ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15796/13 от 20.01.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск  Дело № А19-15796/2013

Резолютивная часть решения объявлена 20.01.2014г.

Полный текст решения изготовлен 23.01.2014г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козодоевым О.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" (ОГРН <***>, ИНН <***>; 665734, Иркутская область, г. Братск, <...>)

к агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН <***>,
 ИНН <***>; 664003, <...>);

Территориальному отделу агентства лесного хозяйства Иркутской области
 по Киренскому лесничеству (666703, Иркутская область, г. Киренск,
 ул. Коммунистическая, 8) об отмене постановления №416-38-17/13 от 10.10.2013г.

при участии представителей:

от общества: ФИО1 – паспорт, представитель по доверенности от 09.01.2014г. №07;

от Агентства лесного хозяйства: ФИО2 – удост. №596, представитель по доверенности от 11.12.2013г. №229.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Восточно – Сибирские магистральные нефтепроводы» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления
 от 10.10.2013г. №419-38-17/13 года, вынесенного Агентством лесного хозяйства Иркутской области в лице Территориального отдела по Киренскому лесничеству (далее - административный орган).

В судебном заседании в соответствии со ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв
 до 10.30 час. 20.01.14, информация о котором опубликована на сайте арбитражного суда.

Дело рассмотрено в порядке глав 20, 22 АПК РФ по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

В период с 19.08.2013г. по 22.08.2013г., на основании распоряжения от 17.07.2013г. № 1807-агр, Агентством лесного хозяйства в отношении ООО «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» проведена внеплановая (выездная) проверка, в том числе исполнения обществом ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды.

В ходе проведения проверки установлено, что в квартале №181 выделе 6 Ичерской дачи, Ичерского участкового лесничества Киренского лесничества, в охранной зоне магистрального нефтепровода ООО «Востокнефтепровод» не обеспечена уборка заготовленной древесины, являющаяся горючим материалом. Данная древесина заготовлена в процессе строительства магистрального трубопровода и использовалась как лежневый настил. Остатки лежневого настила в виде равномерно уложенных бревен шириной 5 метров и длиной 100 метров находятся в охранной зоне в 8 метрах от оси магистрального нефтепровода. Нарушен п. 34 главы 9 Правил пожарной безопасности
 в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417. Результаты проверки отражены в акте проверки от 22.08.2013 №72-38-17/13.

По факту ненадлежащего выполнения предусмотренных законом обязанностей
 по обеспечению уборки горючих материалов при строительстве и эксплуатации трубопровода в пожароопасный период, должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 12.09.2013 №416-38-17/13 (л.д.70) по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее: КоАП РФ).

Административным органом 10.10.2013г. вынесено постановление №416-38-17/13
 о признании общества виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, обществом подана в суд жалоба
 о признании его незаконным и отмене. В обоснование указано, что обнаруженная в ходе проведения проверки древесина является лежневой дорогой и используется с целью беспрепятственного проезда в заболоченных местах со слабой несущей способностью грунтов. В связи с чем, обнаруженные административным органом элементы лежневых дорог не могут быть, по мнению общества, признаны горючими материалами,
 что исключает привлечение лица к административной ответственности, состав вмененного правонарушения отсутствует. Кроме того, заявитель указывает,
 что административным органом не доказано, что элементы лежневых дорог находятся
 в охранной зоне нефтепровода.

Административный орган считает оспариваемое постановление законным
 и обоснованным, указывает, что обнаруженная древесина не отвечает признакам лежневой дороги, вмененный состав правонарушения полагает доказанным, предусмотренными ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами.

Исследовав доказательства по делу, доводы и возражения сторон, суд приходит
 к следующему.

При рассмотрении дела об оспаривании в судебном порядке решения административного органа о привлечении к административной ответственности проверяется законность и обоснованность оспариваемого акта, полномочия административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливается наличие законных оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдения установленного порядка привлечения к ответственности, срока давности привлечения
 к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (части 6, 7 статьи 210 АПК РФ). При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении,
 и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Объективная сторона выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.

Субъектом правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо. Субъективная сторона характеризуется виной.

Согласно пункту 6 статьи 1, статей 51,52 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и названным Кодексом.

Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции
 и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности (ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1994г.
 № 69-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают предупреждение лесных пожаров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона, в соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" должны быть свободны от горючих материалов.

Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.

Согласно п. 4.1. Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9 для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.

В соответствии с Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 30.05.2013г. №1300-агр (представлено в материалы дела) на территории Киренского района начало пожароопасного периода 2013 года объявлено с 01.06.2013г.

Как установлено судом в квартале №181 выдел 6 Ичерский дачи, Ичерского участкового лесничества, Киренского лесничества, в охранной зоне магистрального нефтепровода ООО «Востокнефтепровод» не обеспечена уборка заготовленной древесины в пожароопасный период.

Данная древесина заготовлена в процессе строительства магистрального трубопровода и использовалась как лежневый настил. Остатки лежневого настила в виде равномерно уложенных бревен шириной 5 метров и длиной 100 метров находятся в охранной зоне в 8 метрах от оси магистрального нефтепровода.

Выявленные нарушения квалифицированы административным органом как нарушение п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах и постановлением №419-38-17/13 от 10.10.2013г. ООО «Восточно – Сибирские магистральные нефтепроводы» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Факт допущенного нарушения подтверждается вышеназванными документами: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, схемой места нарушения, фототаблицей (являющихся приложениями к протоколу от 12.09.2013г.
 №416-38-17/13 (л.д.55-81). Указанные документы, в том числе произведенные замеры (осуществлены в присутствие представителя общества) не оспорены заявителем, соответствующих доказательств не представлено.

Довод заявителя о том, что обнаруженная древесина используется обществом для укладки лежневых дорог, которая относится к служебным дорогам и используется для обслуживания магистрального нефтепровода, проезда пожарных, ремонтных и аварийных машин не может быть признан судом обоснованным.

Заявителем в материалы дела не представлен соответствующий договор аренды лесного участка, на котором расположена лежневая дорога, который в рассматриваемом случае, безусловно подтвердил бы факт наличия лежневой дороги.

Кроме того, в соответствии с требованиями п. 7.3.7 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отработке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94) дорога подлежит обустройству таким образом, чтобы от бровки дорог до оси трубопровода было не менее 10 метров. Как следует из схемы нарушения расстояние от оси трубопровода до кромки штабелей древесины (предполагаемых заявителем лежневой дорогой) составляет 8 метров.

Факт наличия древесины (горючего материала) в охранной зоне трубопровода подтвержден материалами дела и не оспорен заявителем.

Следует отметить, что в данном случае с учетом вышеназванных норм закона
 и установленных обстоятельств дела следует, что само по себе установление с какой целью данная древесина находится в охранной зоне, не имеет значения для вменения обществу нарушения п.34 Правил пожарной безопасности.

По мнению суда, остатки лежневого настила, в том числе, при не соблюдении требований, предъявляемых к лежневым дорогам, а также воздействие на древесину климатических условий не могут быть расценены как лежневая дорога и правомерно оценены административным органом как складированная древесина.

Обществом не опровергнуты в данной части доводы административного органа. В частности то, что согласно п.13.2 (СП 34-116-97) и таксационному описанию лесов Киренского лесничества и лесохозяйственному регламенту в рассматриваемом квартале Ичерской дачи болот нет, преобладают свежие почвы с коэффициентом В2 (отсутствуют участки со слабой несущей поверхностью). Данные обстоятельства также подтверждаются и фототаблицами (характером растительности, отсутствием признаков заболачивания местности).

Кроме того, на фотографиях (приложениях к протоколу) видно, что обнаруженная древесина, в виде отдельно лежащих останков (фрагментов) находится на поверхности,
 не скреплены и не присыпаны минеральным слоем почвы.

Ссылка заявителя на положения п.п. 5.6.7, 5.6.9 Правил ликвидации аварий и повреждений на магистральных трубопроводах, указывающих на возможность использования лежней из лесоматериалов, по мнению суда, не может быть принята во внимание, поскольку заявителем не обосновано обустройство лежневой дороги именно в месте обнаружения древесины, поскольку в месте выявленного правонарушения, аварий и повреждений на трубопроводе не зарегистрировано.

Обществом также не приведены соответствующие доказательства об использовании указанного участка в качестве дороги, ее обслуживания, несения необходимых затрат
 и наличие разрешений (в том числе действующих договорных обязательствах).

Указание заявителя на то, что демонтаж лежневых дорог противоречит требованиям РД 153-39.4-114-01 «Правила ликвидации аварий и повреждений на магистральных трубопроводах» при несоблюдении положений Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. №417 не может быть признано судом правомерным.

Довод заявителя о том, что древесина засыпанная грунтом не может иметь свойств горючих материалов, также, по мнению суда не обоснован.

Исходя из анализа ОСТ 782-73 Горение и пожарная опасность веществ, следует, что древесина, вне зависимости от способа складирования, является горючим материалом, способным к самовоспламенению.

Из материалов дела однозначно следует, что обнаруженная древесина в пожароопасный период находилась в охранной зоне трубопровода. Суд полагает данный факт достоверно подтвержденным имеющимися материалами дела.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что Общество своими действиями допустило нарушение п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. №417, что указывает на наличие объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административным органом и судом установлено, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно привлечено
 к ответственности оспариваемым постановлением, при этом им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следует учесть, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности, как
 и сама позиция общества по данному вопросу свидетельствуют о том, что ее действия (бездействия) создают угрозу для жизни неопределенного круга людей и животных,
 а также могут повлечь серьезный ущерб природной среде на указанном участке.

Заявителем доказательств в подтверждение принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлены. Административным органом доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности.

Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не позволивших административному органу полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело
 об административном правонарушении, судом не установлено.

В соответствии с ч.2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления
 об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа
 о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановления Агентства лесного хозяйства Иркутской области в лице территориального отдела по Киренскому лесничеству, в связи с чем, в удовлетворении требования Общества следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд
 в течение 10 дней после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья О.Л. Зволейко