ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15584/06 от 16.08.2006 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск

«29 » августа 2006 года Дело № А19-15584/06-52

Резолютивная часть решения объявлена 16.08.2006г.

Полный текст решения изготовлен 29.08.2006г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Чемезовой Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Иркутскпромстрой»

к Инспекции ФНС России по Правобережному округу г.Иркутска

о признании незаконным бездействия налогового органа

при участии:

от заявителя – ФИО1, по доверенности №19 от 19.07.06г.; ФИО2, по доверенности б/н от 03.06.04г.;

от налогового органа – ФИО3, по доверенности №11/18 от 27.02.06г.

установил:

Закрытое акционерное общество «Иркутскпромстрой» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Иркутской области о признании незаконным бездействия Инспекции ФНС России по Правобережному округу г.Иркутска (далее - налоговый орган, Инспекция), выразившихся в непринятии решения по заявлению ЗАО «Иркутскпромстрой» от 26.05.06г. о списании суммы пени в размере 1 364 931 руб. 02 коп., а также в непринятии решения по заявлению от 30.05.06г. о зачете излишне уплаченной суммы налога 341 221 руб. Уточнив в порядке ст.49 АПК РФ требования Заявитель также просит обязать Инспекцию произвести списание суммы пени в размере 1 364 931 руб. 02 коп. и зачете суммы излишне уплаченных пени в сумме 341221 руб.: в части федерального бюджета в уплату налога на добавленную стоимость – 18180 руб., в части бюджета субъекта федерации в уплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 321197 руб., в части местного бюджета – в уплату налога на землю в сумме 1844 руб.

В судебном заседании налогоплательщик поддержал заявленные требования.

Ответчик заявленные требования не признал.

В обоснование заявленных требований налогоплательщик указал следующие обстоятельства.

В соответствии с Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. № 1002 14.12.2001 года Инспекцией МНС по Правобережному округу г. Иркутска было принято решение №25 о проведении реструктуризации кредиторской задолженности ЗАО «Иркутскпромстрой» по федеральным налогам и сборам по состоянию на 01.11.01 г. в сумме 12 634 000 руб. на срок до 6 лет, по пеням и штрафам в сумме 15 252 493 руб.

20.06.2003 г. решением № 120 сумма пени по федеральным налогам и сборам была уменьшена до 150000 руб. Этой же датой налоговым органом было принято решение № 121 о внесении изменений в решение № 120 от 20.06.2003 года. Решением №121 изменялся график погашения реструктуризированной задолженности ЗАО «Иркутскпромстрой» и возлагалась обязанность по уплате федеральных налогов и сборов дополнительно на сумму 1 706 000 руб. в виде дополнительных платежей по налогу на прибыль, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ, за счет уменьшения на ту же сумму пеней и штрафов.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 марта 2004 года по делу

№ А19-20666/03-18 решение ИМНС по Правобережному округу г. Иркутска № 121 от 20.06.2003 г. «О внесении изменений в решение от 20.06.2003 г. № 120» признано недействительным  как не соответствующее Постановлению Правительства РФ № 1002 от 03.09.99 г.

Таким образом, дополнительные платежи по налогу на прибыль, скорректированные на учетную ставку ЦБ РФ, в сумме 1 706 000 руб. были восстановлены в составе пени и штрафов.

В соответствии с пунктом 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При погашении половины реструктуризированной задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам.

При погашении реструктуризированной задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

С целью списания суммы задолженности по пеням и штрафам Обществом производилась уплата платежей с опережением сроков, установленных графиком. В декабре 2005 года налогоплательщиком завершено досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, текущие налоговые платежи вносились полностью и своевременно более 4 лет.

На основании п.5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 17.03.06г. ИФНС вынесено решение № 06-31/9 о списании задолженности по пеням и штрафам с ЗАО «Иркутскпромстрой» на сумму 188995, 81 руб.

Однако, на лицевом счете ЗАО «Иркутскпромстрой», открытом в налоговом органе, продолжает числиться несписанная реструктуризированная задолженность по пени - дополнительным платежам по налогу на прибыль, скорректированным на ставку ЦБ РФ в сумме 1364931,02 руб., что подтверждается Актом сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам от 01.06.2006г. № 3183, графа 13, строчки 1,2, 17.

При этом, сумма дополнительных платежей оказалась меньше на 341 221 руб.

(1 706 000-1364931) по следующим причинам.

После вынесения налоговым органом решения № 121 от 20.06.03г. и под угрозой отмены права на реструктуризацию всей задолженности налогоплательщик был вынужден приступить в 2003 году к оплате вышеназванных дополнительных платежей. До принятия арбитражным судом вышеупомянутого решения перечислена сумма 341 221 руб.по платежным поручениям №303 от 27.06.2003г. - 922 руб. (мест.бюджет), № 305 от 27.06.2003г. - 9090 руб. ( фед. бюджет), №306 от 27.06.2003г. – 9728 руб. (обл.), №304от 27.06.2003г. – 150883 руб. (обл.), №1368 от 30.09.2003г.- 75417руб. (обл.), №1369 от 30.09.2003г. – 4864руб.(обл.), №1370 от 30.09.2003г.-4545руб.(фед.), №1371 от30.09.2003г. – 461 руб. (мест.бюджет), №2322 от 30.12.2003г. – 80305 руб. (обл.), №2323 от 30.12.2003г. - 461руб. (мест.), №2324 от 30.12.2003г.-4545руб. (фед.бюджет).

Налогоплательщик считает сумму 341 221 руб. излишне уплаченной суммой налога в силу вышеуказанного решения суда и решения налогового органа от 29.03.2004г. №131.,

в связи с чем 30.05.06г. обратился с заявлением в налоговый орган (вх. № 15672 от 30.05.06 г.) о зачете суммы 341 221 руб. в следующие налоги: в части федерального бюджета на налог на добавленную стоимость в сумме 18180,00 руб.; в части бюджета субъекта федерации на налог на пользователей автомобильных дорог (по графику реструктуризации) в сумме 321197,00 руб.; в части местного бюджета на налог на землю в сумме 1844,00 руб. Ответ налогоплательщиком не получен, зачет вышеуказанным сумм не произведен.

Согласно п.6 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете. Однако заявление от 30.05.06г. ответчиком оставлено без ответа.

26 мая 2006г. Общество обратилось в налоговый орган с просьбой списать всю сумму реструктуризированных пеней, включая сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль, скорректированных на ставку ЦБ, в размере 1 364 931, 02 руб. Заявление получено Инспекцией 26.05.06г. (вх. № 15442), однако также оставлено без ответа.

Таким образом, налогоплательщик полагает, что ИФНС по Правобережному округу г. Иркутска своим бездействием, выражающимся в непринятии решения по заявлению от 26.05.06г. о списании суммы пени в размере 1 364 931, 02 руб., а также в непринятии решения по заявлению от 30.05.06г. о зачете излишне уплаченной суммы налога 341 221 руб. нарушает законное право ЗАО «Иркутскпромстрой» на списание пени и штрафов в полном объеме, предусмотренное п.5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также право на зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусмотренное ст. 78 НК РФ.

Налоговая инспекция в отзыве указала, что в судебных заседаниях по делу №А19-20666/03-18 вопрос о списании или зачете уплаченных налогоплательщиком дополнительных платежей по налогу на прибыль в составе реструктуризованных налогов не рассматривался, вследствие чего суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, уплаченные налогоплательщиком по скорректированным графикам погашения задолженности зачету либо возврату не подлежат.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает требования налогоплательщика основанными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Судом установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской федерации от 03.09.1999г. №1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности юридических лиц по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» 14.12.2001 года   Инспекцией МНС по Правобережному округу г. Иркутска было принято решение № 25   о проведении реструктуризации кредиторской задолженности ЗАО «Иркутскпромстрой» по федеральным налогам и сборам по состоянию на 01.11.01 г. в сумме в сумме 12 634 000 руб., по пеням по федеральным налогам и сборам в сумме 13493 000 руб., по штрафам по федеральным налогам в сумме 1746000 руб., региональным налогам в сумме 363000 руб., по пеням по региональным налогам в сумме 103000 руб., по местным налогам и сборам в сумме 258000 руб. со сроком уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, начиная с первого квартала 2002г., по пеням – в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

20.06.03г  . налоговым органом принято решение №120   о внесении изменений в решение от 14.12.01г. №25, согласно которому реструктуризация задолженности определена следующим образом: по федеральным налогам и сборам – в сумме 12634000 руб., по пеням по федеральным налогам и сборам – 150000 руб., по штрафам по федеральным налогам и сборам – 1746000 руб., по региональным налогам и сборам – 363000 руб., по пеням по региональным налогам и сборам – 103000 руб., по пеням по местным налогам и сборам – 258000 руб.

20.06.03г  . Инспекцией принято решение№121   о внесении изменений в решение от 20.06.03г. №120, согласно которому изменен график погашения реструктурированной задолженности ЗАО «Иркутскпромстрой» следующим образом: по федеральным налогам и сборам – 14340000 руб., по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам – 190000 руб.

Данным решением на налогоплательщика возлагалась обязанность по уплате федеральных налогов и сборов дополнительно на сумму 1706000 руб. в виде дополнительных платежей по налогу на прибыль, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ, за счет уменьшения на ту же сумму пеней и штрафов.

17.03.06г. ИФНС вынесено решение № 06-31/9 о списании задолженности по пеням и штрафам с ЗАО «Иркутскпромстрой» на сумму 188 995, 81 руб.

Как следует из материалов дела, сумма пеней и штрафов в решении ИМНС по Правобережному округу г.Иркутска №25 от14.12.2001г. составила 15239 т.р., из них списано на основании постановления Правительства РФ от 18.04.2002г. №251, как исполнителю работ по государственному оборонному заказу 1994-1999гг.- 13343т.р.

Сумма пеней и штрафов, подлежащих списанию по решению ИМНС по Правобережному округу г.Иркутска №120 от20.06.2003г., составила 1 896 000 руб..

Сумма пеней и штрафов, фактически списанная по решению ИМНС по Правобережному округу г.Иркутска № 06-31/9 от 17.03.06г. -  189 000 руб.

   Следовательно, остаток суммы пеней и штрафов, не списанных по решению ИМНС по Правобережному округу г.Иркутска № 06-31/9 от 17.03.06г., составил

1 706 000 руб.

Сумму 1 706 000 руб. составляют дополнительные платежи по налогу прибыль, скорректированные на учетную ставку ЦБ, которые сложились из следующих сумм ( по

состоянию расчетов ЗАО «Иркутскпромстрой» на 31.10.2001г.):

- федеральный бюджет: пени - 859976,07 ( из них дополнительные платежи -  0 руб), штраф -90895,44 ( из них дополнительные платежи - 90895,44 ) ;

-местный бюджет: пени - 14175,03 руб. ( из них дополнительные платежи – 9219 руб.), штраф – 0 руб.;

-областной бюджет:  пени -135213,58 (из них дополнительные платежи - 97279,05), штраф -

1508828,53  (из них дополнительные платежи - 1508828,53).

Всего сумма пеней составила 1009364,68 , сумма штрафов – 1599723,97 руб. из них дополнительные платежи составили1 706 222,02 руб   : пени - 106498,05 руб., штрафы - 1599723,97 руб.

Суммы дополнительных платежей по налогу прибыль, скорректированные на учетную ставку ЦБ, отражались на лицевых счетах в налоговой инспекции в разные периоды времени в составе пеней или штрафов, в настоящее время эти суммы платежей перенесены в раздел пеней.

Решением Арбитражного судаИркутской областиот 15 марта 2004 года   по делу № А19-20666/03-18 решение ИМНС по Правобережному округу г. Иркутска № 121 от 20.06.2003 г. «О внесении изменений в решение от 20.06.2003 г. № 120», согласно которому сумма 1 706 000 руб. была исключена из состава пени и штрафов и включена в состав недоимки по налогам и сборам, признано недействительным.

Налоговым органом на основании решения Арбитражного суда вынесено решение №131 от 29.09.04г. об отмене действия решения №121 от 20.06.03г.

После вынесения налоговым органом решения № 121 от 20.06.03г. налогоплательщик в 2003 году уплатил вышеназванные дополнительные платежи, что подтверждается представленными в материалы дела копиями платежных поручений. До принятия арбитражным судом вышеупомянутого решения перечислена сумма 341 221 руб. Поскольку решение налогового органа №121 от 20.06.03г. признано недействительным, сумма 341 221 руб. считается излишне уплаченной.

30.05.06г. налогоплательщик обратился с заявлением в налоговый орган (вх. № 15672 от 30.05.06 г.) о зачете суммы 341 221 руб. в следующие налоги: в части федерального бюджета – в уплату налога на добавленную стоимость в сумме 18180,00 руб.; в части бюджета субъекта федерации – в уплату налога на пользователей автомобильных дорог (по графику реструктуризации) в сумме 321197,00 руб.; в части местного бюджета – в уплату налога на землю в сумме 1844,00 руб.

05.06.06г. налоговым органом налогоплательщику направлено письмо (исх.№06-30/10239) в ответ на письма Общества №21/246, №21/270 от 26.05.06г., от 30.05.06г., где Инспекция указала, что суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, уплаченные налогоплательщиком по скорректированным графикам погашения задолженности, зачету либо возврату не подлежат в связи с тем, что в судебных заседаниях по делу №А19-20666/03-18 не рассматривался вопрос о списании или зачете уплаченных налогоплательщиком дополнительных платежей.

Суд полагает вывод налогового органа необоснованным, поскольку основанием зачета излишне уплаченных сумм налога является наличие излишне уплаченных сумм и заявление ЗАО «Иркутскпромстрой» о зачете данных сумм. Факт наличия излишне уплаченных сумм дополнительных платежей подтверждается платежными поручениями, Актом сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам от 01.06.2006г.

№3183, решением о проведении реструктуризации задолженности и решениями о внесении изменений в вышеуказанное решение, графиком погашения платежей.

Кроме того, в решении арбитражного суда по делу №А19-20666/03-18 прямо указано, что оспариваемое решение признано недействительным, так как законодательством, регулирующим порядок проведения реструктуризации, не предусмотрено право налогового органа в одностороннем порядке корректировать график погашения задолженности, который утвержден для организации решением о предоставлении права на реструктуризацию, путем исключения из суммы пени и штрафов по налогу на прибыль, подлежащих реструктуризации, и внесения в график по налогу на прибыль суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль.

Следовательно, непринятие налоговым органом решения о списании реструктуризированной задолженности в сумме 1 364 931 руб. 02 коп. неправомерно.

Судом установлено, что налогоплательщик своевременно обратился в налоговую инспекцию с заявлением о зачете – дополнительные платежи уплачены платежными поручениями от 27.06.03г, от 30.09.03г., от 30.12.03г., заявление подано 30.05.06г., до истечения трехлетнего срока со дня уплаты указанной суммы.. Наличие сумм, не списанных по решению о реструктуризации, а также сумм задолженности по налогу на добавленную стоимость, земельному налогу и налогу на пользователей автомобильных дорог подтверждается выписками из лицевых счетов, заверенными налоговым органом и актом сверки.

Поскольку ЗАО «Иркутскпромстрой» воспользовалось своим правом зачета, предоставленным ему ст. 78 НК РФ, обратившись с заявлением о зачете переплаты, с соблюдений всех требований, установленных законом, суд считает, что у налогового органа не было правовых оснований к отказу в проведении зачета на сумму 341 221 руб.

Согласно п.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Инспекция ФНС России по Правобережному округу г.Иркутска не доказала , что реструктуризированная задолженность ЗАО «Иркутскпромстрой» не списана на законных основаниях, не представила доказательств правомерности непроведения зачета излишне уплаченных сумм.

При таких обстоятельствах требования Общества подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд.

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Инспекции ФНС России по Правобережному округу г.Иркутска, выразившееся в непринятии решения по заявлению ЗАО «Иркутскпромстрой» от 26.05.06г. о списании суммы пени в размере 1 364 931 руб. 02 коп., а также в непринятии решения по заявлению от 30.05.06г. о зачете излишне уплаченного налога в сумме 341 221 руб., как не соответствующие ст.78 Налогового кодекса РФ, пункту 5 «Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002.

Обязать Инспекцию ФНС России по Правобережному округу г.Иркутска произвести списание суммы пени в размере 1 364 931 руб. 02 коп.

Обязать Инспекцию ФНС России по Правобережному округу г.Иркутска произвести зачет суммы излишне уплаченной пени в сумме 341 221 руб. в счет уплаты следующих налогов: в части федерального бюджета в уплату налога на добавленную стоимость – 18180 руб., в части бюджета субъекта федерации в уплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 321197 руб., в части местного бюджета – в уплату налога на землю в сумме 1844 руб.

Возвратить ЗАО «Иркутскпромстрой» из федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 2198 от 15.06.06г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю.Чемезова