ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-16748/12 от 07.05.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  А19-16748/2012

08.05.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  07.05.2013   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   08.05.2013       года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Красько Б.В.,

при ведении протокола  судебного заседания помощником судьи Жериховой М.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Илим Тимбер Индастри" (ОГРН:  <***>, адрес: 199178, <...>, пом. 4Н, лит. А1)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН: <***>, адрес: 107078, <...>)

об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового  учета

с участием третьих лиц:

территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН <***>, адрес:664025, <...>);

Открытое акционерное общество «Группа «Илим» (ОГРН <***>, место нахождения: 191025, <...>);

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1  представитель по доверенности от 30.07.2012;

от заинтересованного лица - ФИО2  – представитель по доверенности от 28.01.2013,

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области – не явились,

от ОАО «Группа «Илим» - ФИО3 – представитель по доверенности от 03.08.2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Илим Тимбер Индастри" (далее – заявитель; общество; ООО «Илим Тимбер») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области (далее – заинтересованное лицо; орган, принявший оспариваемое решение; орган кадастрового учета) от 25 июля 2012 года №3800/608/12-54956 об отказе в осуществлении кадастрового учета.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены уполномоченный представитель собственника спорного земельного участка - территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области и арендатор спорного земельного участка - Открытое акционерное общество «Группа «Илим».

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, указал, что на восьми из двадцати двух земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131, в осуществлении кадастрового учета которых отказано оспариваемым решением, расположены здания  и сооружения, принадлежащие на праве собственности заявителю. По мнению заявителя, оспариваемый отказ препятствует ему в приватизации фактически используемых земельных участков согласно пункту 1 стати 37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Заявитель в обоснование заявленных требований ссылается на то, что регистрирующим органом в оспариваемом решении не указано в связи с чем образуемые земельные участки не соответствуют требованиям действующего законодательства, полагает, что для разделения земельного участка достаточно заявления правообладателя земельного участка.

Заявителем заявлено ходатайство о привлечении в качестве соистца Открытое акционерное общество «Группа «Илим».

Протокольным определением судебного заседания 01.04.2013-08.04.2013 в удовлетворении ходатайства отказано, поскольку статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено привлечение к участию в деле в качестве соистца по ходатайству иного лица, участвующего в деле.

Открытое акционерное общество «Группа «Илим» с ходатайством о вступлении в дело в качестве соистца не обращалось.

Представитель органа, принявшего оспариваемое решение в судебном заседании требование оспорил, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, в обоснование правомерности отказа в кадастровом учете сослался на статью 11.3 ЗК РФ, указав, что в отсутствие решения собственника земельного участка (его уполномоченного представителя)  о разделении земельного участка, находящегося в государственной собственности осуществление кадастрового учета

Открытое акционерное общество «Группа «Илим» поддержало доводы заявителя, указало, что является арендатором всего земельного участка  с кадастровым номером 38:34:016001:131, соответственно, уплачивает арендную плату, однако фактически использует только часть этого земельного участка, остальная часть земельного участка занята объектами недвижимости, принадлежащими иным лицам.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области поддержало доводы органа кадастрового учета, в удовлетворении требований просило отказать.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в нем доказательствам.

Как следует из имеющихся в материалах дела свидетельств о государственной регистрации права от 18.11.2009 серии 38 АГ № 963605, от 18.11.2009 38 АГ № 963604,  от 30.11.3009 38 АГ № 964147,от 25.11.2009 38 АГ № 964029, от 25.11.2009 38 АГ № 963764, от 25.11.2009 38 АГ № 963978, от 25.11.2009 38 АГ № 963840, от 25.11.2009 38 АГ № 963967, от 27.11.2009 38 АГ № 964130, от 29.10.2009 38 АГ № 961767, от 28.10.2009 38 АГ № 961790, от 27.112009 38 АГ № 963793, от 27.11.2009 38 АГ № 964131, от 28.10.2009 38 АГ №961788, от 28.10.2009 38 АГ №961793, от 29.10.2009 38 АГ № 961765, от 29.10.2009 38 АГ № 961768, от 03.11.2009 38 АГ № 962170, от 29.10.2009 38 АГ № 962203, от 29.10.2009 38 АГ № 962205, от 27.11.2009 38 АГ № 964129, от 27.11.2009 38 АГ №964052, от 28.10.2009 38 АГ № 961791, от 29.10.2009 38 АГ № 961764, от 28.10.2009 серии 38 АГ 961789, от 28.10.2009 38 АГ № 961792, от 29.10.2009 38 АГ № 962202, от 03.11.2009 38 АГ № 962171, от 03.11.2009 38 АГ № 962168, от 03.2009 38 АГ 962169, от 29.10.2009 38 АГ 962204, от 29.10.2009 38 АГ 961766, 18.11.2009 38 АГ 963603, заявитель является собственником объектов недвижимости – нежилых зданий и сооружений, указанных в Перечне передаваемого недвижимого имущества – приложения № 1 к договору купли-продажи недвижимого имущества от 18.03.2009 № 01-КП/09, заключенному между ЗАО «ЕвроЛизинг» (продавец) и обществом (покупатель).

Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке, относящемся к категории земель поселений, имеющем кадастровый номер 38:34:016001:001, адресные ориентиры: г. Братск, в юго-восточной части жилого района Центральный, предоставленном в субаренду ЗАО «ЕвроЛизинг» по договору № 028-463-08 от 18.07.2008, заключенного между ЗАО «ЕвроЛизинг»  и ОАО «Группа Илим» (пункт 1.2. договора купли-продажи недвижимого имущества от 18.03.2009 № 01-КП/09).

В соответствии с имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права от 24.03.2006 земельный участок площадью 12174281,00 кв.м. с кадастровым номером 38:34:016001:001 принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

Согласно имеющегося в материалах дела договора аренды земельного участка от 08.04.2002 № 1673, Администрация г. Братска (арендодатель)  сдает, а открытое акционерное общество Лесопромышленная холдинговая компания «Братский лесопромышленный комплекс» принимает в пользование земельный участок, имеющий кадастровый номер 38:34:016001:0001, площадью 1217,4281 га, расположенный по адресу: г. Братск, в юго-восточной части жилого района Центральный.

Соглашением от 24.03.2006 № 284 права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 08.04.2002 № 1673 переданы Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.

Соглашением от 29.06.2007 о замене сторона в договоре № 1673от 08.04.2002, права и обязанности арендодателя по договору переданы Открытому акционерному обществу «Группа «Илим».

Распоряжением  территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 04.03.2011 № 11-з, земельный участок  из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:34:016001:001 площадью 12174281,00 кв.м. разделен на двадцать один земельный участок, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 38:34:016:001:131, расположенный по почтовому адресу ориентира: Иркутская область, г. Братск, П30 11 00 00 из земель населенных пунктов, площадью 73 898 кв.м.

По результатам раздела земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:001 и образования новых земельных участков, между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (арендодатель) и ОАО «Группа «Илим» (арендатор) заключены дополнительные соглашения от 21. 07.2011 и от 22.07.2011  в соответствии с которыми  в связи с отсутствием объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности ОАО «Группа «Илим» , арендатор возвратил арендодателю 14 земельных участков из 21 образованного  в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:001, при этом,   земельный участок с кадастровым номером 38:34:016:001:131, расположенный по почтовому адресу ориентира: Иркутская область, г. Братск, П30 11 00 00 из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для размещения объектов деревообрабатывающего и вспомогательного производства, площадью 73 898 кв.м. в числе оставшихся 13 земельных участков переданы в аренду ОАО «Группа «Илим».

Судом установлено, что договор аренды, соглашения и дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в установленном законом порядке.

Далее,  30.06.2012 ООО «Илим Тимбер» обратился в регистрирующий орган в заявлением, которым просил поставить на кадастровый учет следующие земельные участки, расположенные по адресу: Иркутская область, г. Братск, П 30 13 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 14 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 17 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 18 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 19 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 20 00 00;  Иркутская область, г. Братск, П 30 21 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 22 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 23 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 24 00 00;  Иркутская область, г. Братск, П 30 25 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 26 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 27 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 28 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 29 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 30 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 31 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 32 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 33 00 00; Иркутская область, г. Братск, П 30 34 00 00; всего 22 земельных участка, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131, расположенного по адресу: Иркутска область, г. Братск, П 30 11 00 00, находящегося в государственной собственности.

К заявлению прилагались доверенность на представителя и межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двадцати двух земельных участков.

Решением регистрирующего органа от 23.07.2012 № 3800/608/12-54956 заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с несоответствием межевого плана  требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - отсутствует решение исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об образовании земельных участков.

Полагая, что отказ в осуществлении кадастрового учета не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные в дело доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания (судебного исследования) по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие, и наличие нарушений ими прав, а также законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта, возлагается на орган, принявший акт.

Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия), возлагается на орган, принявший данный акт (часть 5 статьи 200 Кодекса).

В соответствии с пунктом 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 13, 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

При этом покупатель здания, строения, сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость, приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

В силу закона, право пользования земельным участком занятым строением (сооружением), возникает у покупателя такого строения (сооружения) с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость.

Как следует из договора купли-продажи недвижимого имущества от 18.03.2009 № 01-КП/09 земельный участок под объектами недвижимости принадлежал  ЗАО «ЕвроЛизинг» на праве субаренды по договору от 18.07.2008№ 028-463-08, заключенного между ЗАО «ЕвроЛизинг»  и ОАО «Группа Илим».

Определением арбитражного суда от 07.11.2012 по делу заявителю было предложено представить указанный договор в качестве доказательства принадлежности продавцу объектов недвижимости земельного участка на праве субаренды.

Указанный документ суду не представлен, более того, в дополнительных пояснениях заявитель указал на отсутствие у него данного документа, поскольку «…интересующим суд документом ООО «Илим Тимбер»  никогда не располагал…».

В соответствии с частями 1-2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

С учетом изложенного довод заявителя о наличии у него права субаренды на земельные участки, расположенные под принадлежащими ему объектами недвижимости не подтвержден материалами дела.

 Вместе с тем, частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что  граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 38:34:016001:131 объектов недвижимости, принадлежащих заявителю подтвержден имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права на объекты недвижимости, справками об адресной регистрации объектов недвижимости  от 01.01.2011 №№ 1314-1321.

В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с пунктом 6 действующего в настоящее время Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" заявитель должен предоставить кадастровый паспорт земельного участка либо кадастровую выписку о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

Как следует из пояснений заявителя, им изготовлены межевые планы на земельные участки и подано заявление о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости – земельных участков с целью определения фактической площади земельных участков, занимаемых принадлежащими заявителю объектами недвижимости – зданиями и сооружениями, в целях последующего оформления прав на указанные земельные участки.

В пункте 2 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 установлено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня (в том числе кадастровый паспорт участка) не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе представить их вместе с соответствующим заявлением.

Однако, наличие положения о невозможности истребования у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок кадастрового паспорта не свидетельствует о запрете на представление указанным заявителем кадастрового паспорта, изготовленного по его инициативе.

Согласно части 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации  объектом гражданских правоотношений могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусматривает, в частности, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 22, части 12 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к подготовке которого установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер и предусматривает обращение заинтересованного лица в уполномоченные органы с предоставлением документов, необходимых для кадастрового учета.

В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Из изложенных норм следует, что в результате кадастрового учета по заявлению правообладателя фиксируются уникальные характеристики объектов недвижимости, в данном случае, земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединений, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:

1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;

2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;

3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;

5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ в решении о разделе земельного участка  должен быть указан кадастровый номер образуемого земельного участка. В соответствии с частью 1 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 17 Закона о кадастре кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета по завершению их кадастрового учета, т.е. в рассматриваемом случае - по завершению кадастрового учета образуемого земельного участка, в котором оспариваемым решением заявителю отказано.

Таким образом, из системного толкования названных норм права  следует, что принятию решения об образовании земельного участка должны предшествовать осуществление кадастрового учета образуемого земельного участка и выдача кадастрового паспорта образуемого земельного участка. После чего, заявитель в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса РФ, имеет возможность представить  кадастровый паспорт вместе с заявлением в исполнительный орган государственной власти для принятия решения об образовании земельного участка. Следовательно,  принятие уполномоченным органом решений об образовании земельных участков осуществляется в отношении уже прошедшего кадастровый учет земельного участка, обладающего признаками индивидуально определенной вещи.

Как следует из оспариваемого решения органа кадастрового учета основанием  для отказа в осуществлении кадастрового учета  указано на отсутствие в составе приложения межевого плана  решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления  об образовании земельных участков.

В силу части 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"  земельный участок может быть поставлен на кадастровый учет любым заинтересованным лицом.

По смыслу статей 21-22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей на дату обращения общества с заявлением – 30.06.2012 проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер и предусматривает обращение заинтересованного лица в уполномоченные органы с предоставлением документов, необходимых для кадастрового учета.

Перечень необходимых для кадастрового учета документов  предусмотрен статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при этом решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления  об образовании земельных участков данным перечнем не предусмотрены.

Приказ Минэкономразвития от 24.11.2008 № 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" также не предусматривает в составе приложения к межевому плану решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления  об образовании земельных участков.

Часть 1 статьи 25 Закона о кадастре предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона о кадастре.

В силу части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

В пункте 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, определено, что "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него

 При наличии государственной регистрации права собственности на ранее существовавший участок, с учетом положений пункта 2 статьи 11.2 ЗК РФ и статьи 22.2 Закона о государственной регистрации, право собственности на вновь образуемые земельные участки подлежит государственной регистрации, а участки, из которых образованы новые участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности на вновь образуемые участки.

Пунктом 9 статьи 4 Закона N 221-ФЗ установлено, что сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

Согласно части 5 статьи 24 Закона «О государственном кадастре недвижимости» в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

С учетом изложенного, суд не усматривает нарушения прав собственника земельного участка, в связи с постановкой на кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131.

Вместе с тем, решением органа кадастрового учета от 25 июля 2012 года №3800/608/12-54956 отказано в осуществлении кадастрового учета 22 земельных участков, при этом, материалами дела подтверждено и судом установлено, что объекты недвижимости, принадлежащие заявителю расположены только на восьми земельных участках - 38:34:016001:131:ЗУ1; 38:34:016001:131:ЗУ2; 38:34:016001:131:ЗУ3; 38:34:016001:131:ЗУ4; 38:34:016001:131:ЗУ5; 38:34:016001:131:ЗУ6; 38:34:016001:131:ЗУ7; 38:34:016001:131:ЗУ8 (обозначение земельных участков приведено в соответствии со сведениями  об образуемых земельных участков, содержащихся в межевом плане).

Из части 4 статьи 200, части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждено нарушение прав заявителя в части образуемых земельных участков, расположенных под принадлежащими ему объектами недвижимости, в части остальных  земельных участков доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя суду не представлены.

Таким образом, судом установлено предусмотренное законом право заявителя на изготовление по его обращению  уполномоченным государственным органом кадастрового учета земельных участков; необходимость кадастрового учета для оформления в установленном законом порядке прав заявителя на земельные участки; отсутствие в действующем законодательстве требования о предоставлении документа, непредставление которого заявителем послужило основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета земельных участков, в связи  чем суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения  действующему законодательству, которое повлекло  нарушение прав и законных интересов заявителя в части образуемых земельных участков, расположенных под принадлежащими заявителю объектами недвижимости.

В данном случае, суд полагает необходимым указать, что обстоятельства создания земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131, в том числе определение площади, местоположения создаваемых земельных участков, правоотношения по принятию уполномоченным органом собственника решения о создании земельных участков, не являются предметом рассмотрения по данному делу. В данном случае, суд оценивает правомерность основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, указанных в оспариваемом решении органа кадастрового учета.

С учетом изложенного, оспариваемое решение органа кадастрового учета подлежит признанию незаконным в части отказа в осуществлении кадастрового учета образуемых земельных участков с номерами 38:34:016001:131:ЗУ1; 38:34:016001:131:ЗУ2; 38:34:016001:131:ЗУ3; 38:34:016001:131:ЗУ4; 38:34:016001:131:ЗУ5; 38:34:016001:131:ЗУ6; 38:34:016001:131:ЗУ7; 38:34:016001:131:ЗУ8.

В остальной части требование заявителя удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 4 указанной статьи в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судебные расходы в виде уплаченной заявителем при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 200 руб. по платежному поручению от 10.08.2012 № 4592 подлежат взысканию в пользу заявителя с органа кадастрового учета.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                            решил:

заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области от 25 июля 2012 года №3800/608/12-54956 об отказе в осуществлении кадастрового учета в части земельных участков 38:34:016001:131:ЗУ1; 38:34:016001:131:ЗУ2; 38:34:016001:131:ЗУ3; 38:34:016001:131:ЗУ4; 38:34:016001:131:ЗУ5; 38:34:016001:131:ЗУ6; 38:34:016001:131:ЗУ7; 38:34:016001:131:ЗУ8 (обозначение земельных участков приведено в соответствии со сведениями  об образуемых земельных участков, содержащихся в межевом плане),  как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В удовлетворении требования о признания незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области от 25 июля 2012 года №3800/608/12-54956 об отказе в осуществлении кадастрового учета в части остальных образуемых земельных участков – отказать.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН: <***>, адрес: 107078, <...>)  в пользу общества с ограниченной ответственностью "Илим Тимбер Индастри" (ОГРН:  <***>, адрес: 199178, <...>, пом. 4Н, лит. А1) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                       Б.В. Красько