АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8 (395-2) 24-12-96; , факс 8 (395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск Дело № А19-16643/2012
« 02 » ноября 2012 г
Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 02 ноября 2012 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каланда О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ДомСервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664075, <...>)
к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.08.2012 № 396/12,
при участии представителей
от заявителя: ФИО1, доверенность, паспорт;
от административного органа, принявшего оспариваемый акт: ФИО2, доверенность, паспорт;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ДомСервис» (далее - ООО «ДомСервис») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.08.2012 № 396/12, вынесенного Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области.
Представитель заявителя в судебном заседании требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления поддержал.
Представитель Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.
Из материалов дела следует, что Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, на основании распоряжения от 24.07.2012 № 1549-ср-п, в период с 08.08.2012 по 09.08.2012 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Дом Сервис» по соблюдению требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
По результатам проверки установлено, что информация, раскрываемая ООО «Дом Сервис» на сайте www.irk-domservis.ru, не соответствует требованиям, предъявляемым Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, в частности:
- не указаны реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (ОГРН), дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации (подпункт «б» пункта 8 Стандарта);
- не указаны фамилия, имя, отчество руководителя управляющей организации (подпункт «а» пункта 8 Стандарта);
- отсутствует информация о домах, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления; информация об отсутствии фактов расторжения договоров также не представлена (подпункт «е» пункта 8 Стандарта);
- отсутствуют сведения о членстве ООО «ДомСервис» в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет; информация о том, что ООО «ДомСервис» не является членом СРО также не представлена (подпункт «ж» пункта 8 Стандарта);
- не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а именно, на сайте отсутствуют сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (пункт 9 Стандарта);
- в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, отсутствуют сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирных домах договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); учет собственников помещений в многоквартирном доме и иные услуги по управлению многоквартирным домом (подпункт «б» пункта 10 Стандарта);
- в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома:
а) отсутствует план работ на 2012 год;
б) отсутствует отчет о выполненных работах за 2011 год;
в) отсутствуют сведения о мерах по снижению расходов на работы и услуги;
г) отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год (пообъектно), а также информация о фактах установления таких нарушений. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта; отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг, или за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта (подпункт «б» пункта 11 Стандарта);
- не раскрыта информация о привлечении управляющей компании в предыдущем 2011 году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами (так, должностное лицо ООО «ДомСервис» в 2011 году привлекалось Службой к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, информация о данном факте на сайте не отражена) (пункт 12 Стандарта);
- информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации не содержит: описания каждой работы, гарантийный срок, не указаны конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); не указана стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.) (подпункты «а», «б» пункта 13 Стандарта);
- не в полном объеме раскрыта информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы: отсутствует перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, объема закупаемого ресурса, цены ресурса (подпункт «а» пункта 14 Стандарта).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.08.2012 № 1549/12.
По результатам проверочных мероприятий ООО «ДомСервис» выдано предписание от 13.08.2012 № 1549/12.
13.08.2012 должностным лицом Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области составлен протокол об административном правонарушении № 1549/12, которым установлено совершение обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации).
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 13.08.2012 № 1549/12 и других материалов в отношении ООО «ДомСервис» заместителем руководителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 15.08.2012 № 396/12, согласно которому ООО «ДомСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «ДомСервис» обратилось в суд с настоящим заявлением, указав, что общество необоснованно привлечено к ответственности за нарушения, выразившиеся в отсутствии информации о домах, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, и о членстве ООО «ДомСервис» в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, поскольку «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, не содержит требований об обязательном раскрытии информации в случае отсутствия в деятельности управляющей организации фактов, сведения о которых должны быть представлены. Указанный в постановлении факт отсутствия на сайте сведений о фамилии, имени и отчестве руководителя управляющей организации не соответствует действительности, поскольку данные сведения на сайте имеются и размещены в разделе «Контакты». Опубликование информации на официальном сайте было поставлено в зависимость от воли третьих лиц, не исполнившим надлежащим образом свои обязательства по договорам.
Кроме того, заявитель считает, что имеются основания для освобождения его от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
В дополнении к заявлению ООО «ДомСервис» указало на истечение срока давности привлечения заявителя к административной ответственности.
В судебном заседании 30.10.2012, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 01.11.2012. После перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя ФИО1, представитель Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области ФИО2
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в сфере управления многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, ООО «ДомСервис» является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...> (ЖК «Зеон»), ул.Байкальская, 202, 216А, ул.Джамбула, 30, ул.Еловая, 1-6, ул.Партизанская, 112, ул.Рябикова, 36, ул.Советская, 126, 128, ул.Терешковой, (ЖК «Чайка), ул.Пихтовая, (ЖК «Луговое»). Таким образом, общество несет обязанность по соблюдению требований, установленных Стандартом.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим Стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением Стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом в рассматриваемом случае согласно Положению о Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2012 № 216-пп, является Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731.
Согласно пункту 1 Стандарта настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в Стандарте понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно пункту 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать общую информацию об управляющей организации, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с пунктом 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
сайт управляющей организации;
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно пункту 8 Стандарта в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат, в том числе: фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя (подпункт «а»); реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации) (подпункт «б»); перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (подпункт «е»); сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет (подпункт «ж»).
В соответствии с пунктом 9 Стандарта в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
охрана подъезда;
охрана коллективных автостоянок;
учет собственников помещений в многоквартирном доме;
иные услуги по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать; план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов).
Согласно пункту 12 Стандарта в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
В соответствии с пунктом 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Пунктом 14 Стандарта установлено, что в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения: перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций (подпункт «а»).
Суд полагает, что нарушение ООО «Дом Сервис» требований пункта 8 «а» Стандарта не может считаться установленным, поскольку фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации указаны на сайте www.irk-domservis.ru.
В подтверждение довода о нарушении обществом пункта 8 «а» Стандарта Служба представила распечатку сайта главной страницы ООО «Дом Сервис», где в рубрике «Контакты» информация о фамилии, имени и отчестве руководителя компании отсутствует.
Между тем, согласно представленной заявителем распечатке главной страницы сайта, в меню которой расположены рубрики «О нас», «Новости» и др., при раскрытии рубрики «О нас» просматривается таблица, где отражена информация о ф.и.о. сотрудников, с указанием их должностей, номеров телефонов и часов приема, в том числе, руководителя: «ФИО3, директор, 41-00-59».
Доводы Службы о том, что главная страница сайта на момент проверки имела иной вид, не опровергают доводов заявителя о том, что в рубрике «О нас», которая имелась на главной странице сайте на момент проверки, имеются сведения о руководителе Общества. Службой не представлено соответствующих доказательств того, что в указанной рубрике не было данной информации (скриншоты данной рубрики административным органом не представлены).
Кроме того, административным органом не оспорено утверждение общества о том, что оно не является членом какой-либо саморегулируемой организации и (или) других объединений управляющих организаций, а также о том, что в предыдущем календарном году им не были расторгнуты договоры управления в отношении каких-либо домов и не было случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем, соответствующая информация отсутствует.
Также само Общество не привлекалось в 2011 году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами.
Вышеуказанный Стандарт не содержит требования об обязательном раскрытии информации в случае отсутствия в деятельности управляющей организации фактов, сведения о которых должны быть представлены.
Как следует из оспариваемого постановления, обществу вменяется нарушение пункта 9 Стандарта, что выразилось в нераскрытии информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а именно: на сайте отсутствуют сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В соответствии с уведомлением налогового органа от 02.11.2009 №5466 ООО «ДомСервис» с 01.01.2010 применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов». При осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Дом Сервис» ведет книгу учета расходов и доходов. Соответственно, Общество должно в соответствии со Стандартом должно публиковать сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов). Между тем, вменение Обществу в вину не опубликование годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему, не может быть признано правомерным, поскольку Общество указанную бухгалтерскую отчетность при осуществлении хозяйственной деятельности не ведет.
Рассматривая доводы лиц, участвующих в деле, в части привлечения ООО «ДомСервис» к административной ответственности по факту нарушения пункта 9 Стандарта, подпункта «б» пункта 10 Стандарта (отсутствие в рамках информации о выполняемых работах сведений об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией), подпункта «б» пункта 11 Стандарта, подпунктов «а», «б» пункта 13 Стандарта, подпункта «а» пункта 14 Стандарта, суд приходит к выводу, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, за исключением следующих эпизодов:
- в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома: а) отсутствует план работ на 2012 год; б) отсутствует отчет о выполненных работах за 2011 год; в) отсутствуют сведения о мерах по снижению расходов на работы и услуги;
- в составе информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации не указан гарантийный срок, отсутствует указание на конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
-отсутствуют сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
Таким образом, суд находит установленным факт нарушения ООО «Дом Сервис» требований пункта 9, подпункта «б» пункта 11 и подпункта «а» пункта 13 Стандарта, что подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки и протоколом об административном правонарушении, и обществом по существу не оспаривается.
Выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о том, что ООО «Дом Сервис», нарушив требования Стандарта, не обеспечило тем самым доступ неограниченного круга лиц к информации в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Доводы заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности подлежат отклонению по следующим основаниям.
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» определено, что организации, осуществляющие на день вступления в силу Стандарта деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с его положениями в течение 2 месяцев со дня вступления в силу постановления.
Учитывая, что общество привлечено к административной ответственности не за нарушение сроков раскрытия информации, а за раскрытие информации не в полном объеме, суд приходит к выводу, что указанное правонарушение является длящимся, дата его обнаружения – 09.08.2012 (акт проверки № 1549/12). Следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, на дату принятия оспариваемого постановления не истек.
Рассматривая довод заявителя о малозначительности совершенного им административного правонарушения, суд установил следующее.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая возможность освобождения от административной ответственности, предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 17, 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным названным кодексом.
Исходя из характера и степени общественной опасности вменяемого правонарушения, а также с учетом конкретных обстоятельств дела, суд не установил в действиях ООО «Дом Сервис» пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него обязанностей и считает, что общество своими действиями не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом общество приняло необходимые меры для соблюдения требований Стандарта, и заключило договоры на выполнение технологических работ по разработке сайта управляющей компании. Договоры с контрагентами, не выполняющими своих обязательств по разработке сайта управляющей компании, Обществом расторгались, и ООО «Дом Сервис» привлекало к выполнению работ новых разработчиков сайта. Так, в частности, 01.11.2011 был заключен договор на выполнение технологических работ с ФИО4 Договор расторгнут ввиду невыполнения ФИО4 работ и услуг, определенных предметом договора, в установленный срок.
27.01.2012 заключен договор с ООО НПФ «Форус» на выполнение технологических работ, в установленный срок (до 16.02.2012) подготовка сайта ООО «Дом Сервис» не осуществлена, договор расторгнут.
01.08.2012 Обществом заключен договор с ООО «СК-Электросвязь», в результате которого официальный сайт ООО «ДомСервис» был реконструирован.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 № 919-О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП Российской Федерации).
Таким образом, при выборе конкретной меры наказания, в том числе и освобождения от ответственности, должна быть установлена соразмерность характера и строгости санкции, предусмотренной законом, конкретным обстоятельствам дела. Административный орган обязан не только установить формальное соответствие содеянного деяния тому или иному составу административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, с учетом положений Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов суд приходит к выводу о том, что указанное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.
В данном случае, составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае применения к Обществу штрафа в установленном размере, указанное административное наказание перестает быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и превращается в средство подавления экономической деятельности хозяйствующего субъекта, что, как неоднократно подчеркивалось в многочисленных постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, является недопустимым в правовом государстве.
Предусмотренный в статье 2.9 КоАП РФ правовой механизм учета тяжести правонарушения предназначен именно для тех случаев, когда высокие штрафные санкции статьи не позволяют определить адекватную меру ответственности (в том числе, путем учета смягчающих ответственность обстоятельств) за малозначительное правонарушение, в силу отсутствия у лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, права назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи.
При названных обстоятельствах вышеуказанное правонарушение общества, может быть признано малозначительным, а назначение наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей - чрезмерно суровым, носящим неоправданно карательный характер, не соответствующим тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить ООО «Дом Сервис» от наказания.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения. Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «ДомСервис» о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.08.2012 № 396/12 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
решил:
заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «ДомСервис» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление по делу об административном правонарушенииот 15.08.2012 № 396/12, вынесенное в г. Иркутске заместителем руководителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области ФИО5, согласно которому Общество с ограниченной ответственностью «ДомСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Н.Г.Позднякова