АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-15453/2011
«29» ноября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24.11.2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29.11.2011 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куклиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сибметбайкал» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области
о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области от 12 августа 2011 года об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 – представитель по доверенности
от ответчика – ФИО2 - представитель по доверенности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Сибметбайкал» (далее заявитель, общество) обратилось с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (далее ответчик, налоговый орган) о признании незаконным решения от 12.08.2011 года об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества; обязании регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законным интересов Общества с ограниченной ответственностью «Сибметбайкал».
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал. В обоснование доводов указал на нарушение налоговым органом Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Заявитель полагает, что им был представлен весь пакет документов, необходимых для государственной регистрации изменений, предусмотренный п. 2 ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», однако в государственной регистрации изменений юридического лица было отказано.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, считает отказ в государственной регистрации изменений законным.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
05.08.2011 ООО «Сибметбайкал» в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области было представлено заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица по форме № Р 14001 зарегистрированное за входящим номером 12952А.
По результатам рассмотрения документов налоговым органом 12.08.2011 принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов.
Отказ мотивирован непредставлением определенных Федеральным законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, поскольку в заявлении (пункт 8 лист З страницы 05; пункт 7 лист Т страницы 07) не указан ИНН лица, имеющего права действовать без доверенности от имени юридического лица – ФИО3, в связи с чем, заявление по форме № Р 14001 считается не представленным.
Заявитель, полагая, что указанным решением об отказе в государственной регистрации нарушены требования действующего законодательства, а также его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконным решения об отказе в государственной регистрации, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона РФ№ 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 17 Федерального закона РФ № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.
При этом, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины (пункт 1 статьи 17 Закона).
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны (пункт 2 статьи 17 Закона).
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу подпунктов «а» и «б» статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Заявитель в обоснование требований указал, что им был представлен в налоговый орган весь пакет документов, необходимых для государственной регистрации изменений, предусмотренный п. 2 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001, в связи с чем, отказ налогового органа в государственной регистрации не соответствует закону.
Суд не может согласиться с данным доводом общества по следующим основаниям.
На основании п. 1.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такие требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
Данным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 утверждена форма № Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы», где предусмотрено обязательное указание ИНН лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (при его наличии).
Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц, в частности, содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Также Федеральной налоговой службой утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ (далее - Методические разъяснения), которые были зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, что придало им характер нормативного документа, обязательного для исполнения, как регистрирующими органами, так юридическими лицами и гражданами.
Методическими разъяснениями установлено, что все разделы и пункты заявлений (уведомлений) подлежат обязательному заполнению, за исключением случаев, установленных настоящими Методическими разъяснениями.
Таким образом, указанными правовыми нормами прямо предусмотрено обязательное указание ИНН лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (при его наличии), в соответствующей графе заявления о внесении изменений.
Невыполнение указанных требований может быть квалифицировано как непредставление необходимого для государственной регистрации документа.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, заявителем в представленном в налоговый орган заявлении формы Р14001 не заполнены: на странице 5, листа З «Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица», строка 8 «ИНН (при его наличии)»; на странице 7 листа Т «Сведения о заявителе» строка 7 «ИНН (при его наличии)» лица, имеющего права действовать без доверенности от имени юридического лица – ФИО3, прочерки в указанных строках также не проставлены.
Вместе с тем, из представленной налоговым органом копии реестра получения ИНН физического лица усматривается, что лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени юридического лица – ФИО3 в налоговом органе по месту жительства (Инспекции ФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска) 16.04.2002 было выдано свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе серии 38 № 000844272 с присвоением индивидуального идентификационного номера налогоплательщика 381215120147, что подтверждается его подписью.
В связи с чем, суд находит несостоятельной ссылку заявителя на то, что указанное свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе серии 38 № 000844272 ФИО3 не получал, поскольку она опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления инспекцией отсутствия в заявлении ИНН ФИО3 при его фактическом наличии.
Необходимым условиям для государственной регистрации сведений о юридическом лице является не только представление заявителем полного пакета документов, предусмотренного Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», но и полнота, соответствие требованиям и достоверность указанной в заявлении информации, в том числе, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, обществом нарушены требования Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@, поскольку заполнение всех данных по установленной форме является обязанностью заявителя.
Учитывая, что у заявителя имелась реальная возможность, а также необходимые документы для надлежащего заполнения заявления о государственной регистрации изменений, но тем не менее, данная обязанность исполнена не была, заявление по форме Р14001 не может считаться оформленным надлежащим образом, поскольку содержит неполную, недостоверную информацию, в связи с чем, считается не представленным.
В силу подпункта «а» статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации изменений допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
В связи с чем, по мнению суда, у налогового органа имелись правовые основания для принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица по причине непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов и отказ в государственной регистрации изменений является правомерным. Суд находит, что оспариваемое решение от 12.08.2011 об отказе в государственной регистрации изменений принято налоговым органом в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001. Каких - либо нарушений законодательства, а также прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при принятии данного решения суд не усматривает.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что заявленные требования о признании незаконным решения от 12.08.2011 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Сибметбайкал», а также обязании регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законным интересов заявителя, удовлетворению не подлежат.
Другие доводы заявителя также проверены судом и признаны несостоятельными, в связи с чем, в удовлетворении требований суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л.А.Куклина