ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-16037/12 от 26.09.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-16037/2012

26.09.2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании   26.09.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено   26.09.2012 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Синюгиной С.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...> а)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области (<...>)

третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Республике Бурятия (<...>)

третье лицо – Закрытое акционерное общество СПА-салон «ВЕСНА» (ОГРН <***>, <...>)

о признании недействительным решения о государственной регистрации изменения места нахождения ЗАО «СПА-салон «ВЕСНА» от 26.06.2012г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель по доверенности ФИО1 (путем использования ВКС); после перерыва – представитель по доверенности ФИО2;

от ответчика – представитель по доверенности ФИО3,

от третьего лица (ЗАО «СПА-салон «Весна») – представитель по доверенности ФИО4,

от третьего лица (МИ ФНС РФ №9 по Республике Бурятия) - представитель по доверенности ФИО5.(путем использования ВКС);

Организация видеоконференц-связи до перерыва обеспечена Арбитражным судом Республики Бурятия.

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Бурятия(далее – МИ ФНС РФ № 2 по Республике Бурятия) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области (далее - МИ ФНС №17 по Иркутской области) о признании недействительным решения о государственной регистрации изменения места нахождения ЗАО «СПА-салон «ВЕСНА» от 26.06.2012г.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал, в обоснование доводов указал, что ЗАО «СПА-салон «ВЕСНА» в нарушение требований Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представлены недостоверные сведения о месте нахождения общества, в связи с чем решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, является незаконным и подлежит отмене.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области, в судебном заседании требования не признала, указала на отсутствие оснований для признания незаконным оспариваемого решения.

3-е лицо МИ ФНС РФ №9 по Республике Бурятия в судебном заседании поддержало позицию заявителя.

3-е лицо ЗАО «СПА-салон «ВНСНА» в судебном заседании поддержало позицию ответчика, указав на осуществление в настоящее время обществом деятельности по указанному адресу.

В судебном заседании 20.09.2012 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 26.09.2012. После перерыва судебное заседание продолжено без использования видеоконференц-связи.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства.

19.06.2012г. ЗАО СПА-салон «ВЕСНА» в МИ ФНС России №17 по Иркутской области было представлено заявление: по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в отношении сведений об адресе юридического лица, с приложением необходимых документов.

Согласно документам, приложенным к указанным заявлениям в качестве места нахождения ЗАО СПА-салон «ВЕСНА» заявлен адрес <...>.

Налоговым органом на основании заявления (форма Р13001) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, принято решение о государственной регистрации № 10045А от 26.06.2012г. изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2123850237256, согласно которой адресом (местом нахождения) юридического лица является <...>.

В связи с внесением указанных изменений, 09.07.2012г. ЗАО СПА-салон «Весна» поставлено на учет в Межрайонную ИФНС России № 9 по Республике Бурятия.

В рамках мероприятий государственного контроля МИ ФНС России №9 по Республике Бурятия установлен факт, что по адресу, указанному в учредительных документах ЗАО СПА-салон «Весна» не находится.

Заявитель, полагая, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области государственная регистрация изменений в сведения ЕГРЮЛ произведена на основании недостоверных сведений о месте нахождения ЗАО СПА-салон «Весна», обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения о государственной регистрации от 26.06.2012г., а также обязании МИ ФНС РФ №17 по Иркутской области внести запись о признании недействительной государственной регистрации смены места нахождения ЗАО СПА-салон «ВЕСНА» в ЕГРЮЛ.

Суд, исследовав материалы дела, полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Положения указанной выше правовой нормы применяются в совокупности с положениями статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, органы государственной власти и местного самоуправления, а также иные органы, в том числе и налоговые органы, могут обращаться в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, установленных федеральным законом. Они вправе оспорить ненормативные акты, решения и действия (бездействие) властных органов и должностных лиц, нарушающие права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон о государственной регистрации.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.

На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона.

Пунктом 4 названной статьи установлено, что в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом уполномоченное лицо указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу подпунктов "а" и "б" статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации изменений допускается, в том числе в случае непредставления определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Из материалов дела следует, и МИ ФНС России №2 по Республике Бурятия не опровергнуто, что заявителем для государственной регистрации изменений представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в заявлении о государственной регистрации руководителем общества подтверждено, что вносимые в учредительные документы сведения достоверны.

При таких обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, установленные статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Более того, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусматривает такой меры реагирования на допущенные при государственной регистрации юридического лица нарушения, как оспаривание налоговой инспекцией действительности принятого в связи с этим решения.

Достоверность представляемых для данных видов регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.

При этом в качестве последствия грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц пункт 2 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает право регистрирующего органа в судебном порядке ликвидировать такое юридическое лицо.

Установленное несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества, само по себе не влечет признание регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством. Кроме того, как указано обществом в настоящее время ЗАО СПА-салон «ВЕСНА» заключен с ОООО «Фортуна» 30.07.2012г. договор субаренды нежилого помещения по адресу: <...> на неопределённый срок, согласно условиям которого договор вступает в силу с момента подписания Акта приема-передачи нежилого помещения, но не позднее 01.10.2012г.

Ссылка заявителя на акт обследования от 13.09.2012, согласно которому ЗАО СПА-салон «ВЕСНА» не располагается по указанному адресу, объяснения юриста ООО «Фортуна» от 13.09.2012г. не состоятельна, поскольку данные документы не свидетельствуют о неустранимости указанных обстоятельств.

МИФНС N 2 по Республике Бурятия, ссылаясь на необходимость соблюдения достоверности сведений федерального информационного ресурса и нарушение публичных прав и интересов неограниченного круга лиц и налоговых органов по осуществлению налогового контроля, не приводит обоснование, каким образом признание недействительной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, восстановит возможность осуществления налогового контроля и достоверность сведений о юридическом лице.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

По указанным выше обстоятельствам, суд приходит к выводу, что требования заявителя не основаны на Законе, поэтому удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Г.В. Ананьина