ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15841/06 от 28.08.2006 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

именем российской федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск Дело № А19-15841/06-52

«28» августа 2006 г.

  Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества Управляющая компания РУСИЧ

к ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска

о признании незаконными действий налогового органа

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 (доверенность б/н от 20.06.06г.);

от налоговой инспекции: ФИО2 (доверенность № 11/18 от 27.02.06г.);

установил:

Закрытое акционерное общество Управляющая компания РУСИЧ (далее ЗАО УК РУСИЧ) обратилось в арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконными действий ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска.

В обоснование заявленных требований ЗАО УК РУСИЧ указало, что 17.01.2006 года ЗАО УК РУСИЧ и ЗАО Компания «Пирамида» заключили договор о слиянии, в соответствии, с условиями которого все права и обязанности ЗАО УК РУСИЧ и ЗАО Компания «Пирамида» переходят к вновь созданному юридическому лицу, именуемому Закрытое акционерное общество Управляющая компания РУСИЧ.

ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска 18.04.2006 года выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица - ЗАО УК РУСИЧ, в связи с чем общество обратилось в ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее УСН).

Уведомлением от 01.06.2006 года № 51 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения налоговый орган отказал обществу в связи с несвоевременным представлением заявления о переходе на УСН.

Считая отказ налогового органа противоречащим действующему законодательству, ЗАО УК РУСИЧ обратилось в суд с требованием о признании действий инспекции незаконными.

Налоговый орган с доводами ЗАО УК РУСИЧ не согласен, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, установил следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей.

Пунктом 1 ст. 346.13 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Из представленных налоговых деклараций за 2005г., 2006 г. и уведомлений инспекции от 02.12.2002г. № 105, от 26.04.2004г. № 349 усматривается, что ЗАО Компания «Пирамида» и ЗАО УК РУСИЧ до реорганизации путем слияния являлись юридическими лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения.

Согласно абзацу 1 п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Исходя из положений пункта 3 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 346.19 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается год.

Вопрос о порядке применения упрощенной системы налогообложения организацией в случае ее реорганизации в форме слияния Налоговым кодексом РФ не регламентирован.

Согласно ст. 57 Гражданского кодекса РФ слияние является одной из форм реорганизации юридического лица.

При слиянии юридических лиц в соответствии с п. 1 ст. 58 ГК РФ права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Статья 50 НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

В соответствии с п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения.

Более того, переход на применение упрощенной системы налогообложения осуществляется организациями в добровольном порядке, главой 26.2 НК РФ не предусмотрено право налогового органа на запрет в применении данного налогового режима.

Довод налогового органа о том, что ЗАО УК РУСИЧ пропустило пятидневный срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения несостоятелен.

Пунктом 2 ст. 84 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 настоящего Кодекса, в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Из материалов дела усматривается, что свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица от 18.04.2006 года было направлено вместе с сопроводительным письмом № 05-23/13773, которое датировано 21.03.2006 года. Однако свидетельство и сопроводительное письмо было направлено в адрес налогоплательщика 02.05.2006 года, т.е. с нарушением срока выдачи свидетельства, о чем свидетельствует штамп на почтовом конверте инспекции.

Следовательно, довод инспекции о пропуске срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения несостоятелен, поскольку у ЗАО УК РУСИЧ изначально отсутствовала возможность подать заявление в соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ.

На основании вышеизложенного суд считает отказ налогового органа в применении ЗАО УК РУСИЧ упрощенной системы налогообложения незаконным, в связи с чем требование заявителя подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьями 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявителю подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска, выразившиеся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения ЗАО Управляющая компания РУСИЧ, как противоречащие ст. 346.12, 346.13 НК РФ.

Обязать ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Возвратить ЗАО УК РУСИЧ из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 18 от 22.06.2006 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Чемезова