АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-15256/2012
19.10.2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12.10.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.10.2012 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Чемезовой Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества "Байкал-Отель" (ОГРН <***>, ИНН <***>, местонахождение: г. Иркутск, б. ФИО1, 44)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области от 04.07.2012г. "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов",
об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя – осуществить государственную регистрацию юридического лица ЗАО "Региональная компания "Байкал-Отель", создаваемого путем реорганизации в форме выделения,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель по доверенности ФИО2.;
от ответчика: представитель по доверенности ФИО3
установил:
Закрытое акционерное общество "Байкал-Отель" (далее – ЗАО «Байкал-отель», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (далее – МИ ФНС №17, налоговый орган) от 04.07.2012г. "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя – осуществить государственную регистрацию юридического лица ЗАО "Региональная компания "Байкал-Отель", создаваемого путем реорганизации в форме выделения.
В судебном заседании представитель ЗАО «Байкал-отель» поддержал заявленные требования.
Представитель налогового органа заявленные требования оспорил по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях.
Как следует из материалов дела, 20.07.2011 внеочередным общим собранием акционеров ЗАО «Байкал-отель» было принято решение реорганизовать ЗАО «Байкал-отель» в форме выделения юридического лица ЗАО «Региональная компания «Байкал-отель»
( протокол №03/07-11 от 20.07.2011), принято решение о создании ЗАО «Региональная компания «Байкал-отель», установлены порядок и условия выделения, в том числе порядок распределения акций выделяемого юридического лица, утвержден разделительный баланс и устав, назначены ревизор и исполнительный орган ЗАО «Региональная компания «Байкал-отель».
27.06.2012 в налоговый орган представлены документы для государственной регистрации юридического лица ЗАО «Региональная компания «Байкал-отель», создаваемого путем реорганизации в форме выделения.
04.07.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области принято решение об отказе в государственной регистрации ЗАО «Региональная компания «Байкал-отель» в связи с тем, что в представленном для государственной регистрации Заявлении отсутствуют листы приложения к заявлению, содержащие сведения об учредителях Общества.
В обоснование отказа налоговый орган ссылается на подпункт «д» пункта 1 статьи 5 Закона №129-ФЗ, согласно которому в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица.
Кроме того, согласно пункту 4.2 раздела П приказа ФНС РФ от 01.11.2004
№САЭ-3-09/16@ при представлении заявления о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества, производственного кооператива в сведениях об учредителях указываются данные всех учредителей юридического лица.
В связи с отсутствием листов приложения к заявлению, содержащих сведения об учредителях общества, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 федерального закона №129-ФЗ налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Заявитель в обоснование доводов о незаконности указанного решения налогового органа указал, что согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации №439 от 19.06.2002 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в частности, форма Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации». При заполнении пункта 3 данной формы, а также листов А к форме Р12001 необходимо руководствоваться сносками к этому пункту и к листу А. Согласно данным сноскам пункт 3 формы и лист А заполняется только при реорганизации обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, учреждений, унитарных предприятий, жилищных накопительных кооперативов.
Поскольку на регистрацию представлены документы о реорганизации закрытого акционерного общества «Байкал-отель» в форме выделения закрытого акционерного общества «Региональная компания «Байкал-отель», заявитель считает, что требование о представлении сведений об учредителях общества в данном случае не обосновано.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование правомерным и подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 08.08.2001 №129-ФЗ (далее – закон №129-ФЗ) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти . В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений. В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 федерального закона №129-ФЗ представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта 1.2 статьи 9 заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Согласно расписке о получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица, 27.06.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 в отношении ЗАО «Региональная компания «Байкал-отель» получены: заявление о создании юридического лица при выделении, документ об уплате госпошлины, устав юридического лица, разделительный баланс и доверенность представителя.
Таким образом, все необходимые документы для регистрации ЗАО «Региональная компания «Байкал-отель» представлены налоговому органу.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №439 ( в редакции от 09.03.2010) утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе - форма N Р12001 - "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации" (приложение N 2).
Согласно данному приложению №2 сведения об участниках юридического лица указываются на листе «А». Сведения об участниках юридического лица – физических лицах указываются на листе «Б».
Ранее действовала форма заявления №Р12001 , согласно которой лист А заполнялся на каждого участника, независимо от организационно-правовой формы.
Однако новая форма заявления №Р12001 предусматривает, что лист А, а также лист Б заполняется на каждого участника хозяйственного товарищества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. В заявлении на листе А «Сведения об участниках юридического лица - юридических лицах» и на листе Б «Сведения об участниках юридического лица – физических лицах» имеется ссылка на то, что лист А заполняется только при реорганизации обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, учреждений, унитарных предприятий, жилищных накопительных кооперативов.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 №439 Приказом ФНС России от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица. Порядок заполнения заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, установлен разделом Ш Методических разъяснений, согласно которому при представлении в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации ( форма №Р12001),обязательному заполнению подлежат листы А,Б,Г,Ж или З,И приложения к указанному заявлению. Представление других незаполненных листов приложения к заявлению не требуется.
При этом суд отмечает, что данные Методические разъяснения были разработаны на основании тех форм заявлений, которые действовали на момент утверждения вышеназванного Приказа ФНС России.
Вместе с тем форма №Р12001 постановлением Правительства РФ от 13.12.2005 №760 изложена в новой редакции, в соответствии с которой листы А и Б заполняются только при реорганизации обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, учреждений, унитарных предприятий, жилищных накопительных кооперативов.
До настоящего времени соответствующие изменения в Приказ ФНС РФ от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@ не внесены.
Учитывая изложенное, при представлении в регистрирующий орган заявления по форме №Р12001 при реорганизации акционерных обществ заполнение листов А и Б приложения к заявлению не требуется.
Основания отказа государственной регистрации юридического лица предусмотрены статьей 23 закона №129-ФЗ. Согласно подпункту «а» части 1 статьи 23 закона №129-ФЗотказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Из материалов дела следует, что ЗАО «Байкал-отель» представило в регистрирующий орган все документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в регистрации ЗАО «Региональная компания «Байкал-отель», в связи с чем решение налогового органа является недействительным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области от 04.07.2012г. "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - осуществить государственную регистрацию юридического лица ЗАО "Региональная компания "Байкал-Отель", создаваемого путем реорганизации в форме выделения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области в пользу Закрытого акционерного общества «Байкал-отель» расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №1152 от 13.07.2012.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.Ю.Чемезова