ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15485/15 от 23.03.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-15485/15

"21" апреля   2016г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  23.03.2016   года

Решение  в полном объеме изготовлено   21 апреля 2016   года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трояновым К.А., после объявленного перерыва помощником судьи  Семеновым А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания»

к Службе по тарифам Иркутской области

о признании незаконными  бездействий и обязании  произвести перерасчет экономически  обоснованных расходов

при участии в судебном заседании:

Заявитель: ФИО1, ФИО2, - представитель по доверенности.

Ответчик:  ФИО3 – представитель по доверенности.

                                                          установил:

Открытое  акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» (далее – заявитель, общество, ОАО «ИЭСК»)  обратилось  в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными  бездействий Службы по тарифам Иркутской области (далее -служба), выразившихся в  неисполнении решения ФСТ России в срок,  установленный  приказом №622/2-д от  02.04.2015  в части неправомерного неучета  экономически обоснованных расходов ОАО «ИЭСК» по статьям расходов согласно заявления и обязаннии  Службу по тарифам Иркутской  области  произвести перерасчет экономически обоснованных  расходов.

В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требование  в порядке ст. 49 АПК РФ,  уточненное требование изложено ОАО «ИЭСК» в  возражениях на пояснения ответчика от 21.03.2016.  Согласно последнего уточнения заявитель просил признать  незаконным  бездействие Службы по тарифам Иркутской области, выразившееся:

- в полном   нерассмотрении  экономически обоснованных расходов ОАО «ИЭСК» по всем заявленным статьям спора  в установленные  приказом ФСТ РФ №622/2-д от  02.04.2015 сроки;

 - в полном   нерассмотрении   и последующем невключении экономически обоснованных расходов в расчет необходимой валовой выручки ОАО «ИЭСК»  по статье «Плата за владение и (или)  пользование имуществом (арендная плата);

 - обязать  Службу по тарифам Иркутской  области  произвести перерасчет экономически обоснованных  расходов ОАО «ИЭСК»  по статье «Плата за владение и (или)  пользование имуществом (арендная плата)  в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Представители заявителя в судебном заседании уточненные требования поддержали со ссылкой на доводы, изложенные в заявлении, возражениях на отзыв ответчика.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, указал на отсутствие   бездействия со стороны Службы по тарифам Иркутской области.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 22 марта 2016 года   объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 23 марта 2016 года. После объявленного перерыва судебное  заседании продолжено в том же составе при ведении протокола помощником судьи Семеновым А.А., в присутствии тех же представителей сторон.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» зарегистрировано в качестве юридического лица за  основным государственным регистрационным номером: 1093850013762.

Заявитель на основании пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №861 является сетевой организацией, основным видом деятельности которой является передача электрической энергии потребителям и осуществление технологического присоединения к электрическим сетям.

Общие принципы, стоимость оказания услуг по передаче электрической энергии определены  Федеральным законом от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее по тексту - Закон об электроэнергетике); Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее по тексту - Постановление №861); Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее по тексту - Основы ценообразования).

Так, в силу пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пунктов 42, 48 Постановления №861 цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.

В целях  соблюдения действующего законодательства Российской Федерации в области ценообразования, Службой по тарифам Иркутской области издан приказ от 29.06.2015 № 124-спр (далее по тексту - приказ Службы по тарифам Иркутской области),  в соответствии с которым внесены изменения в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26.12.2014 № 767-спр «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области с 1 января 2015 года». Приказ Службы по тарифам Иркутской области официально опубликован в печатном издании «Областная» №71 от 01.07.2015.

Открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» полагает,  что Служба по тарифам Иркутской области при расчете необходимой валовой выручки ОАО «ИЭСК» на 2014 год неправомерно не учла расходы по статьям:

1. «Расходы сетевой организации на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в электрических сетях» в размере 408 654 тыс. руб.;

2. Расходы сетевой организации по статье «Прочие расходы», а именно по статье «Плата за владение и (или) пользование имуществом (арендная плата)» в размере 3 575 тыс. руб.;

3. Выпадающие доходы сетевой организации при оплате заявителем технологического присоединения, энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в объеме, не превышающем 550 рублей, за 2012 год в размере 903 217 тыс. руб.;

В силу пункта 33 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, рассматриваются Федеральной службой по тарифам (далее ФСТ РФ) в установленном порядке (а именно в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 №669).

  В связи  с чем ОАО «ИЭСК обратилось  в ФСТ РФ  с соответствующим заявлением о рассмотрении спора (вх. № б/н от 16.06.2014) по факту  нарушения Службой по тарифам Иркутской области действующего законодательства РФ, выразившегося в неправомерном не учете экономически обоснованных расходов.

Приказом ФСТ России от № 622/2-д от 02.04.2015  требование частично удовлетворено, органу исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 10.06.2015  указано произвести перерасчет экономически обоснованных расходов ОАО «ИЭСК» по статьям спора «Расходы на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в электрических сетях», «Плата за владение и (или) пользование имуществом (арендная плата)», а также по статье «Выпадающие доходы сетевой организации при оплате заявителем технологического присоединения, энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в объеме, не превышающем 550 рублей, за 2012 год» ... с учетом запроса недостающих обосновывающих материалов у регулируемой организации, и в случае выявления по результатам проведенного анализа неучтенных экономически обоснованных расходов, учесть их при установлении тарифов на 2015-2016 гг. в установленном законодательством порядке (пересмотреть тарифы в сфере электроэнергетики на 2015 год в срок до 15.06.2015, обеспечив их введение в действие с 01.07.2015».

В Службу по тарифам Иркутской области  данный  Приказ поступил  29.05.2015 (вх.номер 79-19-3173/15).

Во исполнение Приказа Службой по тарифам Иркутской области у Общества  письмом (исх. №79-37-1717/15 от 11.06.2015) запрошены дополнительные обосновывающие материалы со сроком исполнения до 22.06.2015. Заявителем предоставлены дополнительные обосновывающие материалы письмом от 22.06.2015 (вх. №79-19-3745/15). Сделаны запросы о даче разъяснений   как  в  ФТС России,  так и в ФАС России.   

29.06.2015  Службой по тарифам Иркутской области  в соответствии с дополнением к заключению экспертизы (по делу №2014/15) «По результатам проверки материалов ОАО «ИЭСК» для установления тарифа на услугу по передаче электрической энергии с 1 января 2015 года» с целью исполнения Приказа ФСТ России от № 622/2-д от 02.04.2015  утвержден приказ  №124-спр, в соответствии с которым внесены изменения в Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 26.12.2014 № 767-спр «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области с 1 января 2015 года».  Приказ Службы по тарифам Иркутской области официально опубликован в печатном издании «Областная» №71 от 01.07.2015.

Службой   частично удовлетворены  требования ОАО «ИЭСК» и учтены  расходы по статье спора «Расходы на оплату технологического расхода (потер) электроэнергии в электрических сетях»  в размере 115 251,4 тыс. руб. То есть  требование ФТС России  в части пересмотра действующих тарифов  в сфере электроэнергетики  и их введение в действие до  01.07.2015 Службой  было исполнено.

Оставшуюся сумму экономически обоснованных расходов по данной статье 224 118,1 тыс. руб.  предложено учесть  при установлении тарифов на 2016 год.

29.12.2015  Службой по тарифам Иркутской области утвержден приказ  № 621-спр. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области  на  2016 год».  В соответствии с данным приказом  на  2016 год учтены экономически обоснованные расходы ОАО «ИЭСК» по статье "Расходы  на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в электрических сетях" в размере 224 118, 1 тыс.руб., по статье  «Выпадающие доходы от  технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в объеме, не превышающем 550 рублей, за 2012 год.

Как уже было изложено выше Приказом ФСТ России от 2 апреля 2015 года № 622/2-д «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО «Иркутская электросетевая компания», Cлужбе по тарифам Иркутской области предписано:

-  произвести перерасчет экономически обоснованных расходов ОАО «ИЭСК» по статьям расходов «Расходы на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в электрических сетях», «Плата за владение и (или) пользование имуществом (арендная плата)» за 2014 год, «Выпадающие доходы от технологического присоединения энергопринимающих устройств мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в объеме, не превышающем 550 рублей, за 2012 год» на основании всех обосновывающих материалов, имеющихся в распоряжении службы по тарифам, с учетом запроса недостающих обосновывающих материалов у ОАО «ИЭСК»;

- по результатам проведенного анализа в случае выявления неучтенных экономически обоснованных расходов ОАО «ИЭСК» учесть их при установлении тарифов в сфере электроэнергетики на 2015-2016 годы (в том числе, пересмотреть действующие тарифы в сфере электроэнергетики в срок до 15 июня 2015 года и обеспечить их введение в действие до 1 июля 2015 года);

- об исполнении приказа ФСТ России № 622/2-д письменно проинформировать в течение 10 рабочих дней  с даты принятия решений, указанных в пункте 2 приказа.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178  в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

В резолютивной части приказа ФСТ России № 622/2-д  не указаны конкретные размеры признанных ФСТ России экономически обоснованными расходов ОАО «Иркутская электросетевая компания»  для их «скорейшего» учета. Для определения таких расходов Службе по тарифам было предписано запросить недостающие обосновывающие материалы у регулируемой организации, провести анализ их экономической обоснованности и в случае выявления неучтенных экономически обоснованных расходов заявителя учесть такие расходы при установлении тарифов в сфере электроэнергетики на 2015-2016 годы.

В данном случае Службе по тарифам предстояло выполнить работу, аналогичную проведению экспертизы предложений регулируемой организации, в том числе - подготовку экспертного заключения и принятие соответствующего тарифного решения.

Срок проведения экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) определяется регулирующим органом и не может превышать  6 месяцев (пункт 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.

Согласно материалов дела приказ ФСТ России от 02 апреля 2015 № 622/2-д поступил в Службу по тарифам  29 мая 2015 года вх. № 79-19-3173/15

Учитывая отсутствие   определенного правового подхода, который должна применить служба по тарифам при определении расходов на арендную плату за объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности, Службой по тарифам в адрес ФСТ России и ФАС России направилены соответствующие запросы.

Согласно  разъяснениям ФАС России, изложенным в письме от 9 декабря 2015 года № ВК/71439/15, требованиям  пункта 28 Основ ценообразования, регулирующему органу представлено  право запросить у регулируемой организации, эксплуатирующей на основании договора аренды муниципальные объекты электроэнергетики, заключение независимой оценки стоимости имущества с указанием величины балансовой, остаточной стоимости и суммы амортизационных отчислений.

Представленные ОАО «ИЭСК» отчеты об оценке переданных в аренду объектов муниципального имущества требовали дополнительного анализа,  проведение дополнительной экспертизы,  значительный объем обосновывающих материалов и издание соответствующего нормативного акта требовали  соответственно  и дополнительных временных затрат. 

По результатам проведенной службой по тарифам дополнительной экспертизы материалов ОАО «ИЭСК»  приняты следующие решения:

1)  учесть с 1 июля 2015 года в единых (котловых) тарифах на услуги по
передаче электрической энергии экономически обоснованные расходы ОАО
«ИЭСК» по статье «Расходы на оплату технологического расхода (потерь)
электроэнергии в электрических сетях» в размере 115 251,4 тыс.руб.  Данная сумма учтена Службой по тарифам в максимально возможном размере в соответствии с требованиями пункта 81 Основ ценообразования, а именно - с учетом соблюдения предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных с 1 июля 2015 года для Иркутской области приказом ФСТ России от 9 декабря 2014 года № 296-э/2. Оставшуюся часть экономически обоснованных расходов ОАО «ИЭСК» по названной статье в размере 224 118,1 тыс.руб.  предложено учесть при установлении тарифов на 2016 год;

2)  после получения разъяснений ФСТ России по вопросу определения
размера арендной платы за объекты электросетевого хозяйства, находящиеся
в муниципальной собственности, провести повторный дополнительный
анализ статьи затрат «Плата за владение и (или) пользование имуществом (арендная плата)» за 2014 год. В случае выявления экономически обоснованных расходов предложено  учесть их при установлении тарифов на 2016 год;

3) в случае выявления экономически обоснованных расходов ОАО «ИЭСК» по статье «Выпадающие доходы от технологического присоединения энергопринимающих устройств мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в объеме, не превышающем 550 рублей, за 2012 год»  предложено учесть их при установлении тарифов на 2016 год.

Приказы от 29.06.2015  от  29.12.2015  обществом не были оспорены.

Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что  Службой по тарифам были предприняты все возможные и достаточные меры для исполнения приказа ФСТ России № 622/2-д и соблюдения при этом требований действующего законодательства в части недопущения превышения установленных предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного, требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим бездействием.

Суд при указанных обстоятельствах не усматривает  незаконного бездействия со стороны Службы  по тарифам, каких-либо нарушений действующего законодательства, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит,  что  оспариваемый ненормативный правовой акт,  решения  и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя,  суд принимает решение  об отказе  в удовлетворении заявленного требования.

В этой связи, учитывая изложенные обстоятельства, суд считает необходимым в удовлетворении требований отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении  требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца  после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

         Судья                                                                                              Л.А. Куклина