ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15487/15 от 30.11.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-15487/2015

"07" декабря 2015г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30.11.2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07.12.2015 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трояновым К.А., после объявленного перерыва помощником судьи Семеновым А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Август»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области

об отмене постановления № ЮЛ/М-1745/15-06 от 16.09.2015г.,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности

от административного органа, принявшего оспариваемое решение: ФИО2 -представитель по доверенности

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Август» (далее общество, ООО «Август») обратилось в Арбитражный суд иркутской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее управление, Роспотребнадзор) от 16.09.2015 № ЮЛ/М-1745/15-06

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал. В обоснование доводов указал на недоказанность события правонарушения, отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, .

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, считает привлечение заявителя к административной ответственности законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ В судебном заседании объявлен перерыв с 24.11.2015 по 30.11.2015. После объявленного перерыва судебное заседание продолжено при ведении протокола помощником судьи Семеновым А.А., при участии тех же представителей сторон.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

21 июля 2015 года должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области на основании распоряжения заместителя управления от 13 июля 2015 №001727 проведена внеплановая выездная-проверка Общества с ограниченной ответственностью «Август» в магазине «Виноград», расположенного по адресу <...> с целью проверки фактов, изложенных в письменном обращения граждан (рег. №П/2670 от 29.06.2015, №п/2846 от 13.07.2015), а именно продажи некачественных продуктов и алкогольных напитков.

По результатам проверки был выявлен факт нарушения правил розничной продажи алкогольной продукции, а именно:

- на момент проведения проверки температура на термометрах в торговом зале была +24С. Согласно записям в журнале температурного режима с 22.04.2015 по 21.07.2015 температура в торговом зале составляла от 23С до 28С. В торговом зале осуществляется хранение и реализация алкогольной продукции, температура хранения которой установлена изготовителем от 5С до 20С, срок годности при соблюдении условий хранения не ограничен. Таким образом орган надзора пришел к выводу о нарушении продавцом требований п. 5 п. 6 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением правительства Российской Федерации № 55 от 19.011. 1998г., п. 7.5 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;

- в момент проведения проверки в нарушение ст. 10.2, п. 2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 ФЗ -171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», ст. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением правительства Российской Федерации № 55 от 19.011. 1998г., алкогольная продукция реализовалась без сопроводительных документов - товарно-транспортной накладной. Товарно-транспортные накладные на реализуемую алкогольную продукцию представлены 04.08.2015.

По факту выявленных нарушений составлен акт проверки от 04.08.2015 №001727.

20.08.2015 по факту правонарушений в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № ЮЛ/М-1745/15-06 по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

16.09.2015 постановлением ЮЛ/М-1745/15-06 Общество с ограниченной ответственностью «Август» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп.

Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконным.

Оценив в совокупности представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (не предусмотренных частями 1 и 2 названной статьи).

В соответствии с пунктом 5 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55"Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (далее - Правила продажи отдельных видов товаров) продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правила продажи отдельных видов товаров продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров.

Пунктом 7.5 Санитарно-эпидемиологических правил 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» предусмотрено хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.

Несоблюдение указанных требований образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что событие административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается на основании доказательств, которыми являются любые фактические данные, в том числе: протокол об административном правонарушении, показания привлекаемого к ответственности лица, показания потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта, вещественные доказательства, а также показания специальных технических средств и иные доказательства, предусмотренные КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Суть вмененного заявителю административного правонарушения состоит в нарушении температурного режима хранения алкогольной продукции. Данное обстоятельство невозможно установить без применения специальных технических средств.

Материалами дела установлено, что температура в торговом зале магазина Общества в момент проверки не измерялась, вывод административного органа о том, что фактическая температура в торговом помещении не соответствует обязательным требованиям был сделан на основании термометров, установленных в помещении. На предмет рабочего или нерабочего состояния термометры не проверялись. Вывод о нарушении температурного режима также сделан по записям из журнала проверок, который находился в торговом зале, который, по утверждению административного органа, велся продавцом ФИО3 с 09.06.2015. Однако данный журнал в установленном порядке в полном объеме не исстребовался, среди обязательных к представлению документов, указанных в распоряжении №001727 от 13.07.2015 года, отсутствует и не передавался законным представителем административному органу. С продавцом ФИО3 трудовой договор заключен только 1.07.2015. В материалах административного дела представлены также копии страниц журнала проверок температурного режима в торговом зале, который с 09.06.2015 велся другими лицами (ФИО4, Исаак уулу Айбек)

Доказательства представления копии журнала проверок температурного режима, его изъятия в материалах дела отсутствуют, ни в акте проверки от 04.08.2015 года, ни в протоколе об административном правонарушении № ЮЛ/М - 1745/15-06 от 20.08.2015 года не содержится сведений о том, кем представлена, когда и при проведении каких мероприятий копия журнала.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении органом надзора при проведении проверки порядка осмотра помещения магазина и фиксации вещественных доказательств, установленных статьями 27.8, 26.8 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу, являются наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Установленные выше обстоятельства свидетельствуют о недоказанности нарушения Обществом пунктов 5, 6 Правил продажи отдельных видов товаров. Перечисленные выше противоречия не могут свидетельствовать о вмененном обществу правонарушении.

Вместе с тем суд считает доказанным факт правонарушения, выразившегося в реализации алкогольной продукции без сопроводительных документов - товарно-транспортной накладной.

Как установлено административным органом, подтверждается материалами дела, не оспаривается и самим обществом, в момент проведения проверки не были представлены товарно-транспортные накладные на реализуемую алкогольную продукцию, а представлены только 04.08.2015, что является нарушением ст. 10.2, п. 2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 ФЗ -171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», ст. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением правительства Российской Федерации № 55 от 19.011. 1998г.

В соответствии с ст.10.2 Федерального закона от 22.11.1995 г ФЗ-171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

В соответствии с п. 2 ст. 16.2 Федерального закона от 22.11.1995 г ФЗ-171 не допускается розничная продажа алкогольной продукции в том числе: без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.

В соответствии со ст. 12 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Документы на алкогольную продукцию, в том числе товарно-транспортные накладные, подтверждающие легальность ее производства и оборота, должны находиться непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность с ними ознакомиться.

Доводы заявителя, о том, что при проверке не были представлены товарно-транспортные накладные на реализуемую алкогольную продукцию из-за большого объема товаров, суд находит несостоятельными. Проверка проводилась 21 июля 2015 года продолжительностью 3 часа 00 мин., за этот период времени товарно-транспортные накладные не представлены, в то время как документы должны находиться непосредственно в торговой точке и должны представляться покупателю по его требованию незамедлительно.

Таким образом, наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказано.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Суд считает, что материалами дела факт правонарушения подтверждается, а поэтому у Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области имелись правовые основания для вынесения оспариваемого постановления о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по данной статье.

При таких обстоятельствах, исходя из наличия состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений установленного порядка привлечения к административной ответственности, оспариваемое постановление является законным и отмене не подлежит.

В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Другие доводы заявителя также проверены судом, признаны несостоятельными, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья Л.А. Куклина