ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-16031/16 от 08.11.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                               Дело  №А19-16031/2016

15 ноября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2016 года. Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2016 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рукавишниковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тах Д.Х., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, место нахождения: 664003, г. Иркутск, ул. Горького, 31)

к обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс» (ОГРН 1033801944770, ИНН 3815008575; место нахождения: 665002, Иркутская область, г. Тайшет, ул. Кирова, 238)

о взыскании 5 428 553 руб. 08 коп.

при участии:

от истца: Бакленев Р.С.,  представитель по доверенности от 15.06.2015, удостоверение;

от ответчика: Попеско Д.Ю., представитель по доверенности от 06.10.2016, паспорт;

установил:

министерство лесного комплекса Иркутской области (далее – Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с требованием к обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс» (далее – Общество, ответчик) о взыскании 5 428 553 руб. 08 коп. неустойки по договору аренды лесного участка № 21/08 от 03.12.2008.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик в представленном отзыве на иск и дополнениях к отзыву иск оспорил по существу.

Исследовав материалы дела, выслушав истца и ответчика, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, на основании договора аренды лесного участка от 03.12.2008 № 21/08, заключенного между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству (арендодатель) и Обществом (арендатор), арендатору передан для заготовки древесины лесной участок, расположенный в Иркутской области, Чунском районе, Чунском лесничестве, Выдринском участковом лесничестве:

- «Выдринская дача», кварталы №№ 163, 164, 171, 172; эксплуатационные леса;

- «Модышевская дача», кварталы №№ 27, 46, 47, 53-57, 66, 67, 73-77, 86, 106, 107; эксплуатационные леса.

Государственная регистрация договора аренды произведена в установленном законом порядке, дата регистрации – 26.12.2008 за номером 38-38-10/2008-268.

Подпунктом «з» пункта 11 договора (в редакции дополнительного соглашения от 10.09.2012) предусмотрена обязанность арендатора осуществлять меры санитарной безопасности, лесовосстановление и рекультивацию в объемах, в сроки и на условиях, которые указаны в проекте освоения лесов.

Дополнительное соглашение зарегистрировано 29.12.2012 в Управлении Росреестра по Иркутской области за номером 38-38/20/009/2012-704.

Постановлением Правительства Иркутской области № 178-пп от 31.03.2016 агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в министерство лесного комплекса Иркутской области.

В проекте освоения лесов на 2010-2018 годы по арендованному участку ООО «Прогресс» на территории Чунского лесничества Чунского районного муниципального образования Иркутской области содержится информация об участках леса, в которых проектируется заготовка древесины и рекомендуемые способы лесовосстановления.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в нарушение положений Лесного кодекса Российской Федерации, Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 № 183, проекта освоения лесов ответчиком не исполнено обязательство по воспроизводству лесов и лесоразведения за 2014 год, площадь невыполненных мероприятий на вырубках 2013 года составила 70 га, в том числе искусственное лесовосстановление на площади 46 га, комбинированное лесовосстановление на площади 24 га.

В силу подпункта «в» пункта 13 договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного подпунктом «з» пункта 11 договора, арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере трехкратной стоимости соответствующего вида работ, определенной арендодателем.

Стоимость проведения каждого вида работ установлена в нормативно-технологических картах (далее – НТК), утвержденных приказом агентства лесного хозяйства Иркутской области от 29.12.2015 № 62-агпр.

Согласно произведенному истцом расчету размер неустойки в связи с невыполнением мероприятий по лесовосстановлению на площади 70 га составил 5 428 553 руб. 08 коп.

Претензией № 91-37-6818/16 от 13.07.2016 истец потребовал уплатить неустойку за неисполнение обязательства по договору аренды лесного участка.

В связи с невыполнением ответчиком мероприятий по лесовосстановлению истец обратился в арбитражный суд за взысканием неустойки.

Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 3 Правил лесовосстановления лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.

Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 утверждены Правила лесовосстановления (далее - Правила лесовосстановления), пунктом 2 которых установлено, что лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов.

Согласно пункту 1 Правил лесовосстановления они разработаны в соответствии со статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливают требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации.

Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.

Пунктом 3 Правил лесовосстановления предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. Естественное восстановление лесов (далее - естественное лесовосстановление) осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. (содействие естественному лесовосстановлению). Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений. Комбинированное восстановление лесов осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления.

На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков (часть 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 4 Правил лесовосстановления).

В соответствии с пунктами 5, 6 Правил лесовосстановления лесовосстановление проводится на вырубках, гарях, рединах, прогалинах, иных не покрытых лесной растительностью или пригодных для лесовосстановления землях. В целях лесовосстановления обеспечивается ежегодный учет площадей вырубок, гарей, редин, прогалин, иных не покрытых лесной растительностью или пригодных для лесовосстановления земель, при котором в зависимости от состояния на них подроста и молодняка определяются способы лесовосстановления в соответствии с настоящими Правилами. При этом отдельно учитываются площади лесных участков, подлежащие естественному лесовосстановлению, искусственному лесовосстановлению, комбинированному лесовосстановлению.

Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 2 статьи 55, части 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов определяет объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий и утверждается на основании материалов лесоустройства.

Проектом освоения лесов по договору аренды лесного участка от 03.12.2008 № 21/08 предусмотрены виды и объем мероприятий по лесовосстановлению за период с 2010 по 2018 годы.

Основанием для обращения в суд с соответствующим иском послужила проведенная Министерством в 2016 году проверка, по результатам которой составлен акт проведения проверки соблюдения договорных обязательств ООО «Прогресс» по выполнению лесовосстановительных мероприятий на лесном участке от 02.09.2016. Согласно указанному акту проверка проводилась 31.08.2016 с 15 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин., запроектированные лесовосстановительные мероприятия на лесных участках площадью 19,0 га (Модышевская дача, квартал 67, выдел 9), площадью 27,0 га (Модышевская дача, квартал 67, выделы 10,12,13,14), площадью 23,9 га (Модышевская дача, квартал 47, выдел 2) не выполнены.

Оспаривая заявленные требования, ответчик пояснил, что мероприятия по лесовосстановлению выполнены в полном объеме и своевременно приняты уполномоченными лицами Министерства.

 В обоснование своих доводов ООО «Прогресс» представило:

1) карточки обследования лесных участков площадью 70 га № 1, 2, 3;

2) проекты лесовосстановления по искусственному и комбинированному лесовосстановлению общей площадью 70 га;

3) удостоверение № 38/44002 о качестве семян;

4) акт технической приемки лесных культур от 25.09.2014, согласно которому уполномоченным лицом истца проведена техническая приемка выполненных лесокультурных работ в квартале 47 выдела 2 Модышеевского лесничества, согласно которому объем фактически выполненных работ соответствует проектному;

5) акт проверки от 22.10.2014, проведенной Министерством, из которого следует, что почва под лесные культуры на указанных лесных участках подготовлена, лесные участки огорожены деляночными столбами. В связи с тем, что работы по лесовосстановлению произведены 25.09.2014, всходов не обнаружено, работы по технической приемке рекомендовано перенести на весну 2015 года.

6) акты №№ 2, 3, 4 проведения работ по контролю за соблюдением условий договора аренды лесного участка от 22.05.2015, согласно которым по  результатам проверки уполномоченный представитель истца  установил факт выполнения ответчиком мероприятий по искусственному и комбинированному лесовосстановлению в полном объеме, нарушений не выявлено.

Все акты по результатам проверок, проведенных  в 2014 и 2015 годах, составлены уполномоченными лицами Министерства; в ходе рассмотрения дела о их фальсификации в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не заявлено.

Согласно доводам Общества, Министерством в 2016 году проверка проведена с нарушением требований Правил лесовосстановления, Указаний по проектированию и технической приемке работ по лесовосстановлению и выращиванию посадочного материала, утвержденных 01.08.1997 Рослесхозом (далее – Указания), а также Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.11.2011 № 472 (далее – Методические рекомендации).

Суд считает доводы ответчика обоснованными.

Согласно пункту 51 Правил лесовосстановления, подпункту 5.3.2. Указаний густота и размещение культивируемых растений определяются на пробных площадях или учетных отрезках рядов лесных культур, расположенных через равные расстояния по диагонали лесного участка. Пробные площади должны захватывать по ширине не менее 4 рядов главной породы, считая от центра междурядий, и полный цикл смешения пород.

Суд соглашается с доводами ответчика, что сплошная проверка всех площадей, на которых необходимо провести мероприятия по лесовосстановлению, невозможна в силу слишком большого объема проверяемых участков.

Вместе с тем, в представленном истцом акте от 02.09.2016 отсутствуют сведения об определении (закладке) комиссией пробных площадей.

В судебном заседании истец пояснил, что в ходе проведения проверки члены комиссии в составе указанных в акте лиц подъезжали с разных сторон участка и наблюдали отсутствие всходов.

Согласно приложению № 16 Методических рекомендаций при проверке создания лесных культур при лесовосстановлении определяются:

- местоположение, площадь участка с выполненным мероприятием;

- качество выполненного мероприятия.

Оценку качества посадки и посева лесных культур при искусственном лесовосстановлении проводят путем закладки пробных площадей или учетных отрезков рядов лесных культур, расположенных через равные расстояния по диагонали лесного участка, и перечета на них посаженных или посеянных растений с последующим пересчетом на 1 га площади.

На лесных участках размером от 51 до 100 га учитывается не менее 1,5% площади или количества посадочных (посевных) мест.

При проверке качества выполненного мероприятия по посеву при комбинированном лесовосстановлении производится учет подроста на учетных площадках размером 10 м2, расположенных на визирах, прокладываемых поперек пасек равномерно на всей площади лесосеки. Учетные площадки размещаются: одна ни середине пасеки и две - на расстоянии 2 м от волоков. На участках площадью свыше 10 гектаров закладывается 100 учетных площадок.

Оценку качества посадки и посева лесных культур проводят путем закладки пробных площадей или учетных отрезков рядов лесных культур, расположенных через равные расстояния по диагонали лесного участка, и перечета на них посаженных или посеянных растений с последующим пересчетом на 1 га площади.

Представленный истцом акт проверки не содержит сведений о проведении истцом в ходе проверки указанных мероприятий.

Согласно представленному в материалы дела акту от 02.09.2016 комиссия пришла к выводу о невыполнении арендатором мероприятий по лесовосстановлению, поскольку не обнаружила всходов на участке.

При этом актом не установлено недобросовестное исполнение арендатором своих обязательств при выполнении лесовосстановительных мероприятий; комиссией не исследовались вопросы о качестве посева, о норме высева и т.д.

В силу подпункта 5.2.1. Указаний качество работ, состояние лесных культур и отступления от принятых технологических решений устанавливается при технической приемке лесных культур.

Согласно подпункту 5.1.1. Указаний техническую приемку участков с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса, лесных культур, созданных посадкой, осуществляют не ранее 10 и не позднее 20 дней с момента окончания работ, участков лесных культур созданных посевом, но не позднее 30 дней после посева.

В соответствии с подпунктом 5.3.3. Указаний на каждый участок лесных культур составляют акт технической приемки, где отмечают все отступления от технологических решений с указанием объема и характера неправильно или некачественно выполненных работ, а также отступления от принятой густоты культур.

Суд полагает обоснованными доводы ответчика о том, что Министерством необоснованно установлено невыполнение мероприятий Обществом, поскольку указанная проверка была проведена спустя 2 года после проведения мероприятий по лесовосстановлению, тогда как указанные действия Министерством должны были быть совершены не позднее 30 дней после посева.

В сроки после проведения мероприятий по лесовосстановлению в 2014-1015 годах соответствующие проверки не только не выявили каких-либо нарушений со стороны Общества, но и подтвердили полное исполнение Обществом возложенных на него договором и законом мероприятий.

Совокупность представленных ответчиком доказательств, исследованных в судебном заседании, позволяет прийти к выводу, что ответчиком исполнены мероприятия по лесовосстановлению в необходимом объеме, что зафиксировано в 2014-2015 годах в соответствующих актах проверки.

Поскольку неустойка является мерой гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а в судебном заседании факт неисполнения обязательства ответчиком своего подтверждения не нашел, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах доводы ответчика о том, что Министерство неправильно осуществило расчет неустойки и при расчете использовало коэффициент НТК 2016 года, тогда мероприятия по лесовосстановлению проведены Обществом в 2014 году, исследованию не подлежат как не влияющие на  выводы суда.

Иск необоснован и удовлетворению не подлежит.

Всем существенным доводам сторон судом дана соответствующая оценка, что нашло отражение в данном решении; иные доводы и пояснения несущественны и на выводы суда не влияют.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья                                                                                                    Е.В. Рукавишникова