АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-16169/09-33
17.09.2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 10.09.2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.09.2009 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Иркутска
к Обществу с ограниченной ответственностью «Аврора»
о взыскании 972 руб. 90 коп.,
при участии в заседании представителей:
от истца: ФИО1 по доверенности,
от ответчика: ФИО2 по доверенности,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Аврора» (далее – Общество) финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах за 2008 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в размере 972 руб. 90 коп.
В судебном заседании представитель Управления Пенсионного фонда заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Общества заявленное требование не признал, в письменном отзыве и в судебном заседании указал на то, что Управлением Пенсионного фонда нарушена процедура привлечения к ответственности, предусмотренная пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебное заседание начато 04.09.2009г., судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании до 17 час. 00 мин. 10.09.2009г.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Общество с ограниченной ответственностью «Аврора» зарегистрировано в качестве юридического лица, государственный регистрационный номер 1053811132968.
Проверкой, проведенной органом Пенсионного фонда, установлено, что ответчиком нарушен срок представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 г., установленный статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ).
Выявленное нарушение зафиксировано в акте от 04.03.2009 г. № 13.
По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда принято решение от 26.03.2009 г. № 31, согласно которому Общество с ограниченной ответственностью «Аврора» привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 972 руб. 90 коп.
В связи с неуплатой ответчиком суммы финансовых санкций в добровольном порядке Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей сторон, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, определяемые Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» разъяснено, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Закон № 27-ФЗ не регламентирует порядок взыскания финансовых санкций, за исключением указания на взыскание указанной суммы в судебном порядке.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты его отправки.
Доказательств вручения ответчику акта проверки от 04.03.2009 г. № 13 или доказательств факта уклонения от получения акта проверки и наличия соответствующей отметки в акте, заявителем не представлено.
Согласно пункту 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
В соответствии с пунктами 1, 2, 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации акт установленной формы, составленный должностным лицом налогового органа, в котором должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение, рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно.
В силу пункта 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Согласно реестру отправки почтовых отправлений от 18.03.2009г., представленному Управлением Пенсионного фонда в материалы дела, датой получения Обществом акта проверки следует считать 26.03.2009г. (18.03.2009 г. + 6 рабочих дней в соответствии со статьей 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем решение № 31 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Аврора» к ответственности так же датировано 26.03.2009 г.
Таким образом, заявителем нарушено право Общества на представление им письменных возражений по акту в целом или по его отдельным положениям.
Факт неизвещения Общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки свидетельствует о том, что Общество лишено возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя и представлять объяснения.
Обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт проверки, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения является существенным условием процедуры рассмотрения акта, и нарушение указанного условия является основанием для отмены решения о привлечении к ответственности.
В рассматриваемом случае заявителем допущены существенные нарушения процедуры принятия решения о привлечении Общества к ответственности, Управление Пенсионного фонда не имело возможности полно и объективно рассмотреть материалы проверки, исследовать вопрос о наличии вины в действиях страхователя. Указанные обстоятельства повлекли вынесение неправомерного решения, которое не может являться основанием для взыскания штрафа.
Кроме того, Управлением Пенсионного фонда нарушен срок принятия решения о привлечении к ответственности, предусмотренный пунктом 6 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требование Управления Пенсионного фонда о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Аврора» финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах за 2008 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в размере 972 руб. 90 коп. незаконно, вследствие этого удовлетворению не подлежат.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Мусихина Т.Ю.