Арбитражный суд Иркутской области
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск Дело № А19-15890/2016
«29» ноября 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 ноября 2016 г.
Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2016 г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасьевой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664033, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664025, <...>)
о признании незаконным решения от 22.08.2016 № 567 в части,
при участии в заседании
от заявителя: не явились;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области: ФИО1 - представитель по доверенности от 22.01.2016 № 435;
установил:
Открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» (далее – ОАО «ИЭСК») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – УФАС по Иркутской области) от 22.08.2016 № 567 в части:
1. признания обоснованной жалобы ООО «СтройКом» на действия заказчика (организатора закупки) - ОАО «Иркутская электросетевая компания», закупочной комиссии филиала ОАО «ИЭСК» «Центральные электрические сети» при организации и проведении закупки способом открытого запроса предложений (извещение № 31603876415) в связи с неразмещением итогового протокола закупки в единой информационной системе в сфере закупок, нарушением порядка проведения процедуры переторжки, приведшего к нарушению установленного закупочной документацией порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки;
2. признания ОАО «Иркутская электросетевая компания» (664033, <...>), нарушившим:
- подпункт 4.14.4 документации по открытому запросу предложений на право заключения договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства на оказание услуг (закупка № 316036876415), пп. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ, в связи с проведением закупочной комиссией процедуры переторжки в отсутствие предварительной оценки, сравнения и предварительного ранжирования не отклонённых заявок на участие в закупке; в отсутствие доведения результатов такой предварительной оценки до сведения участников закупки;
- подпункты 4.14.2, 4.14.3, 4.14.6 документации, подпункт 8.8.2.3 Положения о закупке, пп. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ, в связи с недоведением до сведений участников закупки, в частности, ООО «СтройКом» в открытой форме или закрытом режиме, решения закупочной комиссией о проведении переторжки, порядке ее проведения (в том числе форме приглашения к участию, форме предоставления улучшенных предложений из числа, предусмотренных Документацией о закупке (очная, очно-заочная), времени предоставления таких предложений, форме и объеме предоставления участникам закупки результатов предварительной оценки заявок) и не приглашением участника закупки - ООО «СтройКом» к участию в переторжке;
- подпункт 4.15.4 документации о закупке, пп. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ, в связи с отсутствием итоговом протоколе от 02.08.2016, составленном по результатам закупки сведений о принятии закупочной комиссией решения о переторжке, предварительном расчете рейтинга;
- подпункт 4.13.8, 4.14.7, 4.14.9 документации о закупке, ч. 6 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ в связи с несоблюдением требований, установленных в документации о закупке к порядку проведения переторжки и осуществлением оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в порядке, которые не указаны в документации о закупке, а именно: расчет закупочной комиссией, рейтинга, присужденного заявке ООО «СтройКом» по критерию «цена договора» на основании цены договора, доказательства, предложения которой, и размере такого предложения заказчиком не представлены;
- пп. 1,2 ч. 1 ст. 3, ч. 12 ст. 4 ФЗ № 223-ФЗ в связи с неразмещением итогового протокола от 02.08.2016 г., составленного в ходе закупки (№ извещения 31603876415), в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания, в части приложения № 1 к указанному протоколу;
- пункт 27 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352, ч. 4 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, часть 1 статьи 2 ФЗ № 223-ФЗ в связи с сокращением законодательно установленного десятидневного срока на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган, до истечения которого договор не может быть заключен, путем заключения 08.08.2016 г. договоров возмездного оказания услуг №№ 21 - 24 на 4 рабочий день после подведения (опубликования) итогов закупки.
Определением от 17.10.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «СтройКом» (далее – ООО «СтройКом»).
Представитель ОАО «ИЭСК» в судебном заседании, состоявшемся 15.11.2016, заявленные требования поддержал.
Представитель УФАС по Иркутской области требования заявителя не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.
Третье лицо ООО «СтройКом» в судебное заседание своего представителя не направило, в представленном отзыве просило в удовлетворении требований заявителя отказать.
Судом установлены следующие обстоятельства.
12.07.2016 организатором закупки - в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее-ЕИС) размещено извещение № 31603876415 о проведении закупки способом открытого запроса предложений на право заключения договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства на оказание услуг: ЛОТ 1: Обследование строительных конструкций подстанций Ангарской площадки по титулу: Здание ЗРУ-6 кВ ПС "Цемзавод" инв.№ 700В110098; Здание общеподстанционного пункта управления ПС "Цемзавод" инв.№ 700В110096; Здание ПС 110\6 кВ "Юбилейная" инв.№ 7000010159; Здание ПС 35\6 кВ №2 инв.№ 7000010048; Здание ПС 35\6 кВ №4 инв.№ 7000010144; Здание ПС 35\6 кВ №7 инв.№ 7000010197; ЛОТ 2: Обследование строительных конструкций УПК-500 кВ Тыреть по титулу: Здание главного щита управления кВ УПК-500 кВ "Тыреть" инв.№ 700В110128; Здание компрессорной УПК-500 кВ "Тыреть" инв.№ 700В110130; Здание склада материального и гаражных боксов УПК-500 кВ "Тыреть" инв.№ 700В110129; Здание проходной УПК-500 кВ "Тыреть" инв.№ 700В110132; Здание релейных панелей УПК-500 кВ "Тыреть" инв.№ 700В140864; ЛОТ 3: Обследование строительных конструкций подстанций Усольского района по титулу: Здание главного щита управления совместно с ЗРУ-6 кВ ПС "ЗГО" инв.№ 700В110099; Здание общеподстанционного пункта управления ПС "Вокзальная" инв.№ 700В110101; ЛОТ 4: Обследование строительных конструкций подстанций Черемховского района по титулу: Здание подстанции 1 Западная инв.№ 700Т000100 (РП-6 кВ "Западная"); Здание подстанции М.Артем инв.№700Т000043 (РП-6 кВ "Малый Артем"); Здание подстанции бкв. Ново-Гришевская инв.№ 700Т000026 для нужд филиала ОАО «ИЭСК» «Центральные электрические сети», а также Документация о закупке.
В соответствии с извещением о проведении закупки дата окончания подачи заявок - 22.07.2016, дата и время рассмотрения заявок - 16.00 часов 22.07.2016, дата и время подведения итогов - 13.00 часов 27.07.2016.
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 02.08.2016 на участие в закупке поступило 5 заявок на участие в закупке по лотам № 1-4: ООО «Профи-Град», ООО «СтройКом», ООО «Группа промышленных исследований СибПроектСтальКонструкция», ООО «Сибпроектконструкция» и ООО «Бюро технических экспертиз».
В соответствии с решением закупочной комиссии заявки всех 5 участников, в том числе заявителя, допущены к участию в закупке по 5 лотам.
По итогам оценки и сопоставления заявок (окончательных предложений участников) комиссией принято решение о признании закупки состоявшейся и о признании победителями: по лотам № 1, № 2, № 4 - ООО «СИБПРОЕКТКОНСТРУКЦИЯ», по лоту № 3 - ООО «Группа промышленных исследований СибПроектСтальКонструкция».
В УФАС по Иркутской области поступила жалоба ООО «СтройКом» на действия заказчика - ОАО «ИЭСК», закупочной комиссии филиала ОАО «ИЭСК» «Центральные электрические сети» при организации и проведении закупки способом открытого запроса предложений (извещение № 31603876415) в связи с неразмещением протокола вскрытия заявок, нарушением порядка оценки заявок участников закупки по показателю «квалификация участников» (в связи с отсутствием в итоговом протоколе закупки информации в отношении документов, представленных участниками закупки по показателю «Квалификация участников», информации об оценке заявок участников по каждому критерию, что препятствует самостоятельной оценке участниками закупки заявок и сопоставлению их с заявками других участников), нарушением порядка проведения переторжки (отсутствие протокола рассмотрения с ранжированием заявок, уведомления о времени и порядке проведения процедуры переторжки).
По результатам рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Иркутским УФАС России вынесено решение от 22.08.2016 № 567, в соответствии с которым признана обоснованной жалоба ООО «СтройКом» на действия ОАО «ИЭСК», закупочной комиссии филиала ОАО «ИЭСК» «Центральные электрические сети» при организации и проведении закупки способом открытого запроса предложений (извещение № 31603876415) в связи с неразмещением итогового протокола закупки в единой информационной системе в сфере закупок, нарушением порядка проведения процедуры переторжки, приведшего к нарушению установленного закупочной документацией порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки; ОАО «ИЭСК» признано нарушившим требования подпунктов 4.13.8, 4.14.2, 4.14.3, 4.14.4, 4.14.6, 4.14.7, 4.14.9, 4.15.4 Документации по открытому запросу предложений на право заключения договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства на оказание услуг (закупка № 31603876415) части 1 статьи 2, подпунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 27 «Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, пункта 8.8.2.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ИЭСК», утвержденного решением Совета Директоров ОАО «ИЭСК» от 10.10.2014, протокол № 2 (46).
ОАО «ИЭСК», полагая, что решение от 22.08.2016 № 567 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании 15.11.2016, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 9 часов 30 минут 22.11.2016. После перерыва в судебное заседание явился представитель УФАС по Иркутской области ФИО1
Выслушав представителя антимонопольного органа, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 123 Конституции РФ, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ) участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала; любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.
В Федеральном законе № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, перечисленными в статье 3 Федерального закона № 223-ФЗ, в числе которых равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (часть 6 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Положение должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки (часть 2 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ).
В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Из материалов дела следует, что протоколом Совета Директоров ОАО «ИЭСК» № 2 (46) от 10.10.2014 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ИЭСК» (далее – Положение о закупке), определяющее требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, основные права и обязанности сторон при закупке, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки правила.
Подпунктами 7.2.1, 8.8.2. Положения о закупке предусмотрено, что при проведении процедуры закупки документация о закупке может предусматривать право заказчика предоставить участникам закупки возможность добровольно повысить рейтинг своих заявок путем снижения первоначальной (указанной в заявке либо в предложении) цены договора (далее — процедура переторжки, переторжка), при условии сохранения остальных положений заявки без изменений.
Согласно пункту 8.8.2.3 Положения о закупке, пункту 4.14.3 документации о закупке, разработанной и утвержденной обществом в соответствии с Положением о закупке, на переторжку в обязательном порядке приглашаются участники закупки, заявки которых не были отклонены и заняли в предварительной ранжировке места с первого по четвертое.
Переторжка, в соответствии с подпунктом 8.8.2.5 Положения о закупке, может иметь очную, заочную либо очно-заочную (смешанную) форму проведения. Порядок проведения переторжки указывается в документации о закупке.
Пунктом 21 Информационной карты открытого запроса предложения документации о закупке, подпунктом 4.14 раздела 4 «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАЯВКИ» документации о закупке, предусмотрена возможность проведения переторжки и порядок ее проведения.
Решение о проведении процедуры переторжки, а также порядок ее проведения принимает закупочная комиссия самостоятельно согласно нормам документации, только после оценки, сравнения и предварительного ранжирования не отклоненных заявок участников закупки.
При этом, согласно пункту 4.14.4 документации результаты оценки заявок по неценовым критериям могут, как сообщаться, так и не сообщаться участникам переторжки; если результаты оценки участников по неценовым критериям сообщаются, они должны быть сообщены всем участникам запроса предложений, приглашенным на переторжку, одновременно в единой форме и объеме.
В случае принятия положительного решения о проведении переторжки она проводится в закрытом режиме путем очного, очно-заочного предоставления улучшенных предложений, допущенных участников закупки.
Из содержания подпункта 4.14.7 документации следует, что участники запроса предложений, участвовавшие в переторжке и снизившие свою цену, обязаны дополнительно представить по запросу заказчика откорректированные с учетом новой цены, полученной после переторжки, документы, определяющие их коммерческое предложение. Изменение цены в сторону снижения не должно повлечь за собой изменение иных условий заявки либо предложения, кроме ценовых. Окончательное предложение по результатам переторжки, должно быть представлено по форме 1 «Письма о подаче оферты».
Рассмотрение улучшенных предложений участников проводится во время рассмотрения и оценки заявок, указанного в пункте 15 настоящей Информационной карты по открытому запросу предложений
Пунктом 15 Информационной карты установлено место и дата рассмотрения, оценки заявок на участие в открытом запросе предложений, а именно: 26.07.2016 в 13.00 часов по адресу: 665821, <...>, кабинет 311.
Подпункт 4.14.9 документации предусматривает, что после проведения переторжки закупочная комиссия производит необходимые подсчеты в соответствии с ранее объявленными критериями и учитывает цены, полученные в ходе переторжки, при оценке заявок и построения итогового ранжира предложений. Заявки участников, приглашенных на переторжку, но в ней не участвовавших, учитываются при построении итогового ранжира предложений по первоначальной цене.
Таким образом, документацией о закупке предусмотрено, что решение о проведении процедуры переторжки, а также порядок ее проведения принимает закупочная комиссия самостоятельно согласно нормам документации, только после оценки, сравнения и предварительного ранжирования не отклоненных заявок участников закупки.
В соответствии с пунктом 4.13 документации заказчика оценка и сопоставление заявок на участие в закупке осуществляются с использованием рейтингового метода. Рейтинговые места присваиваются по каждому критерию отдельно по мере убывания выгодности предложений. Первое рейтинговое место присваивается лучшему показателю по критерию, последнее - худшему. Максимальное количество рейтинговых мест равно количеству оцениваемых заявок на участие в конкурсе (лоте).
Документацией установлено, что при оценке заявок применяются следующие критерии: цена договора; опыт оказания услуг; факты срыва сроков выполнения работ по договорам с филиалом ОАО «ИЭСК» «Центральные электрические сети», заключенным за три предыдущих года, по виновным действиям подрядчика; наличие копий договоров, подтверждающих оказание подобных услуг по обследованию строительных конструкций зданий (не менее пяти договоров, заключенных за текущий год и за три предыдущих года, с указанием предмета договора и состава услуг); наличие положительных отзывов от заказчиков об оказанных подобных услугах по пункту 2.2; срок предоставления гарантии.
Документацией о закупке прямо не установлено время и место проведения предварительного ранжирования заявок (вскрытия конвертов и т.д.).
Как указано выше, после оценки, сравнения и предварительного ранжирования не отклоненных заявок участников закупки, согласно пункту 21 информационной карты, пункту 4.14.2 документации о закупке, закупочная комиссия самостоятельно принимает решение о проведении процедуры переторжки, а также определяет порядок ее проведения, в том числе время ее проведения.
Согласно пункту 4.15.4 документации о закупке результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о существенных условиях договора, обо всех участниках запроса предложений, подавших заявки, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений решении о присвоении заявкам на участие в запросе предложений порядковых номеров. Указанный протокол подписывается всеми членами закупочной комиссии и размещается заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня с момента подписания такого протокола.
В ходе рассмотрения жалобы ООО «СтройКом» антимонопольному органу не были представлены документы, подтверждающие проведение закупочной комиссией оценки, сравнения и предварительного ранжирования не отклоненных заявок участников закупки (протокол рассмотрения, отчет о предварительном ранжировании заявок, иное) и доведения информации о результатах предварительной оценки до участников закупки, равно как не были представлены документы, подтверждающие принятие закупочной комиссией решения о проведении процедуры переторжки, включающее порядок ее проведения (очный, очно-заочной), объем оглашения (доведения до участников) условий наилучшего предложения из поступивших, в том числе по неценовым критериям оценки) и доведения информации о проведении переторжки и ее порядке, в том числе времени ее проведения, до участников закупки, заявки которых не были отклонены и заняли в предварительном ранжире места с первого по четвертое. В частности, не была доведена такая информация до ООО «СтройКом» (путем размещения решения (выписки, иное) в ЕИС, направлении уведомлений участникам закупки посредством факсимильной связи, телефонограммой, на адрес электронной почты и т.д.), не направлены приглашения участникам закупки, в частности ООО «СтройКом», к участию в процедуре переторжки.
Таким образом, ОАО «ИЭСК», в нарушение требований пункта 4.14.4, 4.14.2, 4.14.3, 4.14.6, 4.15.4 документации о закупке, пункта 8.8.2.3 Положения о закупке, подпункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, провело процедуру переторжки (закупка № 31603876415) в отсутствие предварительной оценки, сравнения и предварительного ранжирования не отклоненных заявок и в отсутствие доведения результатов такой предварительной оценки до сведения участников закупки; не довело до сведения участников закупки решение о проведении переторжки, порядке ее проведения; не пригласило участников закупки, в том числе ООО «СтройКом», для участия в переторжке.
В нарушение пункта 4.15.4 документации о закупке в протоколе заседания закупочной комиссии от 02.08.2016, размещенном в ЕИС, отсутствуют какие-либо сведения о принятом заказчиком решении о проведении переторжки, о предварительном расчете рейтинга, а также о результатах переторжки.
Приложение № 1 «Таблица оценки и сопоставления заявок участников закупки по критериям» на 4 листах, в котором отражены результаты расчета итоговых рейтингов заявок участников по 4 лотам с указанием значений предложений участников по каждому из критериев оценки и присвоенных баллов по каждому из критериев, которое является неотъемлемой частью итогового протокола закупки от 02.08.2016, не было доведено до сведения участников закупки.
Довод Заявителя о том, что приложение №1 к итоговому протоколу закупки является внутренним документом, используемым членами закупочной комиссии для записи цены договора, предложенной участниками при проведении процедуры переторжки и подсчета балов по критериям, который заполняется для удобства работы комиссии и не является обязательным для размещения в ЕИС, является несостоятельным в связи со следующим.
Частью 12 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ предусмотрено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Поскольку приложение № 1 «Таблица оценки и сопоставления заявок участников закупки по критериям» является неотъемлемой частью итогового протокола закупки от 02.08.2016, то оно подлежит размещению в ЕИС наряду с указанным протоколом в предусмотренные законом сроки. Неразмещение данного приложения противоречит основным принципам, предусмотренным подпунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, согласно которым при закупках товаров, работ, услуг заказчики должны обеспечивать информационную открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Кроме того в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках одной из целей данного закона является обеспечение гласности и прозрачности закупки.
Не разместив итоговый протокол в полном объеме, вместе с приложением № 1, заказчик лишил участников закупки возможности осуществить сопоставление своей заявки с заявками других участников, что является нарушением принципа прозрачности закупки, а также противоречит целям Федерального закона № 223-ФЗ.
Подобные действия заказчика создают условия для неизвестности порядка определения победителя, и, как следствие, приводят к несоблюдению принципа равноправного соперничества хозяйствующих субъектов при участии в закупке, информационной открытости закупки.
В связи с изложенным, обоснованным является вывод УФАС по Иркутской области о нарушении заявителем требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 и части 12 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ, в связи с неразмещением в ЕИС итогового протокола от 02.08.2016 г., составленного в ходе закупки, в части приложения №1 к указанному протоколу, не позднее чем через три дня со дня подписания.
Суд находит необоснованным довод заявителя о том, что информация о дате, времени и месте проведения переторжки доведена до всех участников закупки в закупочной документации по открытому запросу предложений, а именно, в информационной карте и пункте 4.14. закупочной документации по открытому запросу предложений, в связи с чем, никаких дополнительных уведомлений участников закупки о дате, времени и месте проведения переторжки заказчик направлять не обязан.
В названных документах отражено, что рассмотрение улучшенных предложений участников проводится во время рассмотрения и оценки заявок, указанного в пункте 15 Информационной карты по открытому запросу предложений, а именно: 26.07.2016 в 13.00 часов по адресу: 665821, <...>, кабинет 311, время подачи улучшенных предложений (проведения переторжки) документацией о закупке, в том числе пунктами 5, 21 заранее не установлено, в связи с вероятностным характером ее проведения (в случае принятия решения закупочной комиссией).
Принцип информационной открытости закупки, закрепленный в пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ, необходимо трактовать в системной взаимосвязи со статьей 4 упомянутого закона, устанавливающей обязанность организаторов торгов обеспечивать доступ потенциальных участников ко всем документам, связанным с проводимой закупкой.
Таким образом, антимонопольным органом правомерно признаны обоснованными доводы ООО «СтройКом» о ненаправлении заказчиком уведомления о времени и порядке проведения процедуры, об отсутствии своевременного, полноценного информирования участников процедуры, в том числе о проведении переторжки, что повлекло невозможность представления корректного ценового предложения и повлияло на результат закупки.
Указание ОАО «ИЭСК» на то, что ООО «СтройКом» в письме о подаче оферты (исх. № 234 от 15.07.2016) выразило готовность участия в переторжке, приняло участие в процедуре переторжки не имеет правового значения для рассмотрения жалобы в связи с вероятностным характером проведения переторжки и самостоятельным определением закупочной комиссией порядка ее проведения.
В силу пункта 56 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В нарушение подпункта 4.13.8, 4.14.7, 4.14.9 документации о закупке, закупочной комиссией, рейтинг, присуждаемый заявке ООО «СтройКом» по критерию «цена договора» рассчитан по цене договора, доказательств, предложения которой, заказчиком не представлены. Так, у заказчика отсутствуют документы, подтверждающие изменение ООО «СтройКом» цены своего предложения и величину такого изменения.
Таким образом, закупочной комиссией в связи с несоблюдением требований, установленных документации о закупке к порядку проведения переторжки, осуществлена оценка и сопоставление заявок на участие в закупке в порядке, которые не указаны в документации о закупке, что является нарушением пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.
Из материалов дела установлено, что по результатам закупки заказчиком 08.08.2016 заключены договоры возмездного оказания услуг с ООО «СИБПРОЕКТКОНСТРУКЦИЯ» №№ 21, 22, 23 (по 1, 2, 4 лотам), и договор возмездного оказания услуг № 24 с ООО «Группа промышленных исследований СибПроектСтальКонструкция» (по лоту № 3).
ООО «СтройКом» обратилось с жалобой в антимонопольный орган на действия организатора закупки - заказчика при проведении открытого запроса предложений, по результатам рассмотрения которой установлен факт нарушения Федерального закона № 223-ФЗ, Положения о закупках закупочной комиссией, а также установлено, что антимонопольный орган лишен возможности устранить выявленные нарушения для защиты нарушенных прав и интересы подателя жалобы в административном порядке, предусмотренном законодательством - путем выдачи предписания, поскольку по результатам закупки по всем 4 лотам заключены договоры возмездного оказания услуг №№ 21 - 24 от 08.08.2016.
Пунктом 27 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что срок заключения договора при осуществлении закупки участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства должен составлять не более 20 рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также случаев, когда действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки обжалуются в антимонопольном органе либо в судебном порядке. В указанных случаях договор должен быть заключен в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.
Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом № 223-ФЗ и Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора закупки) в антимонопольный орган по процедуре, установленной статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» и частью 10 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.
Довод заявителя о том, что требования части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не распространяет свое действия на закупку, проведенную не в форме торгов, является несостоятельным, поскольку в соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, частью 1 статьи 18.1 Закона о конкуренции жалоба на действия заказчика (юридического лица) при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках рассматриваются антимонопольным органам в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ заказчик самостоятельно устанавливает требования к составу заявки претендента и документам, представляемым в составе заявке, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом особенностей закупки, потребностей заказчика, необходимых требований к исполнителю и закупаемым услугам в пределах требований норм антимонопольного законодательства, законодательства о закупках и положения о закупке.
При этом положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Действия заказчика по заключению договора по результатам закупки в период ранее законодательно установленного десятидневного срока, до истечения которого договор не может быть заключен, являются нарушением требований статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, правильным является вывод антимонопольного органа об обоснованности жалобы ООО «СтройКом» и признании ОАО «ИЭСК» области нарушившим положения подпунктов 4.13.8, 4.14.2, 4.14.3, 4.14.4, 4.14.6, 4.14.7, 4.14.9, 4.15.4 Документации по открытому запросу предложений на право заключения договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства на оказание услуг (закупка № 31603876415) части 1 статьи 2, подпунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 27 «Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, пункта 8.8.2.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ИЭСК», утвержденного решением Совета Директоров ОАО «ИЭСК» от 10.10.2014, протокол № 2 (46).
В связи с чем, оспариваемое решение от 22.08.2016 № 567 вынесено антимонопольным органом в соответствии с законом, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и у суда отсутствуют основания для признания его незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, заявленные требования ОАО «ИЭСК» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова