АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-16090/2011
« 26 » декабря 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 26 декабря 2011 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе
судьи Поздняковой Н.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каланда О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Огороднического некоммерческого товарищества «Иркутскстройтранс» (ОГРН <***>, место нахождения: 664528 Иркутская область, Иркутский район, 64 м юго-западнее гаражного кооператива «Баклашинский», участок №3)
к Администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН <***>, место нахождения: 664511, <...>)
о признании незаконным решения от 03.06.2011 №1376 об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 13 000 кв.м., обязании Администрации Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления земельного участка, общей площадью 13 000 кв.м.,
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 25.08.2011;
от Администрации Иркутского районного муниципального образования: ФИО2 – представитель по доверенности от 14.02.2011 № 333;
установил:
Огородническое некоммерческое товарищество «Иркутскстройтранс» (далее – ОНТ «Иркутскстройтранс») обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Администрации Иркутского районного муниципального образования о признании незаконным решения от 03.06.2011 №1376 об отказе в предоставлении земельного участка, общей площадью 13 000 кв.м., обязании Администрации Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления земельного участка, общей площадью 13 000 кв.м.
Представитель ОНТ «Иркутскстройтранс» в судебном заседании требования о признании незаконным оспариваемого решения поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации Иркутского районного муниципального образования в судебном заседании требования заявителя не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.
Из материалов дела следует, что ОНТ «Иркутскстройтранс» зарегистрировано в качестве юридического лица 25.03.2011 за основным государственным регистрационным номером <***> (свидетельство серии 38 № 003233254).
ОНТ «Иркутскстройтранс» обратилось в Администрацию Иркутского районного муниципального образования с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 13 000 кв.м. под размещение ОНТ «Иркутскстройтранс». Согласно отметке заявление получено администрацией 07.04.2011 (вх.№ 2585/ю).
В ответ на заявление о предоставлении земельного участка в адрес ОНТ «Иркутскстройтранс» направлено письмо от 03.06.2011 №1376 за подписью председателя КУМИ Иркутского района.
Полагая, что указанным письмом ОНТ «Иркутскстройтранс» отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ОНТ «Иркутскстройтранс» обратилось в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании 12.12.2011, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 15 часов 19.12.2011. После перерыва в судебное заседание явились представитель ОНТ «Иркутскстройтранс» ФИО1, представитель Администрации Иркутского районного муниципального образования ФИО2
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
По смыслу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 той же статьи Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Далее пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Как следует из материалов дела, испрашиваемые заявителем земельные участки расположены на территории Марковского сельского поселения в 100 метрах юго-западнее гаражного кооператива «Баклашинский»: три участка с кадастровыми номерами 38:06:010902:51 (площадью 3000 кв.м.), 38:06:010902:52 (площадью 5000 кв.м.), 38:06:010902:53 (площадью 5000 кв.м.). Право государственной собственности на указанные земельные участки не разграничено.
Указанные земельные участки, образованные в результате территориального землеустройства (постановления и.о. главы администрации Иркутского района от 26.12.2006 №№ 6335,6336, 6337 об утверждении проектов границ земельных участков) поставлены на государственный кадастровый учет на основании заявлений КУМИ Иркутского района.
При этом земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:52 площадью 5000 кв.м. снят с кадастрового учета 11.07.2011, что следует из кадастровой выписки о земельном участке от 03.03.2011, письма ФБУ «Кадастровая палата» по Иркутской области.
В целях оптимизации на территории Иркутского района распределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена, на основании Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов: от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии со статьями 25, 53 Устава Иркутского районного муниципального образования, решением Думы Иркутского района от 31 октября 2008 года N 52-392/рд утверждены Положение о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района и Положение о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района.
В соответствии с частью 2 Раздела 2 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района к компетенции мэра района в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, установление предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и жилищного строительства из земель, находящихся на территории района, в соответствии с действующим законодательством; подготовка и принятие постановлений о предоставлении земельных участков на территории района.
Согласно части 1 раздела 3 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков в аренду, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование осуществляется на основании постановления мэра района.
С целью приобретения прав на земельные участки субъекты права (далее по тексту - заявители) обращаются в КУМИ Иркутского района с заявлением на имя мэра района о предоставлении земельного участка на соответствующем праве с указанием цели, размера, местонахождения, иных данных, установленных действующим законодательством, необходимых документов (с копиями), определяемых соответствующим порядком Положения о прохождении документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, в зависимости от критериев, обозначенных в п. 1 настоящего раздела (часть 2 Раздела 4 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района).
Согласно главе 1 раздела 3 Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района земельные участки, расположенные на территории Иркутского района, находящиеся в муниципальной собственности Иркутского района или не разграниченные в установленном законодательством порядке, могут быть предоставлены гражданам, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан для целей, не связанных со строительством, в порядке и на условиях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, законами Иркутской области, нормативными актами Иркутского районного муниципального образования и настоящим Порядком.
Настоящий Порядок регулирует предоставление земельных участков:
2.1. Впервые отводимых гражданам для ведения огородничества, для ведения личного подсобного хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения (полевой участок) - регламентирует глава 2 настоящего раздела.
2.2. Гражданам в собственность бесплатно для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, ранее предоставленных садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан либо иной организации, при которой было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, - регламентирует глава 3 настоящего раздела.
2.3. Относящихся к имуществу общего пользования, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан в собственность бесплатно.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков, подают в КУМИ Иркутского района заявление на имя мэра Иркутского района о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок.
Из содержания письма КУМИ Иркутского района от 03.06.2011 №1376, направленного в адрес ОНТ «Иркутскстройтранс» в ответ на заявление о предоставлении земельного участка, следует, что по результатам визуального осмотра земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:010902:51, 38:06:010902:52, 38:06:010902:53, произведенного отделом архитектуры и градостроительства совместно с заявителем, установлено, что испрашиваемые земельные участки свободны от застройки, расположены вблизи от радиотелевизионной передающей станции (срок действия заключения по отводу земельного участка под строительство от 03.12.2004 № 242, выданное Департаментом Госсанэпиднадзора в Иркутском районе Министерством здравоохранения РФ, истек). Сведения о правообладателях данных земельных участков в отделе архитектуры и градостроительства отсутствуют. В схеме территориального планирования Иркутского района данные земельные участки отображены как земли зеленых зон, лесопарков.
Таким образом, суд приходит к выводу, что письмо КУМИ Иркутского района от 03.06.2011 №1376 носит информативный характер и не содержит отказа в предоставлении земельного участка, в связи с чем, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления ОНТ «Иркутскстройтранс» о предоставлении земельного участка, заявителем не оспаривается.
Кроме того, ОНТ «Иркутскстройтранс», обращаясь в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 13 000 кв.м., не обосновало размер испрашиваемого земельного участка.
Между тем, размер земельного участка является существенным критерием для определения площади земельного участка, предоставляемого на безвозмездной основе.
Указанные нормативы установлены Законом Иркутской области от 10.12.2003 N 63-оз (с изм. от 12.03.2009) "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность", решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 16.06.2009 N 61-449/рд "Об утверждении нормативов организации и застройки территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории Иркутского района".
Из протокола общего собрания членов ОНТ «Иркутскстройтранс» следует, что количество участников товарищества составляет 3 человека. Испрашиваемый земельный участок превышает установленный максимальный норматив на одного человека в размере 0,5 га.
В предмет административно-правового спора, порядок рассмотрения которого регулируется главой 24 АПК РФ, помимо установления факта несоответствия закону оспариваемых актов и действий (бездействия), входит и защита субъективных прав заявителя.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также в силу положений ст. 201 АПК РФ спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Судом не установлено нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым письмом председателя КУМИ Иркутского района от 03.06.2011 №1376.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному акту, и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, заявленные требования ОНТ «Иркутскстройтранс» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г.Позднякова