ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15788/2022 от 04.10.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск                                                                                              Дело  № А19-15788/2022

«11» октября 2022 года 

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2022 года

Полный текст решения изготовлен 11 октября 2022 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Чанг ли» (ОГРН 1173850030265, ИНН 3849065518, адрес: 664035, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Мало-Якутская, д. 19А, оф. 211А)

к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1073808028326, ИНН 3808171041, адрес: 664003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Литвинова, д. 15) 

о признании незаконным решения от 07.12.2021 № 4,

при участии в судебном заседании представителей

от заявителя: Елизаров П.М., доверенность от 28.04.2022;

от органа, чье решение оспаривается: Чижик Л.В., доверенность от 23.12.2020 № 43;

                                                   установил:

Чэнь Юнь, Чень Цзя и Общество с ограниченной ответственностью «Чанг Ли» (далее – ООО «Чанг Ли») 13.04.2022 обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с административным иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (ГУ МВД по Иркутской области) о признании незаконным и отмене решений:

- от 07.12.2021 № 4 о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов;

- от 10.12.2021 № 38 об аннулировании разрешения на работу иностранному гражданину.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 07.06.2022 требования  ООО «Чанг ли» к ГУ МВД по Иркутской области о признании незаконным и отмене решения от 07.12.2021 № 4 выделены в отдельное производство. В выделенной части дело передано для рассмотрения в Арбитражный суд Иркутской области.

 Определением суда от 27.07.2022 заявление ООО «Чанг Ли» принято Арбитражным судом Иркутской области, возбуждено производство по делу № А19-15788/2022.

Заявлением от 29.08.2022 ООО «Чанг Ли» уточнило заявленные требования: просило признать незаконным и отменить решение ГУ МВД по Иркутской области от 07.12.2021 № 4 о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.

Представитель ООО «Чанг Ли», присутствовавший в судебном заседании 04.10.2022,  в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) уточнил заявленные требования - просил признать незаконным решение от 07.12.2021 № 4 в редакции решения от 20.06.2022 о внесении изменений в указанное решение.

Уточнение требований принято судом.

В судебном заседании представитель ООО «Чанг Ли» заявленные требования в редакции последних уточнений поддержал, представитель ГУ МВД по Иркутской области требования заявителя не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.

Из материалов дела следует, что 09.09.2021 около 10 час. 55 мин. в ходе проведения проверки соблюдения миграционного законодательства на территории рынка «Китай город» по адресу: г. Иркутск, ул. Челябинская, 25/6, павильон № 1.01 сотрудниками ОИК УВМ ГУ МВД по Иркутской области установлено, что ООО «Чанг Ли» фактически допустило к работе в качестве продавца в магазине «У Антона» гражданку КНР Чэнь Юнь, 01.03.1989 г.р., которая пребывает в Российской Федерации с целью «Трудовая деятельность», имеет действующее разрешение на работу в качестве высококвалифицированного специалиста в ООО «Чанг Ли», вид деятельности «Товаровед». В указанные дату и время Чэнь Юнь в магазине «У Антона» осуществляла продажу товаров для рыбалки и охоты, а именно, продала спасательный жилет оранжевого цвета с черными вставками стоимостью 1300 руб., т.е. осуществляла трудовую деятельность на объекте розничной торговли в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8), при установленной допустимой доле иностранных работников на 2021 год в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

По данному факту в отношении ООО «Чанг Ли» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 18.17 КоАП РФ и вынесено Октябрьским районным судом г. Иркутска постановление от 01.03.2022 о привлечении ООО «Чанг Ли» к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности на срок 14 суток.

Постановлением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 09.09.2021 гражданка КНР Чэнь Юнь признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.17. КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 руб., без выдворения за пределы Российской Федерации.

ГУ МВД по Иркутской области также вынесены решение от 07.12.2021 № 4 о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов и решение от 10.12.2021 № 38 об аннулировании разрешения на работу иностранному гражданину.

В преамбуле решения от 07.12.2021 № 4 указано, что материалы проверки в отношении ООО «Чанг Ли» рассмотрены начальником Управления по вопросам миграции ГУ МВД по Иркутской области Родзиковским А.С. Само решение подписано начальником ГУ МВД по Иркутской области Калищуком А.Е.

20.06.2022 внесены изменения в решение от 07.12.2021 № 4 в части указания в нем должностного лица, рассмотревшего материалы в отношении ООО «Чанг Ли». Согласно данному решению материалы рассмотрены, и решение от 07.12.2021 № 4 вынесено начальником ГУ МВД по Иркутской области Калищуком А.Е.

Следовательно, противоречия относительно лица, вынесшего решение от 07.12.2021 № 4, ответчиком устранены. 

Не согласившись с решением от 07.12.2021 № 4 в редакции решения от 20.06.2022, ООО «Чанг Ли» обратилось с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В судебном заседании 28.09.2022 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 14 час. 30 мин. 04.10.2022. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.

По смыслу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении заявления гражданина, организации и иного лица о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должен проверить оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также установить, нарушены ли права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не созданы ли ему в результате принятия указанных ненормативного акта, действия (бездействия) какие-либо иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Наличие двух указанных условий в совокупности является основанием для признания арбитражным судом оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконным.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Согласно статье 13 Закона № 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений.

Статьей 13.2 Закона № 115-ФЗ установлены особенности осуществления деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами. Подпунктом 3 пункта 1 установлено, что в целях настоящего Федерального закона высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц - для иных иностранных граждан (не относящихся к категориям, указанным в подпунктах 1, 1.2, 2 пункта 1 статьи 13.2).

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. Перечень профессий (должностей, специальностей) работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационные требования к таким работникам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

На основании подпункта 2 пункта 26 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в случае, если данный работодатель или заказчик работ (услуг) представил в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган поддельные или подложные документы (подпункт 2).

Согласно пункту 26.1 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ при выявлении одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 26 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган принимает решение о запрете соответствующему работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.

Форма решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, и порядок его принятия утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Приказом МВД России от 10.01.2018 № 9 утвержден Порядок принятия решения о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов и форма решения о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов (далее - Приказ № 9).

Согласно пунктам 2, 3 Приказа № 9 в системе МВД России решение о запрете привлечения принимает начальник (заместитель начальника) Главного управления по вопросам миграции МВД России или руководитель (начальник) территориального органа МВД России на региональном уровне либо лицо, исполняющее его обязанности; решение о запрете привлечения принимается в срок не позднее 15 рабочих дней со дня выявления оснований, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 4 Приказа № 9 основаниями для принятия решения о запрете привлечения являются: неисполнение работодателем или заказчиком работ (услуг) принятых на себя обязательств перед высококвалифицированным специалистом, установленных статьей 13.2 Закона № 115-ФЗ, или обязательств, вытекающих из условий трудового договора, заключенного с высококвалифицированным специалистом, либо несоблюдение существенных условий гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с высококвалифицированным специалистом (подпункт 4.1); представление работодателем или заказчиком работ (услуг) в МВД России или его уполномоченный территориальный орган поддельных или подложных документов (подпункт 4.2).

В соответствии с пунктом 5 Приказа № 9 проверка наличия оснований для принятия решения о запрете привлечения осуществляется уполномоченным должностным лицом структурного подразделения ГУВМ МВД России или подразделения по вопросам миграции территориального органа по решению начальника структурного подразделения ГУВМ МВД России (его заместителя) или начальника подразделения по вопросам миграции территориального органа (его заместителя), в случаях непосредственного обнаружения должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие оснований для принятия решения о запрете привлечения, при:

5.1.1. предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам.

5.1.2. Осуществлении проверки уведомлений об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам.

5.1.3. Осуществлении выездной (выездной совместной) проверки соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.

5.2. Поступления из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных организаций материалов, содержащих информацию о наличии оснований для принятия решения о запрете привлечения.

Согласно пункту 6 Приказа № 9 срок проведения проверки наличия оснований для принятия решения о запрете привлечения не может превышать один месяц с даты вынесения уполномоченным начальником решения о проведении такой проверки.

В силу пункта 8 Приказа № 9 уполномоченный начальник не позднее одного рабочего дня, следующего за днем окончания проведения проверки, принимает одно из следующих решений: о подготовке проекта решения о запрете привлечения (подпункт 8.1; о проведении дополнительной проверки наличия оснований для принятия решения о запрете привлечения. Срок проведения дополнительной проверки наличия оснований для принятия решения о запрете привлечения не может превышать один месяц с момента принятия уполномоченным начальником соответствующего решения (подпункт 8.2); об отсутствии оснований для подготовки проекта решения о запрете привлечения (подпункт 8.3).

Как установлено судом из материалов дела об административном правонарушении, ООО «Чанг Ли» подало ходатайство работодателя, заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста, вид деятельности «Торговля оптовая прочими бытовыми товарами, ОКВЭД 46.49» на гражданку КНР Чэнь Юнь, 01.03.1989 г.р.

ООО «Чанг Ли» представило в адрес ГУ МВД по Иркутской области гарантийное письмо, согласно которому общество выступает приглашающей стороной в отношении приглашаемого иностранного гражданина - Чэнь Юнь, гарантирует ей материальное, медицинское и жилищное обеспечение.

Согласно приглашению  № 382100 2G9001610 приглашающей стороной гражданки КНР Чэнь Юнь, 01.03.1989 г.р. выступает ООО «Чанг Ли», категория визы – обыкновенная рабочая.

Между ООО «Чанг Ли» и высококвалифицированным специалистом гражданкой КНР Чэнь Юнь заключен трудовой договор от 09.07.2021.

07.12.2021 начальником ГУ МВД по Иркутской области генерал-лейтенантом полиции Калищуком А.Е. на основании подпункта 2 пункта 26 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ вынесено решение № 4 о запрете ООО «Чанг Ли» в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов (с учетом решения о внесении изменений от 20.06.2022). 

Основываясь на материалах проверки, Управление пришло к выводу о поддельности/подложности представленных работодателем документов.

При этом ГУ МВД по Иркутской области ссылается  на рапорт от 30.11.2021, составленный начальником ОИК УВМ ГУ МВД по Иркутской области Чернышевым Р.С., в котором указано, что фактическое привлечение обществом в процессе розничной торговли высококвалифицированного иностранного работника в качестве продавца товарами народного потребления является нарушением запрета, установленного в пункте 1.3 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2020 № 43 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324 - 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» разъясняет, что подделкой официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, и подделкой паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, признаются как незаконное изменение отдельных частей такого подлинного официального документа путем подчистки, дописки, замены элементов и др., искажающее его действительное содержание, так и изготовление нового официального документа, содержащего заведомо ложные сведения, в том числе с использованием подлинных бланка, печати, штампа. Указанные в статье 327 УК Российской Федерации документы признаются поддельными (в том числе подложными), если установлено наличие в них перечисленных признаков (пункт 8). 

По настоящему делу Управлением не представлено доказательств, подтверждающих факт поддельности и/или подложности документов, представленных работодателем - ООО «Чанг Ли» при подаче ходатайства о привлечении в качестве высококвалифицированного специалиста гражданки КНР Чэнь Юнь.

 Более того, из текста оспариваемого решения не представляется возможным установить, какой именно документ или документы являются подложными или поддельными, какие именно права мог предоставить обществу или иным лицам или фактически предоставил поддельный или подложный документ либо от каких обязанностей мог освободить или освободил.

Из материалов дела не следует факт поддельности трудового договора от 09.07.2021, заключенного между ООО «Чанг Ли» и гражданкой КНР Чэнь Юнь, либо поддельности (подложности) иных документов.

При привлечении Октябрьским районным судом г. Иркутска ООО «Чанг Ли» к административной ответственности по части 1 статьи 18.17. КоАП РФ, а также Куйбышевским районным судом г. Иркутска гражданки КНР Чэнь Юнь к административной ответственности по части 2 статьи 18.17. КоАП не установлено фактов представления работодателем в орган миграционного контроля каких-либо поддельных документов.

Таким образом, факт использования обществом «Чанг Ли» поддельных или подложных документов при подаче ходатайства о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста не установлен и не доказан Управлением.

Само по себе привлечение высококвалифицированного иностранного специалиста в качестве продавца не свидетельствует о подложности документов.

Представление подложных или поддельных документов самим высококвалифицированным иностранным специалистом органу миграционного контроля могло являться основанием для отказа в выдаче разрешения на работу в соответствии с подпунктом 4 пункта 9 статьи 18 Закона № 115-ФЗ. Вместе с тем, такое разрешение было выдано Чэнь Юнь в установленном порядке.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности Управлением невыполнения обществом условия, предусмотренного пунктом 1 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ, в части поддельности/подложности представленных работодателем документов. Следовательно, оспариваемое решение ГУ МВД по Иркутской области, в основу которого положен вывод о невыполнении заявителем данного условия, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Кроме того, суд установил, что решение ГУ МВД по Иркутской области от 07.12.2021 № 4  вынесено с нарушением процедуры, установленной Приказом № 9, в связи со следующим.

Как установлено подпунктом 5.1.3 пункта 5 Приказа № 9 проверка наличия оснований для принятия решения о запрете привлечения осуществляется уполномоченным должностным лицом структурного подразделения ГУВМ МВД России в случае непосредственного обнаружения должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие оснований для принятия решения о запрете привлечения, в том числе при осуществлении выездной (выездной совместной) проверки соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.

В рассматриваемом случае при обнаружении уполномоченным должностным лицом ГУ МВД России по Иркутской области достаточных данных, указывающих на наличие оснований для принятия решения о запрете привлечения, начальник структурного подразделения ГУВМ МВД России (его заместитель) или начальник подразделения по вопросам миграции территориального органа (его заместитель) должны были назначить и провести проверку наличия оснований для принятия решения о запрете привлечения в соответствии с порядком, установленным Приказом № 9.

Однако проверка в отношении заявителя в установленном порядке не назначалась и не проводилась. 

Рапорт от 30.11.2021 на имя начальника УВМ ГУ МВД по Иркутской области, составленный начальником ОИК УВМ ГУ МВД по Иркутской области Чернышевым Р.С., на котором имеется резолюция от 30.11.2021 о проведении начальником ОТМ УВМ ГУ МВД по Иркутской области Горевой А.А. проверки наличия оснований для принятия решения о запрете привлечения в качестве ВКС ООО «Чанг Ли», а также рапорт Горевой А.А.  с резолюцией от 01.12.2021 о подготовке проекта соответствующего решения, документом о назначении проверки не является и не свидетельствует о соблюдении Управлением требований пункта 5 Приказа № 9.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании незаконным оспариваемого решения УВМ ГУ МВД по Иркутской области от 07.12.2021 № 4  в редакции решения о внесении в него изменений от 20.06.2022.  

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу:  https://kad.arbitr.ru

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть  направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Чанг ли» удовлетворить.

Признать решение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области от 07.12.2021 № 4  о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов в редакции решения от 20.06.2022 о внесения изменений в указанное решение незаконным.

Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано  в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. 

Судья                                                                                                       Позднякова Н.Г.