АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-15999/2014
11.02.2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04.02.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.02.2015 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семеновым А.А., после перерыва помощником судьи Маркатюк Е.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664007, <...>)
к Администрации города Ангарска (ОГРН <***>, ИНН <***>, 665830, Иркутская область, г. Ангарск, площадь Ленина)
третье лицо: ФИО1
о признании незаконным постановления от 14.04.2014г. № 401-г «О переводе жилого помещения в нежилое помещение с объединением части помещения общего пользования»
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель по доверенности ФИО2,
от ответчика – представитель по доверенности ФИО3,
установил:
Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее – Служба) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Ангарска от 14.04.2014г. № 401-г «О переводе жилого помещения в нежилое помещение с объединением части помещения общего пользования».
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, указал на незаконность постановления от 14.04.2014г. № 401-г, поскольку перевод жилого помещения № 43 в доме № 18, квартала 277 г. Ангарска в нежилое нарушают порядок и правила перевода жилых помещений в нежилые, установленные законодательством.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, указав, что при переводе помещения из жилого в нежилое согласие всех собственников не требовалось, поскольку согласно проекту перепланировки основные несущие конструкции общего имущества не затрагиваются.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направило, отзыв не представило.
В судебном заседании 03 февраля 2015г., в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 04.02.2015г.
Дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.
Судом установлены следующие обстоятельства:
Как следует из материалов дела, ФИО1 принадлежит на праве собственности квартира № 43 общей площадью 67,5 кв. м, расположенная на 1 этаже по адресу: <...>, (свидетельство о государственной регистрации права от 28.06.2013г. 38 АЕ 104103).
На основании заявления ФИО1, постановлением Администрации города Иркутска от 14.04.2014г. № 401-г было переведено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в нежилое помещение с объединением части помещения общего пользования в промтоварный магазин.
Проектная документация переустройства и перепланировки с переводом в нежилое помещение квартиры с объединением части помещений общего пользования под промтоварный магазин от 2013г., предусматривает организацию входа в промтоварный магазин путем разбора подоконной части существующего оконного проема, путем разбора проема для объединения с помещение общего пользования, установлением крыльца и козырька.
В связи с поступлением заявления жильцов дома, на основании распоряжения № 3325 ср-п от 14.07.2014 Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении администрации города Ангарска с целью осуществления государственного жилищного надзора за соблюдением порядка перевода жилых помещений в нежилые. В ходе проведения проверки, установлено, что при переводе жилого помещения – квартиры № 43 по адресу: <...>, были нарушены правила и порядок перевода, установленные действующим законодательством, а именно: постановление от 14.04.2014г. № 401-г было принято и.о главы города при отсутствии согласия всех собственников многоквартирного дома № 18, 277 квартал, г. Ангарск.
Результаты проверки отражены в акте от 12.08.2014 № 3325/14. Выявленные нарушения послужили основанием для обращения Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.
После обращения Службы в арбитражный суд с заявлением, 10.11.2014г. на основании заявления ФИО1 представленного в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ангарска о внесении изменений в постановление № 401-г от 14.04.2014г., в связи с отказом от присоединения части помещения общего пользования, постановлением Администрации города Ангарска от 28.11.2014г. № 1795-г были внесены изменения в постановление № 401-г от 14.04.2014г. в части исключения из постановления слов «с объединением части помещения общего пользования».
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с часть 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 13 апреля 2012 года N 216-пп (в редакции от 19.04.2013г.) Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному и строительному надзору, выдаче разрешения на строительство, государственному контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно пункту 2 Положения Служба действует на правах государственной жилищной инспекции Иркутской области.
Пунктом 10 Положения установлено, что Служба в соответствии с возложенными на нее задачами в установленном законодательством порядке осуществляет следующие функции в сфере регионального государственного жилищного надзора, в том, числе: осуществление надзора за соблюдением порядка перевода жилых помещений в нежилые (п.п.7); обращение в суд с заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, нарушающих порядок перевода жилых помещений в нежилые (п.п. 8).
Постановлением Правительства Иркутской области от 24.09.2014г. № 481-пп внесены изменения в Положение о службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 13 апреля 2012 года N 216-пп (вступили с 21.10.2014), а именно: пункт 10 изложен в следующей редакции: "10. Служба в соответствии с возложенными на нее задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции в сфере регионального государственного жилищного надзора, в том числе: - в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений (п.п 1); - обращается в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (п.п.13).
На момент обращения Службы с заявлением в суд действовало Положение о Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 13 апреля 2012 года N 216-пп (в редакции от 19.04.2013г.).
Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014г. № 594-пп служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области реорганизована в форме выделения из ее состава службы государственного строительного надзора Иркутской области.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2014г. № 594-пп служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области переименована в службу государственного жилищного надзора Иркутской области, утверждено Положение о службе государственного жилищного надзора Иркутской области (п.4).
Согласно пункту 7 Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014г. № 594-пп служба в соответствии с возложенной на нее задачей в установленном порядке осуществляет следующие функции, в том числе: - в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (п.п 1); - обращается в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (п.п 13).
Как следует из материалов дела, Служба обратилась в суд с требованием о признании незаконным постановления Администрации города Ангарска от 14.04.2014г. № 401-г о переводе жилого помещения, находящегося по адресу: <...> в нежилое помещение
Причиной обращения в суд явились, по мнению Службы, действия Администрации города Ангарска по переводу жилого помещения в нежилое, нарушающие порядок и правила перевода жилых помещений в нежилые, установленные законодательством, которые осуществлены без согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме N 18, квартал 277, г. Ангарск.
То есть, единственным основанием для обращения Службы с настоящим требованием являлось отсутствие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на перевод жилого помещения в нежилое.
Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение: перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности определяет статья 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение предусмотрен в статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации: перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.
Указанные статьи находятся в главе 3 "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" раздела I "Общие положения" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно приведенным выше нормам Положения Служба в сфере регионального государственного жилищного надзора осуществляет функции, в том числе по обращению в суд с заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, нарушающих порядок перевода жилых помещений в нежилые.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников помещений.
К распоряжению имуществом относятся, в том числе действия по изменению объекта.
По правилам части 2 статьи 40 Жилищного Кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. В других случаях согласия собственников не требуется.
Данные статьи находятся в главе 6 "Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников" раздела II "Право собственности и другие вещные права на жилые помещения" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отношения в указанной сфере носят гражданско-правовой характер.
Положения статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяются в совокупности с положениями статьи 53 указанного Кодекса.
В силу части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд (часть 3 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Служба в силу требований части 3 статьи 53, статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна была обосновать, в защиту чьих и каких интересов подано настоящее заявление и в чем выражается нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц оспариваемым актом.
Вместе с тем данное требование не было выполнено Службой, не было доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для обращения в арбитражный суд.
Ссылка заявителя на положение пункта 4 части 6 статьи 20 ЖК РФ, судом не принимается, в связи со следующим.
Как следует из положений пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Как указывает Служба в дополнениях к исковому заявлению, Служба обратилась в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц; Службой были выявлены нарушения обязательных требований - порядка и правил перевода жилых помещений в нежилые, установленные законодательством.
Между тем Служба не доказала, что действовала в данном случае в защиту интересов неопределенного круга лиц; защищала публично-правовой интерес группы лиц, персональный состав которой заранее неизвестен.
Как следует из материалов дела, проверка проводилась на основания обращения физического лица от 23.06.2014., данный факт не исключает, что Служба по данному делу обратилась в защиту интересов конкретных физических лиц.
Само по себе оспаривание акта администрации города Ангарска о переводе жилого помещения по адресу: <...>, в нежилое не свидетельствует о том, что Служба действовала в интересах неопределенного круга лиц, что ей не был известен круг собственников помещений в указанном жилом доме.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии обязательных условий, установленных ч. 1 ст. 53 и ч. 2 ст. 198 АПК РФ, - обращение Службы в арбитражный суд с настоящим требованием в защиту публичных интересов, в случае, предусмотренном федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Г.В. Ананьина