ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-16537/20 от 02.03.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-16537/2020

02.03.2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02.03.2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 02.03.2021 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Красько Б.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жериховой М.М.., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664011, <...>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664056, <...>)

о признании отказа в регистрации права собственности на недвижимое имущество незаконным, обязании зарегистрировать право собственности,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – представитель по доверенности,

от регистрирующего органа: ФИО2 – представитель по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие» (далее – заявитель; Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее – регистрирующий орган; Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на недвижимое имущество от 05.05.2020, обязании зарегистрировать право собственности на сооружения – объекты недвижимого имущества расположенные по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Никольское муниципальное образование, в 40 км. к северо-востоку от города Иркутска, в 3,5 км. к северу от д. ФИО3, слева от автодороги Оек-Кударейка-Тихоновка, между населенными пунктами ФИО3 и Никольск, в 20-40 м. с кадастровыми номерами: 38:06:040604:633; 38:06:040604:640; 38:06:040604:604:634; 38:06:040604:604:635; 38:06:040604:604:636; 38:06:040604:604:637; 38:06:040604:604:638; 38:06:040604:604:639; 38:06:040604:604:645; 38:06:040604:604:641; 38:06:040604:604:642; 38:06:040604:604:632.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, представитель регистрирующего органа требование оспорил по основаниям, изложенным в отзыве.

Заявителем заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы по вопросу определения относятся ли спорные объекты к объектам недвижимого имущества.

Вопрос о необходимости проведения экспертизы в силу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу, а удовлетворение соответствующего ходатайства стороны о проведении экспертизы является не обязанностью, а правом суда, которое может быть реализовано в том случае, если с учетом всех обстоятельств дела суд придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.

На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является одним из доказательств по делу и оценивается наряду с другими доказательствами.

Таким образом, вопрос о назначении судебной экспертизы решается в зависимости от того, требуются ли для рассмотрения спора специальные познания.

В данном случае, суд полагает, что необходимость специальных познаний в оценке наличия у спорных объектов признаков недвижимого имущества отсутствует.

Дело рассмотрено в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав имеющиеся по делу доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, заявитель 19.07.2019 обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на сооружение площадью застройки 2,4 кв.м., по адресу: 664000, Иркутская область, Иркутский район, Никольское МО. в 40 км к северо-востоку от города Иркутска, в 3,5 км. к северу от д. ФИО3, слева от автодороги Оек-Кударейка-Тихоновка, между населенными пунктами ФИО3 и Никольск, в 20-40 м от дороги.

К заявлению были приложены технический план сооружения от 11.07.2019 составленный ФИО4, распоряжение о выдаче разрешения на использование земель от 01.10.2018 № 1941/з.

Уведомлением от 04.02.2020 № КУВД-001/2019-8827817/2 на основании пунктов 5,7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав; не соответствия формы представленного для осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав требованиям законодательства Российской Федерации регистрирующим органом был приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на сооружение.

В связи с представлением заявителем документов от 16.04.2020 № КУВД-001/2019-4077955 для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, регистрирующий орган направил заявителю уведомление от 17.04.2020 № КУВД-001/2019-8827817/3 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, указав в котором на полученный от Службы государственного строительного надзора Иркутской области ответ на запрос о отнесении спорного сооружения к объектам недвижимости (письмо от 12.09.2019 исх. № 02-12-2128/19), согласно которому образованный объект не относится к недвижимому имуществу.

Уведомлением от 06.05.2020 № КУВД-001/2019-8827817/4 в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав регистрирующий орган отказал заявителю в регистрации права собственности на объект.

Заявитель, полагая, что отказ в регистрации права собственности н сооружение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Пунктом 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (подпункт 1);

- вступившие в законную силу судебные акты (подпункт 5);

- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (подпункт 6).

Пунктом 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (подпункт 5), а также подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона (подпункт 6).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (пункт 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ определено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).

Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Проверка наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав осуществляется в ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет (подпункт 3 пункта 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).

Как следует из пояснений представителя заявителя спорное сооружение представляет собой линейный объект, состоящий из нескольких сооружений, с кадастровыми номерами: 38:06:040604:638; 38:06:040604:634; 38:06:040604:642; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:632; 38:06:040604:641; 38:06:040604:636; 38:06:040604:639; 38:06:040604:633; 38:06:040604:635; 38:06:040604:640; 38:06:040604:637; 38:06:040604:645. Указанные сооружения определены заявителем как геодезическое сооружение – эталонный базис.

Обращаясь в Управление Росреестра с соответствующим заявлением, заявитель просил зарегистрировать право собственности на спорный объект на основании технического плана в связи с объединением сооружений с кадастровыми номерами 38:06:040604:638; 38:06:040604:634; 38:06:040604:642; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:632; 38:06:040604:641; 38:06:040604:636; 38:06:040604:639; 38:06:040604:633; 38:06:040604:635; 38:06:040604:640; 38:06:040604:637; 38:06:040604:645 и распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 01.10.2018 № 1941/3.

Оспариваемый отказ Управления Росреестра от 06.05.2020 № КУВД-001/2019-8827817/4 мотивирован тем, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на образованный объект недвижимости и отсутствие у объекта признаков недвижимого имущества.

Как следует из искового заявления и пояснений заявителя, объекты, из которых было образовано спорное сооружение были возведены силами правопредшественника заявителя – предприятия № 1 при Совете Министров СССР. Заявитель полагает, что основанием для регистрации права собственности являются кадастровые и технические паспорта на объекты.

Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).

По смыслу указанных положений статей 130, 131 ГК РФ право собственности может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13).

При применении указанной статьи необходимо учитывать, что понятие объекта недвижимости представляет собой исключительно правовую категорию, которой присуща определенная совокупность признаков, позволяющих считать имущество объектом гражданских прав.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 ГК РФ.

Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью только в случае его создания как объекта недвижимости в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке: с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил, на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости, также данный объект должен иметь самостоятельное функциональное назначение.

Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) относит к линейным объектам линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В статье 133.1 ГК РФ в ряду линейных объектов перечислены железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие.

Действующим законодательством линейные сооружения к объектам недвижимого имущества прямо не отнесены, поэтому для признания их таковыми нужно исходить из содержащегося в статье 130 ГК РФ общего понятия недвижимого имущества как всего, что прочно связано с землей, то есть объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

В отношении линейных объектов, выступающих самостоятельными объектами недвижимости, градостроительное законодательство устанавливает необходимость получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ. При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости в отношении объектов с кадастровыми номерами: 38:06:040604:638; 38:06:040604:634; 38:06:040604:642; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:638; 38:06:040604:632; 38:06:040604:641; 38:06:040604:636; 38:06:040604:639; 38:06:040604:633; 38:06:040604:635; 38:06:040604:640; 38:06:040604:637; 38:06:040604:645, наименование сооружений – геодезический пункт. Площадь застройки сооружения – 2.4 м.

Такое же наименование объекта указано в технических паспортах на отдельные сооружения и техническом плане на сооружение, образованное в результате объединения объектов.

Согласно пункту 8 статьи 3 от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 431-ФЗ), геодезический пункт - это инженерная конструкция, закрепляющая точку земной поверхности с определенными координатами.

Как следует из пункта 1 Приложения № 2 к приказу Минэкономразвития России от 29.03.2017 № 138 «Требования к созданию государственной геодезической сети, включая требования к геодезическим пунктам», совокупность геодезических пунктов, используемых в целях установления и (или) распространения государственной системы координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ представляет собой государственную геодезическую сеть

Пункты государственной геодезической сети создаются с учетом норм плотности размещения на территории Российской Федерации геодезических пунктов государственной геодезической сети, нивелирных пунктов государственной нивелирной сети и гравиметрических пунктов государственной гравиметрической сети, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 № 2347-р.

Как следует из пункта 25 указанного документа, по результатам обследования может быть установлена утрата или разрушение геодезического пункта. Геодезический пункт считается утраченным, если отсутствуют верхний и нижний центры и их утрата подтверждена данными инструментально-геодезического поиска. Геодезический пункт считается разрушенным, если отсутствует верхний центр пункта.

При создании государственной геодезической сети, геодезические пункты закрепляются на местности центрами, конструкция которых определяется в зависимости от физико-географических и геологических условий района работ, глубины промерзания и оттаивания грунтов с целью обеспечения стабильности положения указанных центров и их неподвижности (пункт 26 Приложения).

Согласно части 13 статьи 8 Закона N 431-ФЗ на правообладателей объектов недвижимости, на которых находятся пункты государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети или части указанных пунктов, возложена обязанность уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, обо всех случаях повреждения или уничтожения указанных пунктов.

Заявителем не представлены разрешение на строительство/ввод в эксплуатацию спорных геодезических пунктов в качестве объектов капитального строительства, иные, предусмотренные градостроительным законодательством документы, подтверждающие создание геодезических пунктов в качестве объектов недвижимости.

В деле отсутствуют доказательства выделения земельного участка/земельных участков для размещения геодезических пунктов.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 01.10.2018 № 1941/з заявителю предоставлено разрешение на использование земель для размещения геодезических пунктов.

Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод об отсутствии у геодезических пунктов признаков недвижимого имущества.

В связи с отсутствием у геодезического пункта, как в отдельности, так и в совокупности с иными геодезическими пунктами качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

Кроме того, как следует из текста заявления, представленных технических и кадастровых паспортов, технического плана сооружения, год завершения строительства сооружения - 1978.

Вместе с тем, Законом № 431-ФЗ установлено, что пункты государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети, государственной гравиметрической сети и иных сетей, предназначенных для обеспечения выполнения геодезических и картографических работ, созданные за счет средств федерального бюджета, а также находящиеся на территории Российской Федерации и ранее созданные за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР, относятся к федеральной собственности (пункт 12 статьи 8 Закона).

На основании изложенного, суд пришел к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого отказа регистрирующего органа в регистрации права собственности на сооружение.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья: Б.В. Красько