ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15420/12 от 29.10.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-15420/12

29.10..2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании   29.10.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено   06.11.2012 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слимаковой О.Е. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Издательский Дом "Стар Медиа" (место нахождения: 664033, <...>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (место нахождения: <...>)

о признании незаконным и отмене постановления от 13.06.2012г. №279 о назначении административного наказания по делу № 146 об административном правонарушении

при участии в судебном заседании:

от заявителя- не явились

от антимонопольного органа – представитель по доверенности ФИО1

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом «Стар Медиа» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ( далее – антимонопольный орган, Управление) от 13.06.2012г. №279 о назначении административного наказания по делу № 146 об административном правонарушении.

Согласно указанному постановлению ООО Издательский Дом «Стар Медиа», являющееся рекламодателем и распространителем ненадлежащей рекламы, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи 14.3 КоАП РФ в связи с тем, что рекламе алкогольной продукции, распространенной на страницах 136-137 журнала «Я покупаю-Иркутск» декабрь 2011 - январь 2012 года №2, отведено менее чем десять процентов рекламной площади.

ООО Издательский Дом «Стар Медиа» считает, что привлечение общества к административной ответственности произведено Иркутским УФАС России неправомерно, в связи со следующим.

Информация, размещенная на страницах 136-137 журнала «Я покупаю - Иркутск» № 2 декабрь 2011 – январь 2012г. не является рекламой, конечные потребители уведомлены путем размещения в конце статьи сноски, отличающей редакционные материалы от прочих (буква Я в черном квадрате). Кроме того, площадь предупреждений о вреде чрезмерного потреблений алкоголя соответствует требованиям ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе».

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в период с 20.02.2012 года по 20.03.2012 года проведена внеплановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью Издательский Дом «Стар Медиа».

В результате проверки была выявлена реклама, распространенная на страницах 136-137 журнала «Я покупаю-Иркутск» декабрь 2011 – январь 2012 года № 2 следующего содержания: «PARADISIMPERIAL ИСТОРИЯ ПОДАРКАВ канун Рождества 1818 года вдовствующая императрица ФИО2 заказала у коньячного Дома Hennessy коньяк превосходней­шего качества в подарок для своего сына, царя Александра I. Чтобы закрепить репутацию компа­нии при императорском дворе, сын ее основателя, ФИО3, приложил все усилия для создания самого лучшего коньяка. Ассамбляж состоял из «превосходного старейшего золотистого коньяка самого лучшего качества» и являлся одним из редчай­ших и драгоценнейших ассамбляжей, когда-либо созданных Hennessy. Это уникальное творение и исключительное качество коньяка Hennessy позволили компании получить статус официального поставщика импера­торского двора. С этого момента слава Hennessy начала распространяться по всему миру.ДРАГОЦЕННЫЙ АССАМБЛЯЖ Спустя почти два столетия ком­пания Hennessy отдает должное первому заказу, выполненному для Российского императорского двора, и отмечает свою историю новой интерпретацией драгоценного ассамбляжа, созданного много лет назад для императрицы ФИО3. После тщательных исследований, проведенных в архивах компании в городе Коньяк, Дом Hennessy вос­создал императорский ассамбляж на основе выдержанных eaux-de-vie (коньяков) XIX и XX веков, хранящихся в погребе основателя Дома Hennessy.ТОРЖЕСТВО ПАРАДИЗАКоньяк ParadisImperial обладает уникальным сочетанием мягких и вместе с тем энергичных ароматов, наполнен едва уловимыми арома­тами жасмина, цветов апельсинового дерева и других свежих цветочных нот, прекрасно гармонирующих со слегка пряными нотками дыма. ЧЕРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ. Справа имеется надпись Коньяк ParadisImperial и изображение бутылки с веществом светло-коричневого цвета, и надписью на бутылке «HennessyPARADISimperial». На создание элегантного «воротника» пробки, покрытого слоем 18-каратного золота, дизайнера вдохновили церемониальные костюмы императорского двора. ИМПЕРАТОРСКИЙ ГРАФИН Дизайнер Стефани Балини, вдохнов­ленная историей коньяка, воздала должное этому удивительному ассамбляжу созданием графина с хрустальной пробкой огранки кабо­шон - такой же роскошной, как сам коньяк. Графин олицетворяет собой царское величие и является одним из наиболее импозантных сосудов такого рода из когда-либо созданных. Каждый пронумерованный экзем­пляр сверкает своими гранями, а плавный изгиб горлышка графина напоминает о чувственности коньяка ParadisImperial. Хрустальная пробкапридает надлежащую царственную законченность статным контурам графина, а на создание элегантного «воротника», покрытого слоем 18-каратного золота, дизайнера вдох­новили церемониальные костюмы императорского двора.ФИО4 ХРУСТАЛЯСтефани Балини давно зарекомен­довала себя мастером, свободно владеющим языком роскоши, а ее художественная зрелость снискала ей уважение. Она была признана одним из самых перспективных молодых дизайнеров Франции Комитетом Кольбер, представляющим фран­цузских производителей предметов роскоши. Кроме того, для компании Baccarat она создала коллекцию Damoiselles, состоящую из восьми больших бокалов. В этой коллекции воплотилось ее точное владение материалами.Искусность Стефани Балини в обла­сти создания элегантных француз­ских предметов роскоши в целом и изделий из хрусталя в частности привлекла к ней внимание компании Hennessyкоторая поручила ей соз­дать престижный графин для коньяка ParadisImperial.ПОДАРОЧНАЯ КОРОБКАПодарочная упаковка ParadisImperial также служит для того, чтобы воз­дать должное сокровищу, которое в ней содержится. Она оберегает этот драгоценный нектар и придает ему исключительную визуальную эффектность. Коробка ручной работы умело изготовлена из материалов высочайшего качества. Выполненная в стиле «белое золото», внутренняя отделка коробки выгодно отте­няет щедрые цвета коньяка ParadisImperial. ЧЕРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ».

При распространении данной рекламы привлекается внимание потребителей к коньяку торговой марки HennessyParadisImperial.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Иркутским УФАС России произведен расчет площади указанной рекламы и площади предупреждений о вреде чрезмерного употребления алкоголя, определяемых как произведение ширины поверхности на высоту.

Установлено, что площадь предупреждений о вреде чрезмерного употребления алкоголя, которым, в силу части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 – ФЗ «О рекламе», должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства), составляет 5,72 % от рекламной площади.

Следовательно, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ.

В связи с тем, что указанная реклама содержит признаки нарушения требований части 3 статьи 21 Федерального Закона «О рекламе», Иркутским УФАС России, 17.04.2012г. возбуждено дело № 698.

14 мая 2012 года Комиссией Иркутского УФАС России вынесено решение № 388 о признании данной рекламы ненадлежащей.

29.05.2012 года начальником отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России ФИО5 составлен протокол № 146 об административном правонарушении в отношении ООО Издательский Дом «Стар Медиа», в котором зафиксирован факт нарушения ООО Издательский Дом «Стар Медиа», как рекламодателя и рекламораспространителя, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

13.06.2012 года заместителем руководителя Иркутского УФАС России ФИО6 вынесено постановление № 279 о назначении административного наказания по делу № 146 об административном правонарушении в отношении ООО Издательский Дом «Стар Медиа» в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Исходя из содержания понятия «Реклама», представленная информация, распространенная на стр. 136-137 журнала «Я покупаю-Иркутск» декабрь 2011 – январь 2012 года № 2, является рекламной, так как содержит все необходимые признаки:

Страницы 136-137 журнала «Я покупаю-Иркутск» декабрь 2011 – январь 2012 года № 2 содержат информацию об объекте рекламирования (коньяке марки Hennessy под наименованием ParadisImperial).

Антимонопольный орган указал, что данная информация адресована неопределенному кругу лиц. Информация о коньяке марки Hennessy под наименованием ParadisImperial распространяется в форме комбинации графического изображения и текста, при помощи средства массовой информации – журнала «Я покупаю-Иркутск» декабрь 2011 – январь 2012 года № 2.

По своему содержанию рекламная статья «Paradisimperial» привлекает внимание читателя к определенному товару, формирует и поддерживает интерес к алкогольному напитку - коньяку «Paradisimperial».

Таким образом, информация, представленная в указанной рекламной статье, направлена на продвижение определенного товара (коньяк «Paradisimperial») на рынке алкогольной продукции.

Информация при помощи яркости, красочности объективно привлекает внимание потребителя к объекту рекламирования. Формирование (поддержание) интереса к объекту рекламирования заключается в целенаправленном действии – распространении информации на стр. 136-137 журнала «Я покупаю-Иркутск» декабрь 2011 – январь 2012 года № 2, которое порождает (делает устойчивым) у потребителя желание приобрести рекламируемый товар – коньяк марки Hennessy под наименованием ParadisImperial.

Рекламная статья «Paradisimperial» содержит многократные указания на наименование товара – коньяк «Paradisimperial», на его потребительские характеристики, а также сопровождается изображением товара - бутылки с этикеткой, которая содержит наименование коньяка «Paradisimperial».

Кроме того, обществом в указанной статье размещены пометки о вреде чрезмерного употребления алкоголя, то есть обществом были предприняты меры по соблюдению законодательства РФ о рекламе. Данный факт указывает на то, что общество признавало указанную статью в качестве рекламной, а не редакционной.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" настоящий Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Рекламная статья «Paradisimperial» по своему содержанию и структуре не является справочно-информационной и аналитической, сведения указанные в рекламной статье «Paradisimperial», рекламирующие алкогольную продукцию - коньяк «Paradisimperial» не относятся ни к обзорам внутреннего и внешнего рынков, ни к результатам научных исследований и испытаний.

Общество полагает, что размещенная в рассматриваемой статье сноска (буква Я в черном квадрате), отличает редакционные материалы от прочих, рекламных. Однако, ФЗ «О рекламе» не содержит указаний, на какие либо сноски, которые могут отличать рекламу от редакционных материалов, не относящихся к рекламным. Для признания статьи рекламной достаточно установления наличия признаков понятия «Реклама».

Выслушав представителя антимонопольного органа, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу .

В соответствии со статьей 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом. Сроки совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.

В силу части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Данная норма является императивной. Восстановление пропущенного срока законодатель ставит в зависимость от наличия уважительной причины и допускает только по ходатайству заявителя.

Последствия пропуска процессуального срока отражены в статье 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом. Заявления, жалобы и другие поданные по истечении процессуальных сроков документы, если отсутствует ходатайство о восстановлении или продлении пропущенных сроков, не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы (статья 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011г. №71 при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ) необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Как следует из материалов дела, 13.06.2012 года заместителем руководителя Иркутского УФАС России ФИО6 вынесено постановление № 279 о назначении административного наказания по делу № 146 об административном правонарушении в отношении ООО Издательский Дом «Стар Медиа» в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Данное постановление 18.06.2012г. было направлено ООО Издательский Дом «Стар Медиа».

03.07.2012г. постановление № 279 от 13.06.2012г. было получено законным представителем ООО Издательский Дом «Стар Медиа» Жуковой М.Д., что подтверждается уведомлением о вручении № 66402551136249 (л.д.111).

Следовательно, в суд с заявлением об оспаривании постановления антимонопольного органа Общество должно было обратиться не позднее 17.07.2012

Рассматриваемое заявление представлено в суд 30.07.2012г., то есть с пропуском предусмотренного законодательством срока.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования оспариваемого постановления Обществом не заявлено. Определением суда от 09.10.2012 суд предложил заявителю представить доказательства соблюдения срока обжалования постановления о привлечении к административной ответственности, однако определение суда Обществом не исполнено. Довод заявителя о получении оспариваемого постановления 16.07.2012 документально не подтвержден.

Таким образом, ООО Издательский Дом «Стар Медиа» пропущен срок для обжалования постановления № 279 от 13.06.2012г.

Относимых и допустимых доказательств уважительности пропущенного срока на обжалование указанного постановления административного органа Обществом не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд признает, что Обществом пропущен установленный законом процессуальный срок подачи заявления об оспаривании решения административного органа без уважительных причин.

Пропуск установленного процессуального срока без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

  В удовлетворении заявленных требований отказать.

  Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Т.Ю.Чемезова