявления в суд. По мнению суда, обнаружение специалистами отдела персонифицированного учета факта возврата исполнительного документа и обращение с соответствующей служебной запиской в юридический отдел учреждения только 12.08.2013, также относится к внутренним причинам, возникшими не в силу объективных, непреодолимых обстоятельств, а вследствие установленного в Управлении порядка организации своей работы, который определяется в большей мере субъективным усмотрением руководства.
Доказательств наличия объективных препятствий для своевременного обращения в суд заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах ходатайство УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании действий министерства финансов Иркутской области по возврату исполнительного документа не подлежит удовлетворению.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2006 № 16228/05, пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Так как каких-либо объективных доказательств наличия обстоятельств, бесспорно препятствующих обращению в суд в сроки, установленные частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не представлено, а также учитывая, что пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, заявленные УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 115, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н. О. Шульга