ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15881/11 от 14.11.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-15881/2011

« 21 » ноября 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2011 г.

Решение в полном объеме изготовлено 21 ноября 2011 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Поздняковой Н.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каланда О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Жилищная компания» (ОГРН <***>, место нахождения: 665825, <...>)

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (ОГРН <***>, место нахождения:664003, <...>)

о признании незаконным предписания № 2-17-407/1-1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 25.07.2011,

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 01.02.2011;

от органа, принявшего оспариваемый акт: не явились;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищная компания» (далее – ООО «ЖилКом») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее – ГУ МЧС по Иркутской области) о признании незаконным предписания № 2-17-407/1-1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 25.07.2011.

Представитель заявителя в судебном заседании требования о признании незаконным оспариваемого предписания поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

ГУ МЧС по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. В представленном отзыве указал, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что государственным инспектором Ангарского района по пожарному надзору на основании распоряжения Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Иркутской области от 14.07.2011 № 2-17-407 проведена внеплановая выездная проверка ООО «ЖилКом» по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.

В ходе проверки выявлен факт использования обществом при проведении ремонтных работ по утеплению температурного шва в жилом многоквартирном доме № 9, расположенном по адресу: <...> горючего строительного материала (плиты пенополистирольные ПСБ-С-35, выпускаемые ТУ 2244-306-55566585-2002, относящиеся к группе горючести Г3). Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 25.07.2011 № 2-17-407.

26.07.2011 должностным лицом ОНД по Ангарскому району ГУ МЧС по Иркутской области составлен протокол об административном правонарушении № 2-17-16-392 о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проверки заявителю выдано предписание от 25.07.2011 № 2-17-407/1-1, согласно которому ООО «ЖилКом» предписано в срок до октября 2011 демонтировать или заменить горючий строительный материал пенополистирол, относящийся к группе горючести – Г3 (нормальногорючие) на материал не ниже группы горючести Г1 (слабогорючие) для помещений класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома).

Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя, исходя из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении настоящего дела обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности оспариваемым предписанием возложена на заявителя, а на государственный орган возложена обязанность доказать законность оспариваемого предписания, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого предписания, наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого предписания.

Из положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как указано в статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности

Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 18.06.2003 № 313 (далее – ППБ 01-03).

Основанием для выдачи ООО «ЖилКом» предписания от 25.07.2011 № 2-17-407/1-1 послужили выводы административного органа о несоблюдении обществом требований статей 4, 13, 32, 49, 149 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 3 ППБ 01-03 и пунктов 4.3, 5.4 государственных строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

В силу статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Согласно статье 13 Закона № 123-ФЗ классификация строительных, текстильных и кожевенных материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара (часть 1). Пожарная опасность строительных, текстильных и кожевенных материалов характеризуется следующими свойствами: горючесть; воспламеняемость; способность распространения пламени по поверхности; дымообразующая способность; токсичность продуктов горения (часть 2). По горючести строительные материалы подразделяются на горючие (Г) и негорючие (НГ) (часть 3). Строительные материалы относятся к негорючим при следующих значениях параметров горючести, определяемых экспериментальным путем: прирост температуры - не более 50 градусов Цельсия, потеря массы образца - не более 50 процентов, продолжительность устойчивого пламенного горения - не более 10 секунд (часть 4). Строительные материалы, не удовлетворяющие хотя бы одному из указанных в части 4 настоящей статьи значений параметров, относятся к горючим. Горючие строительные материалы подразделяются на группы, в том числе: нормальногорючие (Г3), имеющие температуру дымовых газов не более 450 градусов Цельсия, степень повреждения по длине испытываемого образца более 85 процентов, степень повреждения по массе испытываемого образца не более 50 процентов, продолжительность самостоятельного горения не более 300 секунд (часть 5).

Частью 1 статьи 32 Закона № 123-ФЗ предусмотрена классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности. Согласно данной норме многоквартирные жилые дома классифицированы как Ф1.3.

В соответствии со статьей 49 Закона № 123-ФЗ исключение условий образования горючей среды должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: применение негорючих веществ и материалов; ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов; использование наиболее безопасных способов размещения горючих веществ и материалов, а также материалов, взаимодействие которых друг с другом приводит к образованию горючей среды; изоляция горючей среды от источников зажигания (применение изолированных отсеков, камер, кабин); поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ; понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме; поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается; механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ; установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках; применение устройств защиты производственного оборудования, исключающих выход горючих веществ в объем помещения, или устройств, исключающих образование в помещении горючей среды; удаление из помещений, технологического оборудования и коммуникаций пожароопасных отходов производства, отложений пыли, пуха.

Согласно статье 149 Закона № 123-ФЗ подтверждение соответствия веществ и материалов требованиям настоящего Федерального закона проводится путем декларирования их соответствия или обязательной сертификации с обязательным приложением протокола испытаний с указанием значений показателей, установленных настоящим Федеральным законом, к документам, подтверждающим соответствие веществ и материалов.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки обществом были представлены сертификат пожарной безопасности № ССПБ.RU.ОП061.Н.00224, зарегистрированный в государственном реестре системы сертификации в области пожарной безопасности 30.04.2008, а также отчет об испытаниях от 27.06.2011, выполненный испытательной лабораторией «Иркутскпожтест» ГУ СЭУ ФПС ИПЛ по Иркутской области.

Согласно сертификату пожарной безопасности данный сертификат удостоверяет, что идентифицированные надлежащим образом образцы плит пенополистирольных типа ПСБ-С марок 16, 25, 35, 50, предназначенных для тепловой изоляции в качестве среднего слоя строительных ограждающих конструкций и промышленного оборудования, выпускаемых по ГОСТ 15588-86, соответствуют требованиям пожарной безопасности, установленным в НПБ 244-97, ГОСТ 15588-86.

В соответствии с отчетом об испытаниях объектом испытаний являлись плиты пенополистирольные, изготовленные по ТУ 2244-306-55566585-2002 из суспензионного вспенивающегося полистирола с добавкой антипирена ПСБ-С. Плиты предназначены для тепловой изоляции в качестве среднего слоя строительных ограждающих конструкций, промышленного оборудования.

В соответствии с выводом инженера сектора ИиИР представленные пенополистирольные плиты ПСБ-С-35, выпускаемые по ТУ 2244-306-55566585-2002, согласно полученным в ходе испытаний показателям, относятся к группе горючести Г3 (нормальногорючие материалы).

Пунктом 3 ППБ 01-03 предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В силу пункта 5.4 государственных строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» строительные материалы подразделяются на негорючие и горючие, горючие в свою очередь подразделяются на четыре группы: Г1 (слабогорючие), Г2 (умеренногорючие), Г3 (нормальногорючие), Г4 (сильногорючие).

В процессе эксплуатации следует обеспечивать содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, при проведении ремонтных работ не допускать применений конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм.

Требования указанных норм, а также положения Закона № 123-ФЗ не содержат положений о запрете производства ремонтных работ по утеплению температурного шва здания при применении строительных материалов, относящихся к группе горючести Г3.

В связи с чем, вывод проверяющего инспектора о нарушении заявителем требований пожарной безопасности не соответствует закону. Данное обстоятельство также подтверждается отзывом, представленным ответчиком 14.11.2011, в котором ГУ МЧС по Иркутской области выразило свое согласие с требованиями заявителя, полагало их подлежащими удовлетворению, ссылаясь на отсутствие нормативного правового акта, содержащего запрет по применению строительных материалов, относящихся к группе Г3 при производстве ремонтных работ по утеплению температурного шва здания.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Учитывая, что предписанные к исполнению требования не соответствуют положениям закона и незаконно возлагают на общество дополнительные обязанности, поскольку не имел места быть факт нарушения обществом требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу об отсутствии у ГУ МЧС по Иркутской области правовых оснований для вынесения в адрес заявителя оспариваемого предписания.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «ЖилКом» о признании незаконным предписания ГУ МЧС по Иркутской области от 25.07.2011 № 2-17-407/1-1 подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной ООО «ЖилКом» при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 2 000 руб. по платежным поручениям № 2997 от 17.06.2011, № 4690 от 26.08.2011 подлежат взысканию в пользу заявителя с ГУ МЧС по Иркутской области.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным предписание Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (отдел надзорной деятельности по Ангарскому району) №2-17-407/1-1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 25.07.2011.

Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (отдел надзорной деятельности по Ангарскому району) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Жилищная компания».

Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Жилищная компания» судебные расходы в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Позднякова Н.Г.