АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-15216/09-43
09.11.2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02.11.2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09.11.2009 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Олейниковой Е.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Южное управление жилищно-коммунальными системами»
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска
о признании незаконным решения №07-3713 от 05.03.2009г.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности;
от налогового органа: ФИО2 – представитель по доверенности, ФИО3 – представитель по доверенности;
установил:
Открытое акционерное общество «Южное управление жилищно-коммунальными системами» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска (далее – налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании незаконным решения №07-3713 от 05.03.2009г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, представители налогового органа требования не признали, ссылаясь на законность оспариваемого решения.
Дело в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, заслушав объяснения представителей заявителя и инспекции, судом установлены следующие обстоятельства.
20 октября 2008г. Открытым акционерным обществом «Южное управление жилищно-коммунальными системами» представлена в инспекцию налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008г. в электронном виде.
По результатам проведения камеральной проверки данной декларации налоговым органом принято решение №07-3713 от 05.03.2009г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым общество привлечено налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008г. в виде штрафа в размере 272.036 рублей 40 копеек.
Решение инспекции №07-3713 от 05.03.2009г. обжаловано обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
Решением №26-16/09311 Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области решение №07-3713 Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», не согласившись с решением №07-3713 от 05.03.2009г., обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этого решения незаконным.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008г. представлена в налоговую инспекцию своевременно – 20.10.2008г., что подтверждается письмом оператора связи ООО НПФ «ФОРУС», поэтому считает, что указанное решение нарушает его права и законные интересы.
Представители инспекции в судебном заседании требования не признали, ссылаясь на законность оспариваемого ненормативного правового акта.
Налоговый орган указал, что налогоплательщиком представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008г. в электронном виде, обработка которой не произведена, поскольку данные, содержащиеся в файле, представлены как неформализованная отчетность. В связи с чем протокол входного контроля, содержащий информацию о приеме формализованной отчетности налогоплательщику не направлен. Системой автоматически направлен отчет с пометкой «не принят». При таких обстоятельствах налоговый орган считает правомерным привлечение общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Оценив представленные доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителя о признании незаконным решения №07-3713 от 05.03.2009г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса РФ, налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета образует состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ, и влечет взыскание штрафа.
В силу статьи 143 НК РФ ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Пунктом 5 статьи 174 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации по исчислению и уплате налога в срок до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с вышеуказанными нормами общество обязано представить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008г. не позднее 20.10.2000г.
Судом установлено, что обществом, 20.10.2008г. в налоговый орган отправлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008г. в электронном виде путем отправки по телекоммуникационным каналам связи через специализированного оператора связи ООО НПФ «ФОРУС» (договор от 03.08.2006г. №ЭОКС/2006-4414).
Порядок предоставления отчетности в электронном виде регламентируется Приказом ФНС России №ММ-3-13/230@ от 13.04.2007г.
Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008г. направлена обществом в налоговую инспекцию как неформализованная отчетность, поскольку содержала ошибку формата представления электронного документа.
Указанная ошибка не позволила налоговой инспекции раскрыть и ознакомиться с содержанием данного файла.
Таким образом, предметом доказывания по настоящему делу является установление юридически значимого обстоятельства – что обществом спорная налоговая декларация направлена 20.10.200г. в налоговый орган.
В соответствии с «Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», утвержденным приказом МНС РФ от 02.04.2002 г. № БГ-3-32/169 (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.05.2002 г. № 3437), участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде являются налогоплательщики, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговой декларации в электронном виде по каналам связи от налогоплательщика налоговому органу.
Во исполнение положений статьи 80 Налогового кодекса РФ Министерством Российской Федерации по налогам и сборам Приказом МНС Российской Федерации от 02.04.2002г. №БГ-3-32/169 утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с пунктом 4 раздела 2 указанного Порядка, датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
ООО НПФ «ФОРУС», направленным в адрес ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» письмом от 12.02.2009г. №ФОРУС/2009-02-12-01, подтвердил факт отправки электронной отчетности по каналам связи ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» 20.10.2008г.
В силу пункта 3.2 «Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности», утвержденного Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 4 февраля 2004 года №БГ-3-06/76 (далее - Регламент), датой представления налоговой декларации считается дата отправки декларации, «зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи».
ООО НПФ «Форус» проведена экспертиза отправки ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008г, проверкой подлинности предоставленных документов установлено, что:
- сертификат открытого ключа ОАО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» является действительным (срок действия сертификата не истек, сертификат не аннулирован, действие сертификата не приостановлено);
- сертификат открытого ключа Специализированного оператора связи является действительным (срок действия сертификата не истек, сертификат не аннулирован, действие сертификата не приостановлено);
- вышеперечисленные файлы подписаны отправителями и подписи верны и фиксируют дату отправки 20 октября 2008г.;
- электронный документ «Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008г.» (ИНН/КПП: <***>/381101001) является подлинным.
Довод налоговой инспекции о не представлении протокола входного контроля, являющимся в соответствии с пунктом 6.11 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 г. № БГ-3-32/705@ «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», документом, подтверждающим принятие налоговой декларации в электронном виде является несостоятельным, поскольку названные Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом и носят рекомендательный характер.
Кроме того, в этом случае факт наличия либо отсутствия протокола входного контроля не имеет правового значения, поскольку представлены доказательства отправки обществом по телекоммуникационным каналам связи налоговой декларации, дата представления декларации в данном случае подтверждена специализированным оператором связи.
При этом несоответствие направленной налоговой декларации установленному формату представления не может опровергнуть выводы о ее своевременном представлении в налоговый орган, а также не влияет на правильность исчисления подлежащего уплате налога. Кроме того, правильность исчисления налогоплательщиком налога по данной декларации налоговым органом не подвергается сомнению и не оспаривается.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003г. №71, расширение сферы действия норм Налогового кодекса РФ о налоговой ответственности недопустимо.
Поскольку диспозиция статьи 119 Налогового кодекса РФ предусматривает ответственность за не представление декларации в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за непринятие декларации налоговым органом в связи с наличием в ней ошибок, в том числе связанных с ее представлением, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных приложений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно – правовому акту, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному ненормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговый орган не представил суду доказательства в подтверждение оснований, послуживших для принятия оспариваемого решения, а именно несвоевременного представления в инспекцию налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008г., и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 272.036 рублей 40 копеек.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поэтому надлежит признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска №07-3713 от 05.03.2009г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», как несоответствующее статьям 101, 108, 109, 119 НК РФ.
Налогоплательщиком представлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска от 05.03.2009г. №07-3713 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление о признании ненормативного правовых актов недействительными, решений и действий незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Учитывая, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска от 05.03.2009г. №07-3713 вступило в законную силу 18.05.2009г., а заявление обществом подано в арбитражный суд 23.07.2009г., о чем свидетельствует штамп канцелярии суда, то трехмесячный срок для обращения в суд налогоплательщиком не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ следует взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска в пользу Открытого акционерного общества «Южное управление жилищно-коммунальными системами» государственную пошлину в размере 2.000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска №07-3713 от 05.03.2009г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», как несоответствующее статьям 101, 108, 109, 119 НК РФ.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска в пользу Открытого акционерного общества «Южное управление жилищно-коммунальными системами» государственную пошлину в размере 2.000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Д. Седых