АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
664025, <...>,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. <***>, факс <***>
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
06.04.2007 года Дело № А19-16713/05-19 -7
Арбитражный суд Иркутской области
в составе: председательствующего С.В. Никоноровой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания С.В. Никоноровой
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения «Прибайкальский национальный парк» Прокурора Иркутской области
к Администрации Иркутского муниципального образования
третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области,
Администрация Большереченского муниципального образования;
Администрация Листвянского муниципального образования
о признании недействительным Постановления Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 16.12.1991 № 16-П-139 «О передаче земель в ведение сельских поселковых Советов Народных депутатов» в части изъятия земель Прибайкальского национального парка
при участии в заседании:
от истца- предст. ФИО1 ( дов. от 10.01.2006 г.), ФИО2 (дов. от 06.02.2007 г.)
прокурор- Бурыкина Л.Е.
от ответчика- предст. ФИО3 ( дов. от 22.03.2007 г.);
Третьи лица :
Администрация Листвянского муниципального образования- предст. ФИО4 ( дов. от 13.04.2006г.).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области- не явились
Администрация Большереченского муниципального образования- не явились
установил:
Государственное учреждение «Прибайкальский национальный парк» обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным Постановления Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 16.12.1991 № 16-П-139 «О передаче земель в ведение сельских поселковых Советов Народных депутатов» в части изъятия земель Прибайкальского национального парка.
В судебном заседании, в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 05.04.2007г. по 06.04.2007г.
Заявитель в судебном заседании требования поддержал, в обоснование требований указал, что оспариваемое Постановление не соответствует статье 24 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 г., статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. и нарушает права и законные интересы Российской Федерации в лице Государственного учреждения «Прибайкальский национальный парк».
Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал , полагая, что заявителем не доказано то обстоятельство, что оспариваемым Постановлением нарушены права Государственного учреждения «Прибайкальский национальный парк», поскольку до настоящего времени не определены границы Прибайкальского национального парка. Кроме того, ответчик заявил о пропуске истцом трехмесячного срока на подачу данного заявления, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Прокурор в судебном заседании, считая требования обоснованными, просил заявленные требования удовлетворить.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области в судебное заседание не явилось, в ранее представленном отзыве на иск пояснило, что оспариваемое Постановление не соответствует законодательству и нарушает права Российской Федерации, в связи с чем просило иск удовлетворить.
Третье лицо администрация Большереченского МО в судебное заседание также не явилось.
Третье лицо Листвянское муниципальное образование в ранее представленном отзыве на заявленные требования просило в удовлетворении требований отказать.
Основные доводы Государственного учреждения «Прибайкальский национальный парк» сводятся к следующему:
Прибайкальский государственный природный национальный парк, правопреемником которого является Государственное учреждение «Прибайкальский национальный парк» , создан Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 г. № 71 на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал» Ольхонского и Голоустинского лесхозов Министерства лесного хозяйства РСФСР с предоставлением в пользование 170 тысяч гектаров земель в границах лесоохотничьих хозяйств, 136 тысяч гектаров земель государственного лесного фонда, и с включением в состав Прибайкальского государственного природного Национального парка 112 тысяч гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагрпрома РСФСР.
Границы и площади земельных участков заповедника отбиты и уточнены лесоустройством 1990 - 1992 годов, согласно которым в Иркутском районе территория Прибайкальского национального парка составляла 133 644 гектара.
Решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 19.12.1990 № 551 «О схеме генерального плана организации Прибайкальского государственного природного национального парка» согласована схема Прибайкальского государственного природного национального парка.
Как видно из справки главного землеустроителя Иркутского райисполкома, выданной Прибайкальскому государственному природному Национальному парку, по состоянию на 01.11.1990 г. площадь гослесфонда по данным земельного баланса в пределах Иркутского административного района составляла 133 644 гектара.
Постановлением Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 16.12.1991 № 16-П-139 «О передаче земель в ведение сельских поселковых Советов Народных депутатов» изъяты земли у леспромхозов, совхозов, из государственного лесного фонда и передано в ведение сельских, поселковых Советов народных депутатов во соответствии с приложением № 1.
Так, согласно Экспликации земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых Советов народных депутатов (приложение № 1 к постановлению президиума Иркутского районного Совета народных депутатов № 16п-139 от 16.12.1991 г.), а также согласно проектов передачи земель в ведение Большереченского и Листвянского сельских Советов, и подготовительных материалов, имеющихся в деле о передаче земель в ведение Большереченского и Листвянского сельских Советов, копии которых предоставлены в материалы арбитражного дела начальником территориального отдела Управления Роснедвижимости по Иркутскому району, следует, что у Прибайкальского национального парка изъято и передано Большереченскому и Листвянскому сельским Советам 333 и 292 гектаров земель соответственно.
Считая данное постановление не соответствующим закону и нарушающим его права, Государственное учреждение «Прибайкальский национальный парк» обратилось в суд с вышеозначенными требованиями.
Арбитражный суд, рассмотрев представленные материалы дела, выслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства , полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего:
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не соглашаясь с заявленными требованиями, ответчик, в том числе указал на пропуск заявителем срока для обращения с такими требованиями.
Согласно ст. 198 АПК РФ , трехмесячный срок подачи заявления о признании ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными начинает исчисляться со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом, и может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин пропуска.
В данном случае, как следует из текста заявления, Государственное учреждение «Прибайкальский национальный парк» узнало о существовании оспариваемого постановления в ходе судебного разбирательства по делу № А19-31625/04-46 по иску Государственного учреждения «Прибайкальский национальный парк» к Администрации Иркутского муниципального образования о признании недействительными решения Листвянского поселкового Совета народных депутатов № 29 от 09.01.1992 «О закреплении земельного участка под огород», постановления главы администрации поселка Листвянка № 225 от 01.10.1993 «О выдаче свидетельства о праве собственности на землю», постановления главы Иркутского района № 3457 от 26.11.2003 «О присвоении почтового адреса земельному участку и изменении целевого использования земельного участка».
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.04.2005 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Доказательств того, что заявитель о существовании оспариваемого акта узнал ранее срока, им указываемого, ни ответчиком , ни третьими лицами суду не представлено.
Таким образом, процессуальный срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ в данном случае следует исчислять с 28.04.2005 г. – с даты принятия решения по делу № А19-31625/04-46.
Заявление о признании недействительным Постановления Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 16.12.1991 № 16-П-139 «О передаче земель в ведение сельских поселковых Советов Народных депутатов» в части изъятия земель Прибайкальского национального парка подано в арбитражный суд 23.06.2005 г., то есть в пределах срока , установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доводы ответчика о пропуске заявителем срока для обращения с настоящими требованиями суд полагает несостоятельными.
В соответствии с Положением о государственных заповедниках РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.06.1962 № 769, территория государственных заповедников составляет государственный заповедный фонд РСФСР. Леса заповедников относятся к лесам первой группы.
Как следует из части 1 статьи 90 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, к землям природно-заповедного фонда относятся земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.
В материалах дела имеется копия свидетельства от 23.05.2001 г. о государственной регистрации права государственной собственности Российской Федерации на лесной фонд, находящийся в границах Прибайкальского государственного национального парка площадью 305297 га., в том числе в Иркутском районе (территория лесничеств Береговского, Прибайкальского, Большереченского, Листвянского, Половинского, Маритуйского, Байкальского – площадью 133644 га.)
Право государственной собственности Российской Федерации на лесной фонд зарегистрировано на основании лесоустройства.
Постановлением Совета министров РСФСР от 13.02.1986г. № 71 был создан Прибайкальский национальный парк , правопреемником которого является государственное учреждение «Прибайкальский национальный парк».
Площадь земельного участка, согласно утвержденной решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 19.12.1990г. № 551 «О схеме генерального плана организации Прибайкальского государственного природного национального парка» схемы, материалам лесоустройства 1990-1992г., справки главного землеустроителя иркутского райисполкома по состоянию на 01.11 1990г. составляла 133 633 гектара.
Таким образом, Иркутский районный Совет народных депутатов не вправе был распоряжаться землями Прибайкальского национального парка.
Доводы ответчика и третьих лиц о том, что заявитель не доказал факта нарушения его прав оспариваемым постановлением, поскольку не определены границы земель Прибайкальского национального парка опровергается материалами дела, в частности, самим Постановлением, приложением № 1, из которого следует, что 333 и 292 гектаров земель изъято именно у Прибайкальского национального парка, а не у иных лиц.
Согласно статье 24 Земельного кодекса РСФСР 1991 года изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий не допускается. Перечень участков таких земель устанавливался краевыми, областными, автономных областей , автономных округов Советами народных депутатов.
Относительно рассматриваемой ситуации , перечень участков земель природно-заповедного фонда , установленный Иркутским областным Советом депутатов применительно требованиям ст. 24 Земельного кодекса РСФСР отсутствовал.
Вместе с тем, природно -заповедный характер земель , не подлежащих изъятию, однако изъятых оспариваемым постановлением подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так, согласно составленных в более поздний период кадастровых планов земельных участков ( кадастровые номера 38 : 06:0 :0304 , 38 : 06:0 :0305) земельные участки , изъятые оспариваемым постановлением , вошли в земельные участки , расположенные в границах участка «Прибайкальский национальный парк»,
Листвянское лесничество, Большереченское лесничество, район р.п. Большая речка, р.п. Листвянка, а данные участки площадью 40 114 га и 30 992 га соответственно относятся к землям особо охраняемых территорий.
Законом РСФСР от 01.07.1970 г. утвержден Земельный кодекс РСФСР , действовавший на момент создания «Прибайкальского национального парка», статья 4 которого содержала перечень земель единого государственного земельного фонда , где п. 4 установлено , что земли государственного лесного фонда входят в состав единого государственного земельного фонда.
Имеющееся в материалах дела копия свидетельства от 23.05.2001 г. подтверждает наличие государственной регистрации права государственной собственности Российской Федерации на лесной фонд, находящийся в границах Прибайкальского государственного национального парка площадью 305297 га., в том числе в Иркутском районе (территория лесничеств Береговского, Прибайкальского, Большереченского, Листвянского, Половинского, Маритуйского, Байкальского – площадью 133644 га.)
В силу частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ в предмет доказывания по данному делу об оспаривании указанного акта государственного органа входит соответствие акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на его издание, а также наличие нарушений им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, лежит на органе, принявшем акт.
Вместе с тем, ответчиком ( в силу части 5 статьи 200 АПК РФ) не доказан факт правомерности изъятия земель Прибайкальского национального парка и, соответственно, то обстоятельство, что оспариваемое постановление соответствовало действующему законодательству.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд считает, что Постановление Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 16.12.1991 № 16-П-139 «О передаче земель в ведение сельских поселковых Советов Народных депутатов» в части изъятия земель Прибайкальского национального парка не соответствует статьям 24, 90 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права Российской Федерации в лице Государственного учреждения «Прибайкальский национальный парк», в связи с чем указанное постановление следует признать недействительным.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Постановление Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 16.12.1991 № 16-П-139 «О передаче земель в ведение сельских поселковых Советов Народных депутатов» в части изъятия земель Прибайкальского национального парка признать недействительным как несоответствующее статьям 24, 90 Земельного кодекса РСФСР, статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации .
Решение может быть обжаловано в четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья С. В. Никонорова