Арбитражный суд Иркутской области
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
Дополнительное здание суда:
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Иркутск
«29» января 2018 года Дело № А19-16505/2017
Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 января 2018 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Деревягиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Илюшкиной Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001133, ИНН 3808172221)
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» (ОГРН 1123850012043, ИНН 3827039401)
3-тьи лица: Управление Федерального казначейства по Иркутской области,
Государственное научное учреждение Иркутский НИИСХ Россельхозакадемии
о взыскании 1251396 руб. 35 коп.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Казанцев С.О. – представитель по доверенности от 09.01.2018г. №02-57-3/18; Карпова К.Н. – представитель по доверенности от 09.01.2018г. №02-57/4/18;
от ответчика: Чумаков Д.С. – представитель по доверенности от 14.09.2017г. без номера;
от казначейства: Рютина Н.Н. – представитель по доверенности от 10.01.2018г. №34-20-30/18, Щеняцкая И.И. – представитель по доверенности от 10.01.2018г. №34-20-30/6,
установил:
Министерство сельского хозяйства Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» о взыскании 1251396 руб. 35 коп., составляющих сумму субсидии, перечисленной по соглашению от 25.02.2016г. №16-78/11-008.
Определениями суда от 23.08.2017г., от 25.10.2017г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Иркутской области, Государственное научное учреждение Иркутский НИИСХ Россельхозакадемии.
В судебном заседании, в порядке, предусмотренном ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 11 час. 15 мин. 15.01.2018г. до 15 час. 00 мин. 22.01.2018г.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Представители министерства заявленные требования поддержали.
Представитель общества заявленные требования не признал.
Государственное научное учреждение Иркутский НИИСХ Россельхозакадемии о времени и месте рассмотрения дела извещалось в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилось, письмом без даты и номера, поступившим в суд 28.11.2017г., подтвердило факт реальных хозяйственных отношений с ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» по договору от 31.08.2012г.№38/2, а также указало, что производимая и реализуемая продукция не отражалась в бухгалтерском учете учреждения.
Представители казначейства поддержали доводы истца, заявили ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения дела №А19-23291/2017.
В обоснование заявленного ходатайства Управление Федерального казначейства по Иркутской области сослалось на то, что основанием для обращения Министерства сельского хозяйства Иркутской области с настоящим заявлением, послужили выводы по результатам проверки, проведенной в отношении министерства, и вынесение представления от 04.08.2017г. №34-12-47/22-4998.
Истец против удовлетворения заявленного ходатайства возразил, указал, что основания для приостановления производства по делу отсутствуют, поскольку оспариваемое представление вынесено в отношении Министерства сельского хозяйства по Иркутской области на основании соглашения, заключенного между Минсельхозом России и Правительством Иркутской области. С иском в суд министерство обратилось на основании соглашения, заключенного между ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» и Министерством сельского хозяйства Иркутской области. Субсидия была выдана обществу из средств областного бюджета, а не из средств федерального бюджета.
Ответчик против приостановления производства по делу также возразил, сослался на то, что право Министерства сельского хозяйства Иркутской области на обращение в суд с заявлением о возврате субсидии не зависит от наличия либо отсутствия представления.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан приостановить рассмотрение спора в случае невозможности его рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Рассмотрев заявленное ходатайство, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд не усмотрел оснований для его удовлетворения, поскольку в настоящем деле рассматривается вопрос законности и обоснованности выдачи Министерством сельского хозяйства Иркутской области субсидии ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» по соглашению от 25.09.2016г. №16-78/11-008. Именно обстоятельства выдачи субсидии послужили основанием для вынесения Управлением Федерального казначейства по Иркутской области в отношении Министерства сельского хозяйства Иркутской области представления от 04.08.2017г. №34-12-4477/22-4998.
Дело рассмотрено в соответствии с ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия представителя Государственного научного учреждения Иркутский НИИСХ Россельхозакадемии.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1123850012043, ИНН 3827039401.
Между Министерством сельского хозяйства Иркутской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Возрождение» заключено соглашение от 25.02.2016г. №16-78/11-008 о предоставлении субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, в связи с производством и (или) переработкой (в т.ч. на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства.
Выполняя условия соглашения, министерство предоставило ответчику субсидию в размере 1251396 руб. 35 коп., что подтверждается платежным поручением от 07.04.2016г. №145034.
В ходе выездной проверки в отношении ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» Управлением Федерального казначейства по Иркутской области установлено, что общество не соответствует всем условиям, предусмотренным п.17 Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, в связи с производством и (или) переработкой (в т.ч. на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства от 11.03.2013г. №78-пп, поскольку в представленных в Министерство сельского хозяйства Иркутской области документах общество указало поголовье крупного рогатого скота, фактически числившееся в составе основных средств на балансе Государственного научного учреждения Иркутский НИИСХ Россельхозакадемии, в связи с чем организацией была необоснованно получена субсидия в размере 1251396 руб. 35 коп. Составлен акт проверки от 31.03.2017г. без номера.
Управление Федерального казначейства по Иркутской области внесло в адрес ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» представление от 28.04.2017г. №34-12-47/22-2829 о возврате предоставленных средств федерального бюджета.
Данное представление обществом исполнено не было.
Министерство сельского хозяйства Иркутской области обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» полученной субсидии в размере 1251396 руб. 35 коп.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возразил, ссылаясь на то, что обществом соблюдены все условия, необходимые для получения субсидии.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и казначейства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно п.1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.4 Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством и (или) переработкой (в т.ч. на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2013г. №78-пп, право на получение субсидий имеют зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Иркутской области, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в их доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно п.5 вышеуказанного положения, в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения, субсидии предоставляются при соблюдении сельскохозяйственными товаропроизводителями следующих условий: отсутствие возбужденной процедуры банкротства, ликвидации; отсутствие просроченной задолженности по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, и начисленным по ним процентам, переоформленным в долг государству под гарантию Иркутской области; отсутствие задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за предыдущий год; отсутствие задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за предыдущий год начиная с 2016 года; членство в ревизионном союзе сельскохозяйственных кооперативов (для сельскохозяйственных кооперативов, созданных в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации 08.12.1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»); согласие сельскохозяйственного товаропроизводителя на осуществление проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий; отсутствие задолженности по возврату субсидий в областной бюджет и федеральный бюджет за предыдущие годы;) иные условия, установленные пунктами 13 - 17 данного Положения.
Пунктом 17 Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством и (или) переработкой (в т.ч. на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2013г. №78-пп, в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения, установлено, что субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего молока высшего и (или) первого сорта и (или) козьего молока во втором полугодии предыдущего года, по ставкам за 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
Условия предоставления: недопущение снижения объема производства молока за предыдущий год по отношению к году, предшествующему предыдущему году; наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей поголовья коров и (или) коз; сохранение (наращивание) поголовья коров к 1 января текущего года по сравнению с 1 января предыдущего года (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих в наличии поголовье коров).
Таким образом, одним из условий получения субсидии на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока является наличие у сельскохозяйственного товаропроизводителя поголовья коров и (или) коз. При этом законодателем не определено, что понимается под «наличием» поголовья скота.
Как следует из материалов дела, между ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» и Государственным научным учреждением Иркутский НИИ Россельхозакадемии заключен договор от 31.08.2012г. №38/2, согласно которому исполнитель (ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ») осуществляет уход за животными: кормление; поение; доение; получение приплода и выращивание молодняка, реализует полученную продукцию (молоко, мясо), обеспечивает сохранность и учет, ведет документацию, а также несет полную материальную и другую ответственность за животных, а заказчик (Государственное научное учреждение Иркутский НИИ Россельхозакадемии) обязуется оплатить затраты на производство продукции животноводства.
Выполнение работ осуществляется на ферме крупного рогатого скота, расположенной по ул.Трактовой с.Пивовариха.
Работы производятся иждивением исполнителя (п.1.3 договора от 31.08.2012г. №38/2).
Согласно п.п.2.4.1, 2.4.2 стороны согласовали порядок расчета: 90% от суммы реализованного общего объема сельскохозяйственной продукции (молока) передается исполнителем заказчику по итогам расчетов, проведенных сторонами; 10% от реализованной продукции исполнитель оставляет в качестве вознаграждения за оказанную услугу и выполненные работы.
В ходе судебного разбирательства по делу, представитель общества пояснил, что по договору от 31.08.2012г. №38/2 ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» был передан крупный рогатый скот в фактическое владение и пользование. Поголовье крупного рогатого скота учитывалось как основное средство на забалансовом счете. Общество самостоятельно несло все расходы на содержание крупного рогатого сока.
Из пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2015 год следует, что ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» учитывало крупный рогатый скот (молочный) в разделе 2.4 «иное использование основных средств» как основные средства, полученные в аренду, числящие за балансом.
В отчете об отраслевых показателях деятельности организации агропромышленного комплекса формы №6-АПК в разделе «справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах» также указано, что спорное имущество числится как арендованное основное средство.
В соответствии с инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000г. №94н, забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.
Таким образом, забаласовые счета в силу своей специфики раскрывают информацию о наличии и движении имущества, не принадлежащего предприятию, однако исходя из хозяйственной деятельности, временно находящегося в его пользовании или распоряжении.
Государственное научное учреждение Иркутский НИИСХ Россельхозакадемии учитывает крупный рогатый скот на счете 101.38 «Прочие основные средства – иное движимое имущество учреждения». При этом подтверждает факт реальных хозяйственных отношений с ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» по договору от 31.08.2012г. №38/2.
Учреждение в письме от 16.03.2017г. №62/01 пояснило, что крупный рогатый скот в аренду и безвозмездное пользование ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» не передавался.
Однако, в отзыве на исковое заявление без даты и номера, представленном в суд 28.11.2017г., учреждение указало на то, что в период действия договора животные находились у общества.
Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав представителей сторон и третьего лица (казначейства), суд приходит к выводу, что несмотря на то, что между институтом и обществом факт передачи крупного рогатого скота документально не оформлялся, исходя из сложившихся между сторонами отношений, животные фактически находились в пользовании ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ», последний нес расходы на содержание животных (корм, ветеринарное обслуживание и т.д.). Доказательств того, что расходы на содержание животных были возмещены обществу, не представлено.
В ходе судебного разбирательства представителями казначейства указано на то, что представленные обществом документы по содержанию поголовья крупного рогатого скота подписаны Циглер А.П., который является работником Государственного научного учреждения Иркутский НИИСХ Россельхозакадемии и несет материальную ответственность за животных. Суд полагает, что данное обстоятельство само по себе не может опровергнуть факт нахождения крупного рогатого скота в пользовании общества. Кроме того, согласно трудовому договору от 01.06.2014г. №5 Циглер А.П. принят на работу в ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» на должность заведующего фермой крупного рогатого скота. Трудовое законодательство не содержит запрета на совместительство. В ходе проверки казначейством данные обстоятельства не устанавливались.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих перечисление ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» денежных средств на счет Государственного научного учреждения Иркутский НИИСХ Россельхозакадемии в соответствии с условиями заключенного договора. Данное обстоятельство казначейством также не устанавливалось.
Оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав представителей сторон и казначейства, учитывая буквальное толкование условий предоставления субсидии, а также принимая во внимание то, что ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» является сельскохозяйственным товаропроизводителем и Государственным научным учреждением Иркутский НИИСХ Россельхозакадемии факт нахождения крупного рогатого скота у общества в период действия договора подтвержден, суд приходит к выводу, что основания для взыскания с ответчика суммы спорной субсидии отсутствуют.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Министерству сельского хозяйства Иркутской области о взыскании с ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ» субсидии в размере 1251396 руб. 35 коп. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.В.Деревягина