ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15382/20 от 03.12.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                  

09.12.2020 г.                                                                                          Дело № А19-15382/2020

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.12.2020 г.

Решение в полном объеме изготовлено 09.12.2020 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дугаржаповой Е.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Заместителя прокурора Иркутской области (ПРОКУРАТУРЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 17.01.1992, адрес: 664011, <...>) в интересах Российской Федерации в лице ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>)

к МИНИСТЕРСТВУ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 28.12.2007, адрес: 664003, <...>),

ОБЛАСТНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ АВТОНОМНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 22.02.1994, место нахождения: 664081, <...>)

о признании договоров недействительными,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, служебное удостоверение;

от ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: не явился, извещен,

от ответчика (МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ): ФИО2, доверенность, паспорт;

от ответчика (ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"): ФИО3, доверенность, диплом, паспорт.

установил:

Заместитель прокурора Иркутской области (далее – истец) в интересах Российской Федерации в лице ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к МИНИСТЕРСТВУ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБЛАСТНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ АВТОНОМНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" (далее - ответчики) о признании недействительными договора купли-продажи лесных насаждений № 8 от 06.02.2020, договора купли-продажи лесных насаждений № 9 от 06.02.2020, договора купли-продажи лесных насаждений № 40 от 12.04.2019, договора купли-продажи лесных насаждений  № 41 от 12.04.2019, договора купли-продажи лесных насаждений  № 42 от 12.04.2019, договора купли-продажи лесных насаждений  № 44 от 12.04.2019, договора купли-продажи лесных насаждений  № 45 от 12.04.2019.

В обоснование иска указано, что действующим лесохозяйственным регламентом Падунского лесничества создание противопожарных разрывов на спорных участках не предусмотрено, оснований для проведения мероприятий по охране лесов в виде прокладки противопожарного разрыва не имелось, при заключении оспариваемых договоров публичные процедуры не проводились, оспариваемые договоры купли-продажи являются недействительными.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явилось, заявлений, ходатайств не направило.

Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец исковые требования поддержал, дал пояснения.

Ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ исковые требования признал, дал пояснения.

Ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" исковые требования не признал, дал пояснения.

Выслушав лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Между ответчиком - МИНИСТЕРСТВОМ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ и ответчиком - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 8 от 06.02.2020, согласно условиям которого на основании государственного задания АУ «Лесхоз Иркутской области» № 1 от 30.12.2019 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обязалось передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области в собственность ответчика - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" для заготовки древесины в соответствии со ст. 29.1 ЛК РФ, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" обязался принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом 3 договора.

Из пункта 2 договора следует, что местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 25, выдел № 34, 39, 44.

Пунктом 5 договора установлено, что форма рубки – сплошная. Вид рубки: рубка лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов предусмотренной ст. 13 ЛК РФ (противопожарный взрыв).

По акту приема-передачи от 06.02.2020 ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ передал, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" принял лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области. Местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 25, выдел № 34, 39, 44.

Между ответчиком - МИНИСТЕРСТВОМ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ и ответчиком - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 9 от 06.02.2020, согласно условиям которого на основании государственного задания АУ «Лесхоз Иркутской области» № 1 от 30.12.2019 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обязалось передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области в собственность ответчика - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" для заготовки древесины в соответствии со ст. 29.1 ЛК РФ, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" обязался принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом 3 договора.

Из пункта 2 договора следует, что местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 34, выдел № 3, 4, 5.

Пунктом 5 договора установлено, что форма рубки – сплошная. Вид рубки: рубка лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов предусмотренной ст. 13 ЛК РФ (противопожарный взрыв).

По акту приема-передачи от 06.02.2020 ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ передал, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" принял лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области. Местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 34, выдел № 3, 4, 5.

Между ответчиком - МИНИСТЕРСТВОМ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ и ответчиком - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 44 от 12.04.2019, согласно условиям которого на основании государственного задания АУ «Лесхоз Иркутской области» № 1 от 24.12.2018 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обязался передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области в собственность ответчика - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" для заготовки древесины в соответствии со ст. 29.1 ЛК РФ, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" обязался принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом 3 договора.

Из пункта 2 договора следует, что местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 40, выдел № 3,4.

Пунктом 5 договора установлено, что форма рубки – сплошная. Вид рубки: рубка лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов предусмотренной ст. 13 ЛК РФ (противопожарный взрыв).

По акту приема-передачи от 12.04.2019 ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ передал, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" принял лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области. Местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 40, выдел № 3,4.

Между ответчиком - МИНИСТЕРСТВОМ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ и ответчиком - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 42 от 12.04.2019, согласно условиям которого на основании государственного задания АУ «Лесхоз Иркутской области» № 1 от 24.12.2018 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обязался передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области в собственность ответчика - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" для заготовки древесины в соответствии со ст. 29.1 ЛК РФ, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" обязался принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом 3 договора.

Из пункта 2 договора следует, что местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 30, выдел № 1, 3, 11.

Пунктом 5 договора установлено, что форма рубки – сплошная. Вид рубки: рубка лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов предусмотренной ст. 13 ЛК РФ (противопожарный взрыв).

По акту приема-передачи от 12.04.2019 ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ передал, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" принял лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области. Местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 30, выдел № 1, 3, 11.

Между ответчиком - МИНИСТЕРСТВОМ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ и ответчиком - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 41 от 12.04.2019, согласно условиям которого на основании государственного задания АУ «Лесхоз Иркутской области» № 1 от 24.12.2018 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обязался передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области в собственность ответчика - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" для заготовки древесины в соответствии со ст. 29.1 ЛК РФ, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" обязался принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом 3 договора.

Из пункта 2 договора следует, что местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 30, выдел № 3.

Пунктом 5 договора установлено, что форма рубки – сплошная. Вид рубки: рубка лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов предусмотренной ст. 13 ЛК РФ (противопожарный взрыв).

По акту приема-передачи от 12.04.2019 ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ передал, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" принял лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области. Местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 30, выдел №  3.

Между ответчиком - МИНИСТЕРСТВОМ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ и ответчиком - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 40 от 12.04.2019, согласно условиям которого на основании государственного задания АУ «Лесхоз Иркутской области» № 1 от 24.12.2018 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обязался передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области в собственность ответчика - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" для заготовки древесины в соответствии со ст. 29.1 ЛК РФ, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" обязался принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом 3 договора.

Из пункта 2 договора следует, что местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 30, выдел № 3.

Пунктом 5 договора установлено, что форма рубки – сплошная. Вид рубки: рубка лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов предусмотренной ст. 13 ЛК РФ (противопожарный взрыв).

По акту приема-передачи от 12.04.2019 ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ передал, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" принял лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области. Местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 30, выдел №  3.

Между ответчиком - МИНИСТЕРСТВОМ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ и ответчиком - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 45 от 12.04.2019, согласно условиям которого на основании государственного задания АУ «Лесхоз Иркутской области» № 1 от 24.12.2018 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обязался передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области в собственность ответчика - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" для заготовки древесины в соответствии со ст. 29.1 ЛК РФ, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" обязался принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом 3 договора.

Из пункта 2 договора следует, что местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 40, выдел № 4.

Пунктом 5 договора установлено, что форма рубки – сплошная. Вид рубки: рубка лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов предусмотренной ст. 13 ЛК РФ (противопожарный взрыв).

По акту приема-передачи от 12.04.2019 ответчик - МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ передал, а ответчик - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" принял лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в собственности Иркутской области. Местоположение лесных насаждений: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 40, выдел №  4.

Истцом указано, что лесные насаждения по вышеуказанным договорам купли-продажи переданы автономному учреждению для проведения сплошных рубок в целях создания противопожарного разрыва.

Письмом Администрация Озернинского сельского поседения от 10.09.2019 № 219 направила начальнику Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству ФИО4 обращение жителей п. Озерный, просила предотвратить всевозможные рубки в 34 квартале ориентировочно выдел 9, 10, 11, 23-3/36, 29, квартал 35 выдел 29, 21/6.

Из обращения жителей пос. Озерный следует, что жители обеспокоены тем, что в 34 квартале ориентировочно выдел 9, 10, 11, 23-3/36, 29, квартал 35 выдел 29, 21/6 отведены деляны, якобы для рубок ухода; указанные выделы – грибные места, сосновый бор, на окраине поселения в этих кварталах разработаны земельные участки под посадку картофеля; жители категорически против этих рубок; вырубка леса наносит вред экологии, нарушают эстетический вид вокруг поселения, сельские жители не имеют денежного дохода для отдыха в иных местах России и зарубежья, единственной радостью семей с детьми является поход в лес в любое время года, больше половины семей живут за чертой бедности, и не может позволить себе полноценную белковую пищу и фрукты для детей, что восполняется грибами и ягодами из леса. Для малоимущих семей сбор грибов – доход в семейный бюджет. Этой возможности жители поселка будут лишены  в случае, если значительное количество деревьев вокруг поселения вырубят. Жители поселка просят о помощи и защите в том, чтобы сохранить лес вокруг села. (л.д. 90).

Письмом Администрация Озернинского сельского поседения от 20.03.2020 просила начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству ФИО4 пояснить правомерность вырубки лесных насаждений, и с какой целью вырубается лес вблизи пос. Озерный, происходит вырубка леса на окраине поселка выдел 9, 10, 11, местность, где вырубается лес имеет историческое значение для поселка. (л.д. 88).

Письмом Министерство лесного комплекса Иркутской области от 15.05.2020, направило Заместителю прокурора области Шергину Р.Ю. обращение главы Озернинского сельского поселения ФИО5 № 166 от 20.03.2020 о незаконности рубки лесных массивов на окраине поселка Озерный Братского района Иркутской области.

Решением о проведении проверки № 23 от 19.05.2020 заместитель прокурора Иркутской области Шергиным Р.Ю. решено провести проверку Министерства лесного комплекса Иркутской области с целью проверки исполнения министерством лесного комплекса Иркутской области лесного законодательства при проведении рубок лесных насаждений на территории Падунского лесничества Озерного участкового лесничества на основании информации о допускаемых нарушениях при проведении рубок лесных насаждений на территории Падунского лесничества Озерного участкового лесничества. Предметом проверки явилось выявление фактов и обстоятельств, свидетельствующих о наличии (отсутствии) нарушений законодательства при исполнении министерством лесного комплекса Иркутской области лесного законодательства при проведении рубок лесных насаждений на территории Падунского лесничества Озерного участкового лесничества. Срок проведения проверки установлено с 19.05.2020 по 18.06.2020. (л.д. 92).

Из акта осмотра от 20.05.2020 следует, что в ходе осмотра лесного участка, расположенного в квартале № 25, выд. 34, 39, 44 Озерный дачи Озерного участкового лесничества Падунского лесничества, установлено, что на территории участка размещен противопожарный разрыв, который вырублен на всей отведенной площади, визиры просматриваются, по углам установлены деляночные столбы, подписи отсутствуют. Очистка лесного участка произведена не по всей вырубленной площади, порубочные остатки уложены в валы, на границе  противопожарного разрыва проложены минерализованные полосы, дорога проложена по  середине разрыва. Минерализованные полосы проложены бульдозером. Территория, где обустроен противопожарный разрыв, не граничит со зданиями и сооружениями, расположенными на территории лесничества, а также вне лесничества. Противопожарный разрыв не граничит с населенным пунктом (п. Озерный Братского района), не отделяют лесные насаждения лесного фонда от населённого пункта, не расположен параллельно границам населенного пункта. Противопожарный разрыв не является дополнением к естественным разрывам (рекам, озерам, безлесным пространствам, лиственным насаждениям), а также к железнодорожным и автомобильным дорогам. Какие-либо особо защитные участки леса, памятники природы, особо охраняемые территории, строения, сооружения, безопасность которых обеспечивается в результате создания противопожарного разрыва отсутствуют. С северной стороны противопожарный разрыв граничит с лесной дорогой, с южной стороны с лесным участком, расположенным в кв. 34 , выдел 3,4,5 Озерной дачи Озерного участкового лесничества, отведённым для целей обустройства противопожарного разрыва, частично вырубленного. В ходе осмотра лесного участка, расположенного в кв. 34 выд. 3, 4, 5 установлено, что на территории участка проектировалось создание противопожарного разрыва, общая площадь отвода составляет 8,1 га, рубкой пройдена часть лесного участка, отведенного для создания противопожарного разрыва на общей площади 2.2 га, в западной стороне создаваемого противопожарного разрыва вершинные части стволов уложены в валы и примыкают к стене леса, минерализованная полоса отсутствует. На остальной площади, пройденной рубкой, по границам противопожарного разрыва проложены минерализованные полосы отвалом бульдозера, по середине противопожарного разрыва проложена дорога, являющаяся минерализованной полосой. Выдел 3 квартал 34 Озерной дачи Озерного участкового лесничества, относящийся к категории особо защитных участков лесов рубкой не пройдена. Произведен осмотр земельного участка, расположенного на берегу Братского водохранилища – пункт хранения древесины, вырубленной в кв. 25, выд. 34, 39, 44, кв. 34, выд. 3, 4, 5 Озерной дачи . В ходе осмотра установлено, что на участке хранится 6 штабелей древесины – круглых лесоматериалов (сортиментов).

Согласно заключению по результатам участия в проверке, проведенной прокуратурой Иркутской области от 22.05.2020 в нарушение статьи 119 ЛК РФ часть противопожарного разрыва в выделе 3, квартала 34, Озерной дачи, Озерного участкового лесничества на площади 0,6 га запроектировано на особо защитном участке лесов, на момент осмотра рубка леса на данном лесном участке не произведена. Цель принятия мер противопожарного обустройства лесов (предупреждение лесных пожаров) при создании противопожарного разрыва на территории Падунского лесничества Озерного участкового лесничества Озерной дачи в кв. 25, выделах 34, 39, 44 не обеспечивается. Как установлено проверкой, в действующем лесохозяйственном регламенте Падунского лесничества отсутствует информация о запроектированных и созданных противопожарных разрывах, расположенных в выделах 34, 39, 44 квартале 25, Озерной дачи Озерного участкового лесничества. Оснований для создания указанного противопожарного разрыва не имелось.

Также истцом указано, что в соответствии с информацией, предоставленной министерством лесного комплекса Иркутской области, выдел 1, 3, 11 квартал 30, выдел 3, 4 квартал 40 Озерной дачи Озерного участкового лесничества Падунского лесничества, лесные насаждениях которых переданы в сплошную рубку по оспариваемым договорам купли-продажи № 40, 41, 42, 44, 45, расположены в границах водоохраной зоны Братского водохранилища, внесённой в единый государственный реестр недвижимости. Данные обстоятельства подтверждаются заключением специалиста – кадастрового инженера ООО «ЦЭИиМ» ФИО6 от 10.06.2020.

Из отзыва ответчика - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" следует, что лесные участки расположенные в кварталах 30, выделы 1, 3, 11, 40 выделы 3, 4 Озерной дачи Озерного участкового лесничества отнесены к защитным лесам – лесам, расположенным в нерестоохранных зонах. Лесохозяйственным регламентом Падунского лесничества Иркутской области утвержденным приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 № 73-мпр не предусмотрено создание противопожарных разрывов на спорных лесных участках.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцом указано на то обстоятельство, что осуществление в защитных лесах мер пожарной безопасности, сопряженных с проведением сплошных рубок запрещено.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерациимероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Согласно части 3  статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом.

Из части 3 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 настоящего Кодекса контракта.

Согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Из части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров.

В соответствии с пунктом 3 раздела 2 формы плана тушения лесных пожаров Правил, пунктом 3 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень мер по противопожарному обустройству лесов, в качестве которых определены прокладка противопожарных разрывов, просек, противопожарных минерализованных полос.

Противопожарные разрывы в соответствии с Перечнем объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N 1283-р, относятся к объектам лесной инфраструктуры.

Действующим лесохозяйственным регламентом Падунского лесничества создание противопожарных разрывов на спорных участках не предусмотрено.

В соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 № 472 (раздел № 4 приложения № 29), ГОСТ Р 57972-2017 «Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования», утв. и введенный Ъ действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.11.2017 № 1792-ст (п. 5.14) противопожарный разрыв -специально разрубленная в лесу просека шириной от 10 до 100 м, очищенная от горючих материалов, с противопожарной минерализованной полосой или дорогой или в виде естественных безлесных территорий, водных пространств в лесах с целью организации препятствий на пути распространения лесных пожаров и создающая условия для их тушения. ППР предназначается для остановки распространения низовых пожаров.

Согласно п. 5.2 указанного ГОСТ основными задачами при планировании и создании объектов противопожарного обустройства лесов являются: обеспечение оптимального режима пожарной безопасности в лесах; предупреждение возникновения загораний и пожаров в лесах; создание условий для обнаружения пожаров в лесах на ранних стадиях: препятствование продвижению пожаров на отдельных участках в лесах с целью снижения возможного ущерба и/или создания условий для их тушения необходимым количеством сил и средств пожаротушения; охрана участков ценных лесов и природных объектов, населенных пунктов и объектов инфраструктуры от угрозы природных (лесных) пожаров; создание условий для своевременного прибытия сил и средств пожаротушения к местам загораний в лесах и к пожарам для их тушения; создание благоприятных условий для эффективного тушения пожаров с учетом локальных особенностей, снижения ущерба лесам и общего вреда от пожаров.

В соответствии с положениями п. 36 ст. 2, ст. 69 Федерального закона от 02.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормативное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных вне территории лесничеств и лесопарков, на территории лесничеств (лесопарков), а также от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков).

Основной целью создания противопожарных разрывов является предупреждение лесных пожаров, предотвращение распространения пожара.

В рассматриваемом случае прокладка противопожарного разрыва не отвечала целям его создания.

Органами местного самоуправления приняты необходимые меры для обеспечения безопасности населенного пункта.

Согласно информации администрации Озернинского сельского поселения от 04.06.2020 № 195 в соответствии с ч. 3 п. 3.8 пп. 3.8.4 и п. 3.9 пп. 3.9.6 Генерального плана Озернинского МО в целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами в северо-восточной стороне Озернинского сельского поселения обустроены противопожарные разрывы шириной 15 метров и минерализованные полосы шириной 1,4 метра. В юго-западной стороне находится водная преграда, ограничивающая населенный пункт от лесного фонда (река Ермаковка и озеро Рудничное). Этих мер достаточно для обеспечения безопасности населенного пункта.

В соответствии с паспортом пожарной безопасности населенного пункта противопожарная преграда установленной ширины (противопожарное расстояние, противопожарная минерализованная полоса, сплошная полоса лиственных деревьев) имеется на всей протяженности границы населенного пункта с лесными участками.

С учетом изложенного, создание противопожарного разрыва не требовалось.

Поскольку оснований для проведения мероприятий по охране лесов в виде прокладки противопожарного разрыва не имелось, договоры купли-продажи подлежали заключению в общем порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьями 75. 77 ЛК РФ договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона.

При заключении оспариваемых договоров публичные процедуры не проводились.

В соответствии с таксационным описанием материалов лесоустройства Падунского лесничества, информацией министерства лесного комплекса Иркутской области от 29.06.2020 выдел 3 кв. 34 Озерной дачи Озерного участкового лесничества отнесен к особо защитным участкам лесов (участки леса вокруг населенных пунктов).

Согласно ч. 1, 2 статье 119 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 21, пп. 31 п. 23 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 № 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.

Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах. К особо защитным участкам лесов отнесены в том числе участки шириной 1 километр вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.

В соответствии с частью 6 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности. несовместимой с их целевым назначением полезными функциями.

Частью 6 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, запрещены.

Согласно статье 119 Лесного кодекса Российской Федерации на особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные, рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

Проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

В данном случае вырубка древесины, для осуществления которой заключен оспариваемый договор купли-продажи лесных насаждений, ни к одной из целей, при которой законодателем допускается сплошная рубка на особо защитных участках лесов, не относится.

Таким образом, в силу прямого запрета на осуществление на особо защитных участков лесов деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, четко определенных случаев возможной в них вырубки, оспариваемая сделка в части передачи лесного участка, относящегося к ОЗУ является ничтожной.

Согласно пп. «в» п. 15.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. становлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещены.

В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально пользуются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, устройство противопожарных минерализованных полос).

Таким образом, осуществление в защитных лесах мер пожарной безопасности, в том числе противопожарных разрывов, не относится к установленным законодательством исключениям, при которых допускается сплошная рубка в защитных лесах.

Осуществление в защитных лесах мер пожарной безопасности, сопряженных с проведением сплошных рубок, запрещено.

Доводы ответчика о том, чтооснования для создания противопожарного разрыва имелись, и оспариваемые договоры заключены в период действия особого противопожарного режима не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно части 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 N 174 (далее - приказ Рослесхоза от 27.04.2012 N 174) утверждены Нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом конкретных критериев пожарной опасности лесов и погодных условий на всей территории Российской Федерации, которые включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1000 га общей площади лесов, то есть установлены перечень и объемы мероприятий.

Установление нормативов противопожарного обустройства лесов отнесено к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Территория Братского района (переданная в рубку под создание ПИР по оспариваемым сделкам) приказом Минприроды России от 18.08.2014 N 367 "Об утверждении перечня лесорастительных зон Российской Федерации и перечня лесных районов Российской Федерации" отнесена к Среднеангарскому таежному району (ранее Приангарский таежный район).

Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов, определены конкретные меры противопожарного обустройства в зависимости от лесного района и категории лесов.

Действующий лесохозяйственный регламент Падунского лесничества также содержит ссылку на то, что нормативы противопожарного обустройства лесов определяются в соответствии с Приказом Рослесхоза № 174 от 27.04.2020.

В соответствии с данным приказом прокладка противопожарных разрывов на спорной территории не планируется.

Создание противопожарных разрывов на спорных участках как объекта лесной инфраструктуры лесохозяйственным регламентом Падунского лесничества не предусмотрено.

В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 02.04.2019 № 277-пп особый противопожарный режим введен на территории Братского района и г. Братска с 01.05.2019 и до 15.07.2019, что соответственно не могло явиться причиной для создания противопожарных разрывов и заключения оспариваемых сделок. Договоры купли-продажи лесных насаждений в данном случае заключены за пределами указанного периода. Потребности в создании противопожарных разрывов не имелось ввиду того, что органами местного самоуправления были приняты необходимые меры для обеспечения безопасности населенного пункта.

Согласно информации администрации Озернинского сельского поселения от 04.06.2020 № 195 в соответствии с ч. 3 п. 3.8 пп. 3.8.4 и п. 3.9 пп. 3.9.6 Генерального плана Озернинского МО в целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами в северо-восточной стороне Озернинского сельского поселения обустроены противопожарные разрывы шириной 15 метров и минерализованные полосы шириной 1,4 метра. В юго-западной стороне находится водная преграда, ограничивающая населенный пункт от лесного фонда (река Ермаковка и озеро Рудничное). Этих мер достаточно для обеспечения безопасности населенного пункта. В соответствии с паспортом пожарной безопасности населенного пункта противопожарная преграда установленной ширины (противопожарное расстояние, противопожарная минерализованная полоса, сплошная полоса лиственных деревьев) имеется на всей протяженности границы населенного пункта с лесными участками.

В связи с чем, создание противопожарного разрыва не требовалось.

Поскольку оснований для проведения мероприятий по охране лесов в виде прокладки противопожарного разрыва в данном случае не имелось, договоры купли-продажи подлежали заключению в общем порядке, предусмотренном статьями 75, 77 ЛК РФ, по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона.

В целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, устройство противопожарных минерализованных полос).

Таким образом, осуществление в защитных лесах мер пожарной безопасности, в том числе противопожарных разрывов, не относится к установленным законодательством исключениям, при которых допускается сплошная рубка в защитных лесах. Осуществление в защитных лесах мер пожарной безопасности, сопряженных с проведением сплошных рубок, запрещено.

Аналогичные требования установлены законодателем и в отношении особо защитных участков лесов.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1 указанной статьи); сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 указанной статьи).

Учитывая изложенное, арбитражный суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлины.

Согласно пункту 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по заявленному иску составляет 42 000 руб. 00 коп.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

Истцом при подаче иска в суд государственная пошлина не уплачивалась, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета судом не производится, поскольку ответчики в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Признать недействительными заключенные между МИНИСТЕРСТВОМ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ и ОБЛАСТНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ «ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» договоры купли-продажи лесных насаждений № 8 от 06.02.2020, № 9 от 06.02.2020, № 40 от 12.04.2019, № 41 от 12.04.2019, № 42 от 12.04.2019, № 44 от 12.04.2019, № 45 от 12.04.2019.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья                                                                                                              А.Ф. Ханафина