ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-16000/14 от 16.12.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-16000/2014

19.12.2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.12.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19.12.2014 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слимаковой О.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод»

к Главному Управлению МЧС России по Иркутской области Управление НД ГУ МЧС России по Иркутской области в лице отдела надзорной деятельности по г. Усолье-Сибирское и Усольского района

о признании незаконным предписания № 9/ГО-1 от 27.06.2014

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель по доверенности - ФИО1 (доверенность от 18.02.2014г), представитель по доверенности - ФИО2 (доверенность от 29.10.2014);

от ответчика: представитель по доверенности - ФИО3 (доверенность от 14.07.2014).

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным полностью предписания от 27.06.2014г. № 9/ГО-1 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, выданного отделом надзорной деятельности по г. Усолье-Сибирское и Усольского района.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 09.12.2014г. объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 16.12.2014г., о чем сделано публичное сообщение в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Иркутской области.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии представителей сторон.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, указал на незаконность предписания .

Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, указал на законность и обоснованность предписания.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

В соответствии с распоряжением № 9-ГО от «13» мая 2014 г., в период с «02» июня 2014 года по «27» июня 2014 года должностными лицами отдела надзорной деятельности по г. Усолье-Сибирское и Усольского района проведена внеплановая выездная проверка в отношении Открытого акционерного общества «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны от 01.10.2013г. № 63/15-ГО.

В ходе проверки выявлено, что п. 1 ранее выданного предписания не исполнен, не выполнены мероприятия гражданской обороны, а именно: отсутствует защитное сооружение гражданской обороны для обеспечения и укрытия наибольшей смены Общества в военное время и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

По результатам проверки составлен акт проверки от 27.06.2014 № 9/ГО-1, обществу выдано предписание от 27.06.2014 № 9/ГО-1 по устранению нарушений в области гражданской обороны.

Полагая, что предписание по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 27 от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Пунктами 4 и 6 названного Положения предусмотрено, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти, имеют право выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В силу пункта 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305, должностные лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и его территориальных органов в пределах своей компетенции вправе осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое в рамках настоящего дела предписание выдано полномочным органом.

Как следует из содержания оспариваемого предписания от 27.06.2014г. № 9/ГО-1, Обществу вменяется отсутствие защитного сооружения гражданской обороны, что является нарушением положений Обществом нарушены: п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации"; п. 2, 3 пп 16.4, п. 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях"; п. 3, 4, 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны"; п. 2.2 ст. 2 СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны.

Основные задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон № 28-ФЗ).

Согласно статье 1 данного Закона гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В статье 9 Закона № 28-ФЗ содержится перечень полномочий организаций в области гражданской обороны.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций перечислены в статье 14 указанного Закона, в том числе: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Регулирование отношений в сфере гражданской обороны осуществляется также ведомственными нормативными актами, принимаемыми на основе Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В соответствии с пунктами 2, 3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 г. № 687 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.11.2008 г. № 12740), мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях). Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).

Согласно подпункту 16.4 пункта 16 указанного Положения № 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия: разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в загородную зону производственную деятельность в военное время; строительство убежищ гражданской обороны для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений.

Согласно статье 6 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение порядка создания убежищ.

В соответствии с пунктом 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999г. № 1309 (далее - Порядок), убежища создаются для защиты, в том числе работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и в военное время, а также работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что противорадиационные укрытия создаются для работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время.

Пунктом 10 указанного Порядка установлено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В силу пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007г. № 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, в том числе является строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

Пунктом 2.2 статьи 2 Строительных норм и правил "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" (СниП 2.01.51-90) предусмотрено, что защита рабочих и служащих (наибольшей рабочей смены) предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время, должна предусматриваться в убежищах.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на момент проведения проверки (с 02.06.2014 по 27.06.2014) общество включено в Перечень организаций муниципального образования город Усолье-Сибирское, продолжающих работу в военное время, утвержденного постановлением суженного заседания Правительства Иркутской области от 23.04.2014 № М-19с.

Данное постановление не отменено, не изменено, не оспорено и являлось действующим в период проверки.

Из анализа вышеизложенных норм права в их совокупности, суд пришел к выводу,

что Открытое акционерное общество «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время, в силу чего обязано иметь защитное сооружение и обеспечивать укрытие работников предприятия.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Вместе с тем доказательств оснащения предприятия защитным сооружением для укрытия персонала завода в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что прямо предусмотрено вышеуказанными правовыми нормами, заявителем в материалы дела не представлены.

Суд отмечает, что исполнение организацией возложенной на нее обязанности по созданию объекта гражданской обороны в предусмотренных законом случаях не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов, к коим относится согласование с уполномоченными органами, отсутствие которого не может служить основанием для освобождения от ее выполнения.

С учетом изложенного требования предписания, предусматривающего обязанность Открытого акционерного общества «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» создать защитное сооружение гражданской обороны для обеспечения укрытия наибольшей работающей смены рабочего персонала в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является правомерным.

Доводы заявителя о том, что находящиеся на территории Общества два защитных сооружения гражданской обороны не пригодны к использованию и являются федеральной собственностью, ввиду чего у Общества отсутствует обязанность по их содержанию, судом отклоняются, поскольку в оспариваемо предписании Обществу не вменяется их содержание и данные объекты не были предметом проверки.

Доводы заявителя о том, что с 18.12.2013 с общества снято мобилизационное задание, не принимаются судом во внимание, поскольку указанное не имеет правого значения для обеспечения работников предприятия защитными сооружениями.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что предписание от 27.06.2014 № 9/ГО по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны является законным, выдано обосновано, в соответствии с полномочиями и требованиями действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить Открытому акционерному обществу «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 29.07.2014 сертификат чека 19033604.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Чемезова