ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15986/09 от 10.09.2009 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 24-12-96, факс 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-15986/09-5

« 10 » сентября 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи  Шульга Н.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акопян Е. Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Братского транспортного прокурора

к обществу с ограниченной ответственностью «Терминал»

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 (служебное удостоверение).

от ответчика: ФИО2 (доверенность).

установил:

Братский транспортный прокурор старший советник юстиции Анганзоров О. В. (далее: прокурор) обратился в арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Терминал» (далее: ООО «Терминал», Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее: КоАП РФ).

Представитель прокуратуры в судебном заседании требования поддержал, повторив доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика требования не признала, указав, что все необходимые для получения лицензии документы в настоящее время находятся у первого заместителя Управления государственного железнодорожного надзора, вина в действиях ООО «Терминал» отсутствует», кроме того, Общество обладает правом на получение взрывоопасных грузов на основании лицензий Федеральной службы по технологическому надзору, в связи с чем, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Дело рассматривается в соответствии со статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей сторон, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Братской транспортной прокуратурой в период с 17 по 22 июля 2009 года проведена проверка об исполнении ООО «Терминал» требований закона о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транс­порте.

Проверкой установлено, что ООО «Терминал» является юридическим лицом, цель которо­го получение прибыли. Основные виды деятельности предприятия - опто­вая и розничная торговля моторным топливом, хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки. Обществом эксплуатируются опасные производственные объекты: участок транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом, участок транспорти­рования опасных веществ автомобильным транспортом, склад ГСМ, площадка АЗС № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6. Имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объ­ектов и лицензию на хранение нефти, газа и продуктов их переработки сроком действия по 05.04.2010 года.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что ООО «Терминал» осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без соответствующей лицензии.

По факту данного правонарушения 23 июля 2009 года Постановлением Братского транспортного прокурора в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Терминал» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В связи с чем, на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ООО «Терминал» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав представленные документы, заслушав и оценив доводы представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Судом установлено, что во временном владении общества (договор аренды с ООО «Чуналес» от 01.12.2008 г.) находится путь не общего пользования № 5 от стрелки 302 до упора при станции Чуна ВСЖД для поставки и уборки подвижного железнодорожного состава под погрузку (выгрузку), на который подаются железнодорожные вагоны с опасным грузом для выгрузки. Согласно данным технического паспорта прирельсового склада ГСМ имеется: железнодо­рожный тупик, насосная станция для перекачки топлива на ж/д тупике, эстакада для слива нефтепродуктов, емкости для нефтепродуктов.

За период с 01.05.2009 г. по 17.07.2009 г. ООО «Терминал» произведена выгрузка 8 желез­нодорожных цистерн с грузом - бензин моторный, 5 цистерн - топливо дизельное, которые относятся к 3 классу опасности (Приложение № 1 к Правилам перевозок железнодорожным транспор­том грузов наливом в вагонах - цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефте-битума).

Так, в мае 2009 г. ООО «Терминал» произведена выгрузка нефтепродуктов из 6 железно­дорожных цистерн, а именно: 04.05.2009 г. осуществлена выгрузка дизельного топлива из ж/д вагона № 74059312, поданного на подъездной путь в 12-40 час., начало слива 13-40 час., окончание 15-55 час.; 08.05.2009 г. из вагонов № 50294172, № 53859112, № 51122422, подан­ных в 15-25 час. под выгрузку бензина моторного, начало слива соответственно 15-55 час., 17-55 час., 20-00 час., окончание слива соответственно 17-45 час., 19-50 час., 21-55 час.; 22.05.2009 г. выгрузка дизельного топлива из вагона № 51124014, поданного в 16-30 час., на­чало слива 17-00 час., окончание 19-30 час.; 30.05.2009 г. выгрузка бензина моторного из вагона № 74809674, поданного в 11-05 час., начало слива 11-40 час., окончание 13-30 час.

В июне 2009 г. произведена выгрузка 5 ж/д вагонов с нефтепродуктами, а именно: 02.06.2009 г. выгрузка бензина моторного из ж.д. вагона № 51293215, поданного в 13-50 час. слив произведен с 14-25 час. до 16-30 час.; 12.06.2009 г. выгрузка дизельного топлива из ж/д вагона № 50294958, поданного в 11-50 час., слив произведен с 14-10 час. до 16-20 час.; 14.06.2009 г. выгрузка бензина моторного из вагонов № 73207839, № 73449324, поданных в 14-10 час., слив произведен соответственно с 15-10 час. до 17-05 час. и с 17-30 до 19-30 час.; 21.06.2009 г. выгрузка бензина моторного из ж/д вагона № 73986762, поданного в 14-30 час., слив произведен с 15-10 час. до 17-15 час.

В июле 2009 г. произведена выгрузка 2-х ж/д вагонов с нефтепродуктами: 01.07.2009 г. выгрузка бензина моторного из ж/д вагонов № 50395904, № 73284960, поданных в 13-00 час., слив произведен соответственно с 14-00 час. до 16-00 час. и с 16-20 час. до 18-30 час.

Во всех случаях выгрузка нефтепродуктов из железнодорожных цистерн производилась в резервуары склада ГСМ работниками ООО «Терминал»: слесарями-заправщиками - Гри­горьев Д.А., ФИО3, ФИО4 (уволен с 25.06.2009 г., приказ № 86 от 26.06.2009 г.), под руководством мастера выгрузки - ФИО5 в соответствии с Технологией выгрузки нефтепродуктов из ж/д цистерн склада ГСМ, АЗС № 1 п. Чунский. Доставка ГСМ из резер­вуаров осуществляется автомобильным транспортом на АЗС.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом являются обязательными для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных пу­тей не общего пользования и регулируют условия перевозок грузов с учетом безопасности движения.

В соответствии со статьями 23, 49 Гражданского кодекса РФ перечень отдельных видов деятельности, которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели могут за­ниматься на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом.

Согласно подпункту 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании от­дельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. погрузочно-разгрузочная деятель­ность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензи­рованию. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 данного Закона предоставляется лицензия.

Данное требование регламентировано и «Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транс­порте», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 марта 2006 г. № 134.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. «О неко­торых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» местом совершения административного правонару­шения является место совершения противоправного действия независимо от места наступле­ния его последствий.

В сфере погрузочно-разгрузочной деятельности лицензия получается как организациями железнодорожного транспорта, так и другими организациями, осуществляющими данный вид деятельности, в том числе на железнодорожных подъездных путях, не входящих в сис­тему федерального железнодорожного транспорта. Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая ручным или механизированным способом, вне зависимости от состава погрузочно-разгрузочных работ, а также наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя погрузочно-разгрузочных сооружений и технических средств.

В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте осуществляется ООО «Терминал» без специального разрешения (лицензии).

Факт осуществления ООО «Терминал» разгрузочных работ применительно к опасным гру­зам на железнодорожном транспорте без специального разрешения (лицензии) подтвержда­ется материалами проверки и не оспаривается обществом: договором аренды пути не общего пользования № 133 от 01.12.2009 г., договором № 1/7 от 28.12.2006 г. на эксплуатацию железнодорожного пути ООО «Терминал» при станции Чуна, дополнительными соглашениям к указан­ному договору от 06.12.2007 г., от 19.06.2008 г., от 24.11.2008 г., транспортными железнодо­рожными накладными, журналом приема ГСМ ООО «Терминал», техническим паспортом прирельсового склада ГСМ, технологией выгрузки нефтепродуктов (ЛВЖ и ГЖ) из желез­нодорожных цистерн на п/путях склада ГСМ, АЗС № 1 <...> утв. директором ООО «Терминал» 03.01.2008 г., приказом № 38 от 13.05.2009 г. о назначении ответственного за руководство выгрузкой опасных грузов, актами № 322, № 323 от 13.05.2009 г. о допуске к руководству выгрузкой опасных грузов ФИО6, ФИО5, прото­колом № 359 заседания квалификационной комиссии от 12.11.2008 г., заявлением ООО «Тер­минал» о предоставлении лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применитель­но к опасным грузам на железнодорожном транспорте, актом проверки от 17.07.2009 г., объ­яснением менеджера по управлению ФИО7, объяснением заведующей склада ГСМ ФИО5

По мнению суда, несмотря на то, что у Общества имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Терминал» заявителем не допущено. Права и обязанности Общества, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, а также положения статьи 28.2 КоАП РФ регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), соблюдены. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в присутствии законного представителя Общества и подписано им. При этом представитель Общества ФИО8 пояснил, что с января 2009 года материалы на получение лицензии находятся на рассмотрении в лицензирующем органе.

Доводы ООО «Терминал» об отсутствии вины в действиях Общества в связи с тем, что оно обладает правом на получение взрывоопасных грузов на основании лицензий Федеральной службы по технологическому надзору, а также тем, что им принимались все необходимые меры для получения специальной лицензии, суд считает необоснованным, поскольку данные обстоятельства не исключают необходимость получения специального разрешения (лицензии) на осуществление погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

При таких обстоятельствах, суд находит, что в действиях ООО «Терминал» имеется состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в связи с чем оно должно быть привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей, что является минимальным наказанием, предусмотренным санкцией данной статьи, без конфискации предметов административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Привлечь общества с ограниченной ответственностью «Терминал», расположенное по адресу: 665514, <...>, запись о государственной регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1043801942293, к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей без конфискации предметов административного правонарушения, с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:

Л/с <***>, ИНН <***>, КПП 380801001, УФК по Иркутской области (Восточно-Сибирская транспортная прокуратура), расчетный счет <***>, ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области г. Иркутск, БИК 042520001, КБК 415 116 90040 04 0000140, ОКАТО 25401370000.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья Шульга Н. О.