ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-16086/2021 от 08.11.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                             Дело  №А19-16086/2021

15 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 8 ноября 2021 года. Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рукавишниковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халматовой Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Администрации города Усть-Илимска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666683, <...>)

к областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Усть-Илимска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666683, <...>)

третье лицо ФИО1,

о взыскании 519 170 руб. 08 коп.,

при участии представителя ответчика ФИО2 по доверенности № 5 от 22.06.2021 (предъявлены удостоверение, диплом),

у с т а н о в и л:

Администрация города Усть-Илимска (далее – Администрация, истец) обратилась в арбитражный суд с иском к областному государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Усть-Илимска (далее – ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска, ответчик) о взыскании убытков в размере 519 170 руб. 08 коп.

Определением суда от 12.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1.

Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Ответчик в судебном заседании требования истца оспорил, поддержал изложенные в отзыве на иск доводы, ходатайствовал о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу № А19-11294/2021.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд не находит правовых оснований для его удовлетворения, поскольку заявитель не привел обоснований невозможности рассмотрения настоящего дела до дела№ А19-11294/2021; суд таких оснований не усматривает.

ФИО1, надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, отзыв на иск не представила.

Поскольку неявка истца и третьего лица в судебное заседание, уведомленных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела, дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав ответчика, суд приходит к следующему.

В обоснование иска истец указал, что согласно распоряжению Администрации города Усть-Илимска от 28.04.2020г. № 40-к «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)» 29.04.2020 расторгнут трудовой договор и прекращены трудовые отношения между Администрацией города Усть-Илимска и муниципальным служащим ФИО1 по сокращению штата работников.

ФИО1 выплачены компенсация за неиспользованный отпуск, дополнительная компенсация в соответствии с частью 3 статьи 180 ТК РФ, выходное пособие в размере среднего месячного заработка в соответствии с частью 1 статьи 178 ТК РФ.

В месячный срок со дня увольнения ФИО1 обратилась в ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска в целях поиска подходящей для нее работы.

ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска в отношении ФИО1 принято решение № 160 от 30.09.2020г. о сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения в соответствии со статьей 318 ТК РФ ввиду того, что в месячный срок со дня увольнения последняя обратилась в орган службы занятости населения и не была им трудоустроена в течение пятого месяца со дня увольнения.

30.09.2020г. ФИО1 обратилась к мэру города Усть-Илимска ФИО3 - работодателю по прежнему месту работы с заявлением о сохранении за ней среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения. В этой связи выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения были произведены 02.10.2020г. за счет средств работодателя.

Также ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска в отношении ФИО1 принято решение № 178 от 30.10.2020г. о выплате работнику среднего месячного заработка или его части на период трудоустройства в течение шестого месяца со дня увольнения в соответствии со статьей 318 ТК РФ ввиду того, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения последняя обратилась в орган службы занятости населения и не была им трудоустроена в течение шестого месяца со дня увольнения, с учетом исключительного случая.

30.10.2020г. ФИО1 обратилась к мэру города Усть-Илимска ФИО3 - работодателю по прежнему месту работы, с заявлением о сохранении за ней среднего месячного заработка за шестой месяц со дня увольнения. В этой связи выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства в течение шестого месяца со дня увольнения были произведены 05.11.2020г. за счет средств работодателя.

Таким образом, платежными поручениями № 1860 от 02.10.2020, № 2143 от 03.11.2020 Администрацией ФИО1 выплачены денежные средства в сумме 519 170 руб. 08 коп., по 259 585 руб. 04 коп. за пятый и шестой месяц со дня увольнения. Факт оплаты денежных средств в указанном объеме подтверждается также представленными платежными ведомостями выплат на карточки № 7142 от 02.10.2020, № 7348 от 03.11.2020.

Вступившим в законную силу решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 27.05.2021 по гражданскому делу № 2-948/2021 удовлетворены исковые требования Администрации к ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска о признании незаконными решений № 160 от 30.09.2020, № 178 от 30.10.2020 о сохранении за ФИО1 среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение пятого и шестого месяца со дня увольнения.

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в рамках гражданского дела                     № 2-948/2021 установил, что ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств для сохранения среднего заработка уволенного работника, связанных с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что ФИО1 нельзя отнести к социально незащищенным гражданам, а также об отсутствии исключительных обстоятельств, которые предоставляли бы ФИО1 право на сохранение среднего заработка в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения.

В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Администрация со ссылкой на вступившее в законную силу решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 27.05.2021 по гражданскому делу                    № 2-948/2021 пояснила, что в результате неправомерных действий ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска путем принятия признанных судом незаконными решений о сохранении за ФИО1 среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение пятого, шестого месяцев со дня увольнения, бюджету муниципального образования город Усть-Илимск причинены убытки в размере 519 170 руб. 08 коп.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для наступления гражданско-правовой ответственности суду необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего в себя наличие убытков и их размер, противоправность поведения субъекта ответственности, причинную связь между убытками и действиями (бездействием) указанного лица, а также его вину. Требование о привлечении к гражданско-правовой ответственности может быть удовлетворено судом только при доказанности всех названных элементов в совокупности.

Согласно пункту 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (часть 1 названной статьи).

В случае если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, - за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (часть 2 названной статьи).

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения (часть 3 названной статьи).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, если длительность периода трудоустройства работника превышает один месяц, два месяца, то ему выплачивается средний месячный заработок соответственно за второй, третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

Основанием для выплаты указанному работнику среднего месячного заработка последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Таким образом, выплата среднего месячного заработка последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, как установлено частью 3 статьи 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях. При отсутствии таких исключительных случаев применению подлежат положения части 1, 2 указанной статьи.

Законодателем не определены критерии исключительности таких случаев, однако, само понятие исключительности позволяет полагать, что таких обстоятельств нет у большинства других лиц, относящихся к категории не трудоустроенных в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения по сокращению штата работников и обратившихся за трудоустройством в службу занятости населения в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения. Такими обстоятельствами не может являться отсутствие в период до шести месяцев со дня увольнения работника работы по его квалификации, образованию, поскольку все лица, подпадающие под положения статьи 318 ТК РФ, являются лицами, которые не трудоустроились в определенный срок, то есть не имеют работу по специальности, квалификации, образованию и другим критериям.

Как указано выше, решения ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска № 160 от 30.09.2020, № 178 от 30.10.2020 о сохранении за ФИО1 среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение пятого, шестого месяцев со дня увольнения признаны незаконными Усть-Илимским городским судом Иркутской области в рамках дела                       № 2-948/2021.

Суд не усмотрел наличия исключительных обстоятельств для сохранения среднего заработка ФИО1 за пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

Указанные обстоятельства в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для арбитражного суда при рассмотрении настоящего спора; от доказывания указанных обстоятельств истец освобожден.

Оспаривая заявленные истцом требования, ответчик указал, что законодательством не предусмотрено право или обязанность органов занятости населения принимать решение об отказе в сохранении среднего ежемесячного заработка. При соблюдении условий (обращения уволенного работника в органы занятости население в течение 14 дней со дня увольнения, отсутствия факта трудоустройства) и наличии исключительного случая (нескольких исключительных случаев) орган занятости населения обязан принять решение о сохранении среднего заработка. Со слов ответчика, его законные действия по принятию решений от 30.09.2020 № 160, от 30.10.2020 № 178 не свидетельствуют о противоправности поведения органа занятости населения.

Вместе с тем, именно на основании признанных судом незаконными решений и были осуществлены выплаты ФИО1 в сумме 519 170 руб. 08 коп. Обязанность работодателя осуществить определенные законом выплаты бывшим работникам, уволенным в связи с сокращением численности или штата организации, предусмотрена статьями 178 и 318 ТК РФ, при этом в силу части 3 статьи 178 ТК РФ, основанием для выплаты работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения или его части пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы, одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату.

Таким образом, доводы ответчика о том, что решение № 160, решение № 178 не носят властно-распорядительный характер и не содержат для истца обязанности осуществить соответствующие выплаты ФИО1, судом отклонены как основанные на неверном толковании норм права.

Судом также отклонены доводы ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска о том, что согласно справке о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (стипендии) от 29.04.2020, выданной ФИО1, средний заработок за последние три месяца составил 255 658 руб. 70 коп., по следующим основаниям.

Порядок исчисления среднего заработка для всех случаев расчета его размера, предусмотренных ТК РФ (в том числе для выплаты выходного пособия), установлен статьей 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007г. № 922 (далее – Положение).

В соответствии с частью 3 статьи 139 ТК РФ, пункта 4 Положения расчетным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

В силу части 2 статьи 139 ТК РФ, пункта 2 Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от их источников.

Как установлено пунктом 9 Положения, средний заработок (кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска) определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных дней за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала сохранения среднего заработка.                     

 Согласно пункта 16 Положения при повышении в организации тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, средний заработок работников повышается в следующем порядке - если повышение произошло в расчетный период, - выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода.

ФИО1 была уволена по сокращению штата работников 29.04.2020г. с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка в соответствии с частью 1 статьи 178 ТК РФ. Расчетный период для расчета среднего дневного заработка установлен с апреля 2019 года по март 2020 года.  В соответствии с решением Городской Думы города Усть-Илимска от 27.11.2019г. № 5/27 «О внесении изменений в решение Городской Думы города Усть-Илимска от 13.02.2008г. № 71/407 «О денежном содержании (оплате труда) муниципальных служащих в муниципальном образовании город Усть-Илимск», с 01.10.2019г. муниципальным служащим увеличили должностные оклады. В соответствии с пунктом 16 Положения начисленная заработная плата до момента повышения, подлежит индексации на коэффициент повышения.

 Сумма фактически начисленной заработной платы за расчетный период (пятый, шестой месяц) составила 2 029 482,47 руб. за каждый месяц, количество фактически отработанных дней за расчетный период составили 172 дня. Средний дневной заработок составил 11 799,32 руб. (2029482,47 руб. / 172 дней).

 Средний месячный заработок за период трудоустройства рассчитывается исходя из среднего дневного заработка и количества рабочих дней по графику организации и нерабочих праздничных дней в периоде сохранения среднего заработка. Средний месячный заработок за пятый месяц со дня увольнения, на период трудоустройства с 30.08.2020г. по 29.09.2020г., за шестой месяц со дня увольнения, на период трудоустройства с 30.09.2020г. по 29.10.2020г. составил 259 585,04 руб. за каждый месяц (11799,32 * 22 рабочих дня по графику организации).

Средний заработок, указанный в справке о среднем заработке для определения размера пособия по безработице № б/н от 29.04.2020г., составил 255 657,70 руб. т.к. в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка  для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным Постановлением Минтруда Российской Федерации от 12.08.203г. № 62, средний заработок работника исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-ого до 1-ого числа) предшествующих месяцу увольнения. Таким образом, для расчета среднего заработка для определения пособия по безработице ФИО1, расчетный период является с 01.01.2020г. по 31.03.2020г. Для определения среднего заработка используется средний дневной заработок, который исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных дней (645 874,62 руб. / 48 факт. отработанных дней за расчетный период), далее средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде с 01.01.2020г. по 31.03.2020г. (норма раб. дней за три месяца 57 дн. / 3 мес. = 19 дней).

В соответствии с действующим законодательством для расчета среднего заработка на период трудоустройства и среднего заработка для определения пособия по безработице используются разные расчетные периоды. В первом случае 12 месяцев, во втором 3 месяца. Кроме того, учитываются разные подходы к расчету среднего заработка. В первом случае средний дневной заработок умножается на количество рабочих дней по графику учреждения, в периоде сохранения среднего заработка за четвертый месяц, во втором случае – на среднемесячное число рабочих дней.

С учетом вышеизложенного суд полагает, что истцом доказано наличие реального ущерба и его размер, противоправность поведения ответчика путем принятия обязательных для исполнения работодателем решений от 30.09.2020, от 30.10.2020 о сохранении среднего заработка (впоследствии признанных Усть-Илимским городским судом Иркутской области незаконными), причинная связь между убытками и действиями ответчика, а также его вина.

Иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Поскольку и истец, и ответчик на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не подлежит разрешению.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Усть-Илимска в пользу Администрации города Усть-Илимска 519 170 руб. 08 коп. убытков.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья                                                                                                    Е.В. Рукавишникова