ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-16137/07 от 23.01.2008 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664000, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

тел. 34-44-70, факс 34-44-66

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск

28 января 2008г. Дело № А19-16137/07-40

Резолютивная часть решения объявлена 23 января2008г.

Полный текст решения изготовлен 28 января 2008г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Калашниковой Т.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Калашниковой Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ИП ФИО1

к  Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области и УОБАО

о признании недействительным решения № 486 от 18.09.2007г.

при участии представителей:

от заявителя – ФИО2 – дов. б/н от 07.12.2007г., паспорт <...> от 05.04.2001г.

от ответчика – ФИО3 – дов. № 9313/08-13 от 10.10.2007г., уд. УР № 292058

установил  : Индивидуальным предпринимателем ФИО1 заявлены требования к Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области и УОБАО о признании недействительным решения № 486 от 18.09.2007г.

Заявитель в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просит признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области и УОБАО об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 18.09.2007г. № 486, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сославшись на позицию, изложенную в отзыве на заявление, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Дело, в соответствии со ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, установил следующие обстоятельства.

Индивидуальным предпринимателем ФИО1, были начислены авансовые платежи по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии за июнь 2007 года и авансовые платежи по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за июнь 2007 года, что подтверждается «Расчетом авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физических лицам», направленным 20.07.2007г. в Межрайонную ИФНС России № 12   по Иркутской области и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

Платежным поручением № 109 от 20.07.2007г. на сумму 6376 руб. 43 коп. предпринимателем перечислены авансовые платежи по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии за июнь 2007 года, а платежным поручением №111 от 20.07.2007г. - перечислены авансовые платежи по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за июнь 2007 год в сумме 21 938 руб.27 коп. При заполнении платежных поручений налогоплательщиком допущены опечатки: в платежном поручении № 109 вместо статуса налогоплательщика 14, в графе вид платежа ошибочно был указан статус налогоплательщика 09, вместо кода ОКАТО 25212840000 был указан код ОКАТО - 25212831000, вместо КБК 18210202020061000160 был указан 18210202040061000160, а в платежном поручении № 111 ошибочно был указан статус налогоплательщика 09, вместо статуса налогоплательщика 14, вместо кода ОКАТО 25212840000 был указан код ОКАТО - 25212831000, вместо КБК 18210202010061000160 был указан КБК 18210202030062000160.

Поскольку Ушаковское муниципальное образование, (ОКАТО-25212831000) ошибочно было указано в платёжных поручениях № №109 и 111 согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО), утв. постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1995г. № 413, и письму УФНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 15.12.2005г. № 13-50/023843@ относится к тому же городскому округу, что и Дзержинское муниципальное образование, ОКАТО, которого 25212840000 следовало указать в платёжных поручениях, а именно к Иркутскому муниципальному району, денежные средства, перечисленные указанными выше платежными поручениями, поступили в нужный бюджет - бюджет Пенсионного фонда по Иркутскому муниципальному району. Данный факт подтверждается Реестром учета платежей страхователей за период с 01.01.2007г. по 31.01.2007г., предоставленным ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Иркутском районе.

Вместе с тем, поскольку вместо кода 14, соответствующего согласно Приказу Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы от 07.09.2005 г. N 16н/САЭ-3-13/432 "Об утверждении структуры и форматов электронных сообщений при обмене информацией между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации" статусу налогоплательщиков (плательщиков сборов), производящих выплаты физическим лицам, был указан код 09, соответствующий статусу налогоплательщика (плательщика сборов) - индивидуального предпринимателя, денежные средства, перечисленные платежными поручениями № № 109 и 111, были учтены как платежи страхователя - индивидуального предпринимателя.

При этом денежные средства, перечисленные платежным поручением № 109 от 20.07.2007г., были зачислены не как начисленные платежи по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, а как страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии, поскольку в десятом знаке КБК, указанного в платежном поручении была указана цифра 4 вместо цифры 2, которую следовало указать в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв.Приказом Министерства финансов РФ от 08.12.2006г. № 168н. Денежные же средства, перечисленные платежным поручением № 111 от 20.07.2007г., были зачислены не как начисленные платежи по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, а как пени на страховую часть трудовой пенсии, поскольку в КБК, указанном в платежном поручении было допущено две ошибки; в десятом знаке КБК вместо цифры 1 была указана цифра 3, а в 14-17 разрядах КБК вместо кода 1000, обозначающего суммы платежа, был указан код 2000, обозначающий пени по соответствующему платежу.

В связи с этим, 13.09.2007г. индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу с заявлением об уточнении неверно реквизитов по платежным поручениям № 109 от 20,07.2007г. и № 111 от 20.07.2007г. и зачислении перечисленных данными платежными поручениями денежных средств по указанным в заявлении реквизитам.

При этом в заявлении были допущены следующие технические опечатки:

1. было указано, что платежи проведены 28.08.2007г., тогда как платежи были проведены 24.08.2007г., что подтверждается отметкой банка на платежных поручениях № 109 и № 111;

2. вместо двадцатизначного КБК, указанного в платежном поручении № 111 - 18210202030062000160, в заявлении был указан девятнадцатизначный КБК 1820202030062000160, т.е. при печатании была пропущена одна цифра кода.

Поскольку к заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, были приложены копии платежных поручений № 109 от 20.07.2007г. и № 111 от 20.07.2007г. с отметками банка, то технические опечатки не могли стать препятствием для осуществления зачета Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

Решением от 18.09.2007г. № 486 Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области и УОБАО отказано индивидуальному предпринимателю ФИО1 в проведении зачета указанных денежных сумм.

В качестве основания для отказа предпринимателю, налоговый орган указал, что вопросы урегулирования задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в соответствии с п.2 ст.25 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации, проведение налоговыми органами возврата или зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не представляется возможным.

ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе также отказало (письмо от 10.12.2007г. № КП- 10/716) предпринимателю в зачете, денежных средств, перечисленных платежными поручениями № 109 от 20.07.2007г. и № 111 от 20.07.2007г., указав в качестве основания для отказа, что возврат (зачет) таких перечислений осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, предприниматель обратился в суд с требованием о признании недействительным решения № 486 от 18.09.2007г. «об отказе в осуществлении зачета (возврата)».

Суд, выслушав доводы и возражения сторон, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

Как видно из материалов дела, решением налоговой инспекции от 18.09.2007г. № 486 отказано предпринимателю в проведении зачета указанных денежных сумм.

По мнению налоговой инспекции, так как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование носят персонифицированный характер и имеют отличную от налогов социально-правовую природу, следовательно, они не являются налоговыми платежами и нормы Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, к ним не могут быть применены.

Как следует из материалов дела, платежными поручениями: от 20.07.2007г. № 109 страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на сумму 6 376,43 руб. и №111 пени на страховую часть трудовой пенсии на сумму 21 938,27 руб. налогоплательщиком произведена уплата в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Предприниматель обращался в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов либо зачете этих сумм в счет уплаты страховых взносов, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии.

Налоговая инспекция оспариваемым решением отказала предпринимателю в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ссылаясь на отсутствие полномочий в произведении данных зачетов.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996г. № 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 №116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, п.4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

Таким образом, довод инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о проведении возврата (зачета) плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно отклонен судом.

В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что на налоговый орган обоснованно возложена обязанность по проведению зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачет) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.

На основании изложенного, оценивая имеющиеся доказательства в совокупности, принимая во внимание доводы и возражения сторон, суд считает решение налогового органа незаконным, а заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить полностью.

Признать решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу № 486 от 18.09.2007г. «об отказе в осуществлении зачета (возврата)» незаконным, как несоответствующего ст.ст.45,78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 государственную пошлину в сумме 100 руб., уплаченную платежным поручением № 168 от 01.11.2007г.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья Т.А. Калашникова