ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-16776/13 от 27.10.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-16776/2013

05.11.2014г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27.10.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05.11.2014 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дмитриенко Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паженцевым О.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 672000, Забайкальский край, Чита г., Чайковского ул., 28)

к Восточно-Сибирскому управлению Министерства культуры Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 664003, Иркутская обл., Иркутск г., ФИО1 ул., 1)

о признании недействительным предписания от 21.10.2013г. № 01-24/38 об устранении нарушений, выявленных в результате проведения внеплановой документарной проверки,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, уведомлены надлежаще;

от заинтересованного лица – ФИО2 (представитель по доверенности, паспорт),

установил:

Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» (далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Восточно-Сибирского управления Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2013г. № 01-24/38 об устранении нарушений, выявленных в результате проведения внеплановой документарной проверки.

Определением от 08.09.2014г. в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Восточно-Сибирского управления Министерства культуры Российской Федерации на правопреемника - Управление Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление, заинтересованное лицо).

Заявитель о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Представитель заинтересованного лица считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, просил в удовлетворении требований заявителя отказать.

В судебном заседании 20.10.2014г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 27.10.2014г. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети «Интернет».

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии того же представителя Управления, поддержавшего ранее приведенные доводы и возражения.

Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителя заинтересованного лица, суд установил следующее.

На основании распоряжения руководителя Восточно-Сибирского управления Министерства культуры Российской Федерации от 26.08.2013г. № 60-о/д должностными лицами органа государственного контроля (надзора) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» обязательных требований законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и выполнения требований предписания от 04.07.2013г. № 01-24/22.

По результатам надзорных мероприятий Управлением выявлено нарушение Комитетом требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия федерального значения «Дом Пономарева, 1910г.», <...>, в части помещений объекта культурного наследия федерального значения, собственником которых он является, а именно: в нарушение требований пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на момент проверки собственником объекта культурного наследия не установлена информационная надпись, не представлен на согласование в госорган проект информационной надписи; в нарушение требований пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на момент проверки собственником объекта культурного наследия не выполнены мероприятия по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с условиями охранных обязательств, выданных госоргану. Кроме того, органом государственного контроля (надзора) выявлен факт невыполнения Комитетом в установленный срок требований законного предписания Восточно-Сибирского управления Министерства культуры Российской Федерации от 04.07.2013г. № 01-24/22.

Обнаружение вышеуказанных нарушений послужило основанием для выдачи Комитету по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» предписания Восточно-Сибирского управления Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2013г. № 01-24/38, которым указано на необходимость в срок до 15.04.2014г. согласовать в установленном порядке задание на разработку проекта информационной надписи и задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, разработать проект информационной надписи, выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия.

Полагая, что данное предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Комитета в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с рассматриваемым требованием.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При отсутствии хотя бы одного из данных условий в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

На основании статьи 10 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011г. № 590,

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям, по обеспечению эффективного использования субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями средств государственной поддержки, предусмотренных на этнокультурное развитие народов Российской Федерации, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, является Минкультуры России.

Полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия определены в статье 9 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В частности, к числу указанных полномочий законодателем отнесены: осуществление государственного контроля за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (подпункт 11 статьи 9); осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (подпункт 11.1 статьи 9); согласование охранных обязательств собственника объекта культурного наследия федерального значения и пользователя указанным объектом (подпункт 26 статьи 9).

По состоянию на дату выдачи оспариваемого предписания Восточно-Сибирское управление Министерства культуры Российской Федерации действовало на основании Положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.11.2011г. № 1059.

Как установлено пунктом 5.1.2 указанного Положения, Территориальный орган Министерства культуры Российской Федерации на соответствующей территории деятельности осуществляет государственный контроль и надзор за выполнением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия федерального значения, охранных обязательств собственников объектов культурного наследия федерального значения и пользователей указанных охранных обязательств.

Пунктом 6.5 Положения установлено, что в целях реализации полномочий Территориальный орган в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяет в установленной сфере деятельности меры, направленные на ликвидацию нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в данной сфере или ликвидацию последствий таких нарушений.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 14 Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009г. № 1204, в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, должностные лица контрольных органов, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание собственнику объекта культурного наследия или пользователю объектом культурного наследия об устранении выявленных нарушений с указанием вида нарушения, ссылки на нормативный правовой акт, а также с указанием нарушения требований охранных обязательств собственников объектов культурного наследия или пользователей этими объектами и срока устранения выявленных нарушений.

Таким образом, предписание от 21.10.2013г. № 01-24/38 об устранении нарушений, выявленных в результате проведения внеплановой документарной проверки, выдано Восточно-Сибирским управлением Министерства культуры Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995г. № 176 спорный объект - «Дом Пономарева, 1910г.», расположенный по адресу: <...>, является объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения, состоящим на государственной охране.

Указанное здание представляет собой многоквартирный дом, собственниками общего имущества которого, в том числе, общих помещений дома, несущих конструкций, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в силу статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации являются собственники квартир.

Согласно положениям статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники обязаны нести расходы по содержанию и сохранению общего имущества.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем объекта культурного наследия.

На основании статей 48, 55, 56 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования устанавливаются охранным обязательством.

Охранное обязательство является самостоятельной гражданско-правовой сделкой, стороны которой в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации должны исполнять предусмотренные этой сделкой условия.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, муниципальное образование городской округ «Город Чита» является собственником жилых помещений в здании «Дом Пономарева, 1910г.», расположенном по адресу: <...>, и отнесенном к числу объектов культурного наследия.

Таким образом, реализуя полномочия по сохранению объектов культурного наследия, возложенные Федеральным законом от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на собственников (пользователей) таких объектов, указанное муниципальное образование как собственник объекта культурного наследия в лице своих уполномоченных органов обязано заключить охранное обязательство в отношении данного объекта.

В этой связи, 23.06.2011г. Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», как уполномоченным представителем муниципального образования городского округа «Город Чита», и Министерством культуры Забайкальского края заключены охранные обязательства № 79-11, № 80-11, № 81-11, № 82-11, № 83-11 по недвижимому памятнику истории и культуры «Дом жилой архитектора Пономарева Ф.Е.», расположенному по адресу: <...>, в отношение квартир № 3, 4, 7, 8, 9. Охранные обязательства согласованы с Восточно-Сибирским территориальным управлением Росохранкультуры.

Полагая указанные охранные обязательства недействительными, Комитет обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с соответствующим иском к Министерству культуры Забайкальского края.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13.02.2014г. по делу № А78?10207/2013, оставленным без изменения Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014г. и Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.10.2014г. по тому же делу, в иске Комитета отказано.

Оценив при рассмотрении указанного спора доводы истца о совершении оспариваемых сделок с превышением полномочий, суды пришли к выводу о том, что Комитет (орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия муниципального образования) действовал в пределах установленных полномочий при заключении охранных обязательств.

В соответствии с пунктом 11 охранных обязательств от 23.06.2011г. № 79-11, от 23.06.2011г. № 80-11, от 23.06.2011г. № 81-11, от 23.06.2011г. № 82-11, от 23.06.2011г. № 83?11 Комитет обязуется производить все ремонтно-реставрационные и другие работы по объекту культурного наследия и его территории за свой счет и своими материалами по предварительному разрешению Министерства культуры Забайкальского края, обеспечивать все указанные работы научно-проектной и технической документацией, согласовывать все планируемые работы с Министерством культуры Забайкальского края и подтверждать обоснованием (дефектные акты, инженерное обследование, сметная документация, обмеры, научно-проектная и техническая документация).

В актах технического состояния объекта культурного наследия и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 28.04.2011г. № 30-11 (приложение 1 к охранному обязательству от 23.06.2011г. № 79-11), от 28.04.2011г. № 31-11 (приложение 1 к охранному обязательству от 23.06.2011г. № 80-11), от 28.04.2011г. № 32-11 (приложение 1 к охранному обязательству от 23.06.2011г. № 81-11), от 27.05.2011г. № 43-11 (приложение 1 к охранному обязательству от 23.06.2011г. № 82-11), от 14.06.2011г. № 42-11 (приложение 1 к охранному обязательству от 23.06.2011г. № 83-11) зафиксировано следующее: квартире № 3 имеется деформации полов, проседание печи, обрушение дымоходов печи, деформация потолка, трещины штукатурки, неудовлетворительное состояние оконных заполнений; в квартире № 4 - уклон и проседание пола, проседание печи, деформация подшивки потолка, трещины штукатурки; в квартире № 7 - деформация пола, гниение венцов под окнами, ветхое состояние оконных заполнений; в квартире № 8 - деформация пола, локальное отслоение штукатурки, гниение венцов под окнами; в квартире № 9 - потолок протекает, трещины в штукатурке.

Разделами II «План ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры» актов технического состояния объекта культурного наследия и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 28.04.2011г. № 30-11 (приложение 1 к охранному обязательству от 23.06.2011г. № 79-11), от 28.04.2011г. № 31-11 (приложение 1 к охранному обязательству от 23.06.2011г. № 80-11), от 28.04.2011г. № 32-11 (приложение 1 к охранному обязательству от 23.06.2011г. № 81-11), от 27.05.2011г. № 43-11 (приложение 1 к охранному обязательству от 23.06.2011г. № 82-11), от 14.06.2011г. № 42-11 (приложение 1 к охранному обязательству от 23.06.2011г. № 83-11) предусмотрено, что в целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования собственник обязан произвести следующие работы: по квартире № 3 - до 30.12.2012г. инженерное обследование состояния прируба (фундамент, полы, стены, кровля), проектно-сметная документация на проведение работ по сохранению объекта по результатам обследования, до 30.11.2012г. - разработка проекта информационной надписи, до 30.04.2013г. - смета на ремонт помещений, до 30.12.2014г. - проектно-сметная документация на реставрацию исторического ограждения; по квартире № 4 - до 30.12.2012г. - инженерное обследование состояния пониженного объема (фундамент, полы, стены, кровля), проектно-сметная документация на проведение работ по сохранению объекта по результатам обследования, до 30.11.2012г. - разработка проекта информационной надписи, до 30.04.2013г. - смета на ремонт помещений, до 30.12.2014г. - проектно-сметная документация на реставрацию исторического ограждения; по квартире № 7 - до 30.12.2012г. - инженерное обследование состояния венцов наружной стены, перекрытия, кровли, проектно-сметная документация на проведение работ по сохранению объекта по результатам обследования, до 30.11.2012г. - разработка проекта информационной надписи, до 30.04.2013г. - смета на ремонт помещений, до 30.12.2014г. - проектно-сметная документация на реставрацию исторического ограждения; по квартире № 8 - до 30.12.2012г. - инженерное обследование состояния венцов наружной стены, перекрытия, кровли, окон, проектно-сметная документация на проведение работ по сохранению объекта по результатам обследования, до 30.11.2012г. - разработка проекта информационной надписи, до 30.04.2013г. - смета на ремонт помещений, до 30.12.2014г. - проектно-сметная документация на реставрацию исторического ограждения; по квартире № 9 - до 30.12.2012г. - обследование состояния венцов наружной стены, перекрытия, кровли, проектно-сметная документация на проведение работ по сохранению объекта по результатам обследования, до 30.11.2012г. - разработка проекта информационной надписи, до 30.04.2013г. - смета на ремонт помещений, до 30.12.2014г. - проектно-сметная документация на реставрацию исторического ограждения.

Статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с пунктом 1 которой работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 данной статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Согласно пункту 2 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения осуществляются органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 указанного Федерального закона.

В рассматриваемом случае на основании заявки собственника квартир № 3, 4, 7, 8, 9 здания «Дом Пономарева, 1910г.», расположенного по адресу: <...>, от 06.12.2012г. № 7049 Министерством культуры Забайкальского края подготовлено задание от 25.12.2012г. № 24-12 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации.

Однако в письме от 23.01.2013г. № 126 Комитет выразил несогласие с вышеназванным заданием, указав, что задание не содержит информации о доле расходов и объеме выполнения работ, связанных с содержанием общего имущества в доме. Так, по мнению заявителя, в задании необходимо указать, что Комитет проводит работы, указанные в задании, пропорционально доле в праве общей собственности.

В письмах от 13.02.2013г. № 837, от 29.04.2013г. № 2615 Комитет указал, что заданием определен объем работ в отношении всего объекта недвижимого имущества и не учтено, что городской округ «Город Чита» является правообладателем только пяти квартир общей площадью 109,3 кв.м, что составляет 40,2% имущества. По убеждению Комитета, задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, ввиду определения в нем всего объема работ, должно быть согласовано всеми собственниками имущества, а не только Комитетом.

Оценив задание от 25.12.2012г. № 24-12 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил его соответствие требованиям к форме и содержанию, предусмотренным Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30.07.2012г. № 811 (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2012г. № 25658).

Доводы заявителя о необходимости согласования задания от 25.12.2012г. № 24-12 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации со всеми собственниками помещений спорного объекта подлежат отклонению как не основанные на нормах права.

По смыслу положений статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Административного регламента задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия должно быть согласовано лицом, имеющим намерение получить такое задание, то есть лицом, подавшим заявку на оформление задания (в данном случае - Комитетом).

Обязанность заявителя проводить работы по сохранению объекта культурного наследия в части принадлежащих Комитету квартир № 3, 4, 7, 8, 9 здания «Дом Пономарева, 1910г.», расположенного по адресу: <...>, установлена статьями 45 и 48 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и охранными обязательствами от 23.06.2011г. № 79-11, от 23.06.2011г. № 80-11, от 23.06.2011г. № 81-11, от 23.06.2011г. № 82-11, от 23.06.2011г. № 83?11 в отношении каждой из вышеуказанных квартир. Из материалов дела не следует, что заявителю вменено в обязанность проводить работы по сохранению спорного объекта культурного наследия в целом.

При этом заявителем не опровергнуты доводы заинтересованного лица о том, что квартиры № 3, 4, 7, 8, 9 здания «Дом Пономарева, 1910г.» по адресу: <...>, расположены последовательно, формируя дворовой и боковые фасады дома, в связи с чем ремонтно-реставрационные работы могут быть проведены как внутри квартир, так и по фасадам дома, не затрагивая интересов собственников (пользователей) иных квартир.

В свою очередь, непринятие Комитетом мер для улучшения технического состояния объекта культурного наследия в объеме помещений, собственником которых он является, влечет ухудшение состояния объекта.

В этой связи, установив, что Комитетом не согласовано в установленном порядке задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой архитектора Пономарева Ф.Е.» в части занимаемых помещений, Управление предписанием от 04.07.2013г. № 01-24/22 указало заявителю на необходимость устранения выявленных нарушений в срок до 23.09.2013г.

На основании распоряжения от 26.08.2013г. № 60-о/д должностными лицами органа государственного контроля (надзора) проведена внеплановая документарная проверка, по итогам которой выявлено неисполнение в установленный срок требований законного предписания Управления от 04.07.2013г. № 01-24/22.

Указанное обстоятельство заявителем по существу не оспаривается.

Таким образом, в оспариваемом предписании от 21.10.2013г. № 01-24/38 Управление обоснованно указало Комитету на нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и необходимость согласовать в установленном порядке задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и выполнить соответствующие работы.

Кроме того, оспариваемым ненормативным правовым актом Комитету предписано согласовать в установленном порядке задание на разработку проекта информационной надписи и разработать проект информационной надписи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определен Инструкцией, утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 07.08.2009г. № 142 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.09.2009г. № 14700).

Пунктом 4 указанной Инструкции определено, что в случае, если объект культурного наследия находится в государственной или муниципальной собственности и закреплен в установленном порядке за несколькими органами и (или) лицами, установка на него информационных надписей и обозначений осуществляется органом или лицом, за которым закреплена наибольшая часть такого объекта культурного наследия, если иное не предусмотрено соглашением между пользователями.

Из материалов дела следует, что Комитет является собственником наибольшей части жилых помещений спорного объекта культурного наследия федерального значения, общая площадь принадлежащих заявителю квартир № 3, 4, 7, 8, 9 здания «Дом Пономарева, 1910г.», расположенного по адресу: <...>, составляет 109,3 кв.м (23,2 кв.м +15,3 кв.м +42,6 кв.м +12,1 кв.м +16,1 кв.м).

При таких обстоятельствах установка информационных надписей и обозначений на данном объекте в силу пункта 4 Инструкции, утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 07.08.2009г. № 142, должна производиться Комитетом.

Как указывалось ранее, разработка проекта информационной надписи была предусмотрена Планами ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры актов технического состояния объекта культурного наследия и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории и должна была быть реализована Комитетом в срок до 30.11.2012г.

Вместе с тем, на момент проведения органом государственного контроля (надзора) внеплановой документарной проверки Комитетом не была установлена информационная надпись на спорном объекте культурного наследия, в связи с чем оспариваемым предписанием заявителю обоснованно указано на необходимость устранить нарушение требований пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласовать в установленном порядке задание на разработку проекта информационной надписи и разработать соответствующий проект.

Требования оспариваемого предписания не возлагают на Комитет каких-либо обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.

Более того, из материалов дела следует, что на дату принятия настоящего решения заявителем выполнена часть требований оспариваемого предписания. Однако устранение части выявленных при проверке нарушений не может быть принято судом во внимание и служить основанием для признания оспариваемого предписания недействительным, поскольку факт данных нарушений на момент проведения проверки имел место, подтверждается материалами дела.

Доводы Комитета проверены судом, однако опровергаются материалами дела, являются юридически несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

На основании всего вышеизложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о том, что предписание Восточно-Сибирского управления Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2013г. № 01-24/38 об устранении нарушений, выявленных в результате проведения внеплановой документарной проверки, соответствует требованиям закона, содержит указание на допущенные Комитетом нарушения, описание нарушений и нарушенных норм права, является документом властно-распорядительного характера, содержащим требования, подлежащие обязательному исполнению, при этом не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.В. Дмитриенко