ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15773/20 от 19.11.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                               Дело  №А19-15773/20

19.11.2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19.11.2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19.11.2020 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению 

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107144, <...>)  "Восточно-Сибирская железная дорога" – филиал ОАРО "РЖД" ( 664003, <...>),

о признании незаконным решения  УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, место нахождения: 664056, <...>) от 05.06.2020г. № КУВД-001/2020-1985110 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав собственности ОАО "РЖД" на земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, г.Иркутск,

об обязании УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (Ангарский отдел №2) осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права на земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, г.Иркутск,

третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>),

при участии в судебном заседании:

от истца: представитель по доверенности от 06.06.2018 № ВСЖД-163/Д ФИО1, паспорт, диплом,

от ответчика: представитель по доверенности от 09.09.2020 № 42 ФИО2, удостоверение, диплом,

от третьего лица: не явились;

в судебном заседании объявлялся перерыв в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после перерыва представители сторон в суд не явились;

установил:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"  "Восточно-Сибирская железная дорога" – филиал ОАРО "РЖД" ( 664003, <...>) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, место нахождения: 664056, <...>) от 05.06.2020г. № КУВД-001/2020-1985110 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав собственности ОАО "РЖД" на земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, г.Иркутск; об обязании УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (Ангарский отдел №2) осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права на земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, г.Иркутск.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, сослалось в отзыве, что необходимые для осуществления учетно-регистрационных действий документы заявителем представлены не были – межевой план представлен без проекта межевания территории или утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; не представлены правоустанавливающие документы на заявленный к регистрации земельный участок.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие  третьего лица.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

17.02.2020 в ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг» Отдел в г. Иркутске № 3 заявителем ОАО «РЖД» было представлено заявление и документы о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество - земельный участок площадью 1609 кв.м. расположенный по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, г.Иркутск, №MFC-0115/2020-51219-1.

05.03.2020 Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Иркутской (Ангарский отдел №2) области было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав сроком до 05.06.2020. ОАО «РЖД» было предложено представить: межевой план, подготовленный в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации о. 08.12.2015 № 921, на основании одного из документов, предусмотренных ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ; правоустанавливающий документ на заявленный к учетно-регистрационным действиям земельный участок.

05.06.2020 Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Иркутской области (Ангарский отдел № 2) было вынесено решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости.

С указанным решением об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав заявитель не согласился, поскольку считает, что необходимые для государственной регистрации документы, соответствующие установленным законодательством требованиям, Управлению Росреестра по Иркутской области были представлены. А именно заинтересованному лицу представлены: 1.Распоряжение от 30.09.2003 г. № 4557-р/6-р/884р; 2. Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организации федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставной капитал ОАО «РЖД» от 30.09.2003 г. (Далее Сводный передаточный акт); 3. Состав подлежащего передаче в уставной капитал ОАО «РЖД» от 30.09.2003.

При создании ОАО «РЖД», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 № 585, в качестве вклада в уставный капитал общества было внесено имущество федерального железнодорожного транспорта на основании Сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в уставный капитал ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30 сентября 2003 г. № 4557-р/6-р/884р.

Как ссылается заявитель, внесение земельных участков в уставный капитал ОАО «РЖД» осуществлялось в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона № 29 от 27.02.2003 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» согласно которому внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал осуществляется без предварительной государственлой регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Основанием государственной регистрации права на земельные участки, внесенные в уставный капитал ОАО «РЖД», является Сводный передаточный акт.

Кроме того, зарегистрировано право собственности ОАО «РЖД» на объект «Подъездной железнодорожный путь № 22 Иркутская реалбаза №1», расположенный на спорном земельном участке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.06.2012 № 38 АД 793743. Регистрация права собственности на объект «Подъездной железнодорожный путь № 22 Иркутская реалбаза №1» произведена на основании Сводного передаточного акта на имущество и обязательство организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемое в уставный капитал ОАО «РЖД» в порядке приватизации.

Как указывает заявитель в заявлении, на спорный земельный участок изготовлен межевой план от 13.02.2020. Площадь земельного участка под подъездным путем составляет 1609 (+/-14) кв.м. Земельному участку присвоен условный кадастровый номер 38:36:000002:ЗУ1.

Из заключения кадастрового инженера следует: на земельном участке расположен единственный объект недвижимого имущества - Подъездной железнодорожный путь №22 Иркутская реалбаза № 1, принадлежащий на праве собственности ОАО «РЖД», кадастровый номер объекта недвижимости - 38:36:000000:3002.

Согласно Сводному передаточному акту на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» от 30 сентября 2003 г. в уставный капитал ОАО «РЖД» передан подъездной путь № 22 Иркутская реалбаза № 1, ст. Военный городок (п.217 приложения № 1 приложения № 803) в составе Сооружения-комплекса (производственно-технологический комплекс № 26) и земельный участок под ним по адресу «Подъездной путь ХПП-1 ст. Военный городок» (п. 127 Приложения 1 Часть 2 к передаточному акту) .

В Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в уставный капитал ОАО «РЖД», включены и земельные участки, и объекты, расположенные на них.

При таких обстоятельствах, заявитель находит, что оспариваемый отказ нарушает его права и законные интересы – препятствует осуществлять права собственника в отношении земельного участка, а также не соответствует закону.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как указывалось выше, 17.02.2020 в ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» представителем ОАО «РЖД» было представлено заявление и документы о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество - земельный участок площадью 1609 кв.м. расположенный по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, г.Иркутск, №MFC-0115/2020-51219-1.

Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 21 Закона  о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Перечень оснований для государственной регистрации права предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона  о регистрации, согласно которому основаниями для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;                   2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в
соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого
имущества на момент совершения сделки; 3)     акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; 6)         акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В связи с тем, что ОАО «РЖД» не были  представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона является основанием для отказа в государственной регистрации прав, уведомлением от 05.03.2020  Управлением Ростреестра по Иркутской области было принято решение о приостановлении государственной регистрации права.

При этом в данном уведомлении было разъяснено следующее: представленный межевой план подготовлен не в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 08.12.2015  № 921: не представлен ни один из документов, на основании которого осуществляется образование земельного участка: 1. проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2.утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; а также отсутствует правоустанавливающий документ на заявленный к учетно-регистрационным действиям земельный участок. В нарушение п.2 ст. 14 Закона о регистрации, не представлен правоустанавливающий документ для осуществления государственной регистрации права.

В связи с тем, что указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации  основания заявителем не были устранены, 05.06.2020 Управлением Ростреестра по Иркутской области принято решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и в государственной регистрации прав.

Рассмотрев доводы ОАО «РЖД», положенные им в основу заявления об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права, суд приходит к следующему.

Порядок осуществления учетно-регистрационных действий установлен Законом  о регистрации, в соответствии с которым орган регистрации прав проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, на предмет установления оснований для отказа в учетно-регистрационных действиях или их приостановлении в соответствии с Законом №218-ФЗ.

При проведении правовой экспертизы представленных документов в порядке пункта 3 части 1 статьи 29 Закона  о регистрации были выявлены  недостатки, препятствующие осуществлению учетно-регистрационных действий.

Проводя правовую экспертизу на предмет возможности осуществления государственной регистрации прав на заявленный к регистрации земельный участок, государственным регистратором было установлено, что ни один из представленных в качестве правоустанавливающих документов не содержал сведений о передаче в собственность ОАО РЖД земельного участка площадью 1609 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г.Иркутск. В связи с чем, государственным регистратором было установлено, что правоустанавливающие документы на заявленный к регистрации земельный участок представлены не были, что в соответствии с п.5 ч.1 ст. 26 Закона №218-ФЗ является основанием для приостановления государственной регистрации.

Государственный регистратор прав, приводя в обжалуемом отказе доводы о том. что правоустанавливающие документы не представлены, указал на то, что ни один из представленных в качестве правоустанавливающих документов не содержал сведений о передаче в собственность ОАО РЖД земельного участка с заявленными характеристиками.

Земельные участки, вносимые в уставный капитал ОАО РЖД, указаны в приложении I часть 2 к передаточному акту ВСЖД (форма 17.3), Однако, земельного участка площадью 1609 кв.м., с адресом: Иркутская область, г.Иркутск, указанный передаточный акт не содержит.

Пункт 127 приложения 1 части 2 к передаточному акту ВСЖД содержал сведения об объекте недвижимости площадью 2171,510 кв.м.,расположенном по адресу; подъездной путь ХПП-1 ст. Военный городок,вместе с тем за государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав в отношении земельного участка с такими характеристиками, ОАО РЖД в регистрирующий орган не обращалось.Кроме того, при изучении всего приложения 1 части 2 к передаточному акту ВСЖД, объекта недвижимости с заявленными к регистрации характеристиками обнаружено не было.

В ходе судебного разбирательства заявителем данное обстоятельство  опровергнуто не было.

Заключение кадастрового инженера к межевому плану само по себе не может восполнить несоответствие представленных правоустанавливающих документов характеристикам заявленного к регистрации земельного участка.

Каких-либо доказательств, в том числе, поясняющих расхождение адресов и площади земельных участков заявителем не приведено. Включенный в состав межевого плана приказ о переименовании сооружения с "Подъездной путь ХПП-1, ст. Военный городок" на "Подъездной железнодорожный путь № 22 Иркутская реалбаза № 1" не устраняет возникшие противоречия в идентификации земельного участка, учитывая, что он относится к сооружению, а не к земельному участку, а также принимая во внимание даты представленных заявителем правоустанавливающих документов, составленных позднее указанного приказа.

Так же суд соглашается с доводом регистрирующего органа о том, что нахождение на заявленному к осуществлению кадастрового учета земельном участке объекта недвижимого имущества, принадлежащего заявителю не означает автоматическое возникновение права собственности на земельный участок под ним. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ лицо, имеющее на праве собственности объект недвижимости, имеет преимущественное право на приобретение земельного участка под ним в порядке и на условиях, предусмотренных земельным законодательством.

Более того, заявителем представлена суду переписка с КУМИ администрации города Иркутска, комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска, касающаяся обращения заявителя о предоставлении земельного участка под принадлежащим ОАО "РЖД" объектом недвижимого имущества.

Как пояснил представитель заявителя, на сегодняшний день окончательного решения от администрации города Иркутска в отношении предоставления земельного участка не получено.        

Согласно пункту  6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По изложенной выше причине арбитражным судом не установлено нарушения ответчиком при вынесении оспариваемого решения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 05.06.2020 №КУВД-001/2020-1985110 каких-либо прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что не позволяет суду прийти к выводу о том, что данное решение можно признать недействительным.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив,  что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд на находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального РФ уплаченная                заявителем  при подаче заявления государственная пошлина относится на заявителя в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований.

руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                      О.П.Сураева