ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-16806/13 от 25.08.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                     Дело  №А19-16806/2014

29.08.2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  25.08.2014 года.

Решение  в полном объеме изготовлено   29.08.2014г. года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П. при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Думы города Ангарска о признании недействительным п. 3 резолютивной части решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 09.09.2013г. № 687 и предписание от 09.09.2013г. № 199,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора,: Муниципальное бюджетное учреждение города Ангарска «Березовая роща», Администрация г. Иркутска.

            при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: представителя по доверенности ФИО1, удостоверение,

от Администрации г.Ангарска: представителя по доверенности ФИО2, паспорт,

 от Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области: представитель не явился,

от Муниципального бюджетного учреждения города Ангарска «Березовая роща» представитель не явился,

установил:

Дума города Ангарска (далее – заявитель, Дума) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – Управление, антимонопольный орган, Иркутское УФАС России) от 09.09.2013г. № 687 в части признания Думы города Ангарска, нарушившей п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с принятием решения Думы города Ангарска от 27.12.2012г. № 21-05гД «О бюджете города Ангарска на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в редакции решений Думы города Ангарска от 12.02.2013г. № 48-07гД, от 03.04.2013г. № 79-10гД, от 07.05.2013г. № 90-11гД, от 25.05.2013г. № 98-12гД, от 09.07.2013г. № 125-15гД), от 21.12.2012г. № 20-04гД «О внесении изменений в решение Думы города Ангарска от 26.12.2011г. № 695-71гД «О бюджете города Ангарска на 2012год» (в редакции решений Думы города Ангарска от 02.02.2012г. № 707-74гД, от 12.03.2012г. № 727-76гД, от 22.05.2012г. № 755-80гД, от 02.07.2012г. № 779-82гД, от 14.09.2012г. № 807-84гД, от 03.12.2012г. № 160-03гД, от 21.12.2012г. № 20-04гД), в части, предусматривающей предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе в 2012, 2013, 2014 и 2015 годах за счет средств бюджета субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ ( оказание услуг), предоставление которых не является функцией муниципалитета и не входит в исключительную компетенцию органов местного самоуправления и (или) подведомственных им учреждениям) по содержанию мест захоронений, для муниципальных нужд, независимо от запросов заявителей отдельному исполнителю, определенной организационно-правовой формы: хозяйствующему субъекту – муниципальному бюджетном учреждению города Ангарска «Березовая роща», без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд, что не соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О размещении заказов по поставке товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ, ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ, приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в связи с созданием преимущественных условий осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы, а именно: муниципального бюджетного учреждения, в связи с обеспечением гарантированным рыком сбыта своих услуг, в то время как хозяйствующие субъекты иных организационно-правовых форм лишены доступа к товарному рынку оказания услуг по содержанию мест захоронения для муниципальных нужд, на которых орган местного самоуправления выступает заказчиком товаров, работ, услуг для нужд муниципального образования в целях решения вопросов местного значения, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов иных организационно-правовых форма, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств при проведении публичных процедур (торгов), в том числе за право заключения муниципального контракта и в случае признания победителями – оказывать соответствующие услуги на соответствующих товарных рынках, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (п.3 резолютивной части оспариваемого решения), как несоответствующее требованиям действующего законодательства,  и предписания от 09.09.2013г. № 199.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное бюджетное учреждение города Ангарска «Березовая роща» (определение от 20.11.2013г.) и  Администрация г. Иркутска (определение от 12.12.2013г.).

В судебном заседании 18.08.2014г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 25.08.2014.

Представитель Заявителя в судебное заседание требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

В обоснование своих требований Заявитель указал, что решением Управления  № 687 от 09.09.2013г. Дума признана нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», » в связи с принятием решения Думы города Ангарска от 27.12.2012г. № 21-05гД «О бюджете города Ангарска на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в редакции решений Думы города Ангарска от 12.02.2013г. № 48-07гД, от 03.04.2013г. № 79-10гД, от 07.05.2013г. № 90-11гД, от 25.05.2013г. № 98-12гД, от 09.07.2013г. № 125-15гД), от 21.12.2012г. № 20-04гД «О внесении изменений в решение Думы города Ангарска от 26.12.2011г. № 695-71гД «О бюджете города Ангарска на 2012год» (в редакции решений Думы города Ангарска от 02.02.2012г. № 707-74гД, от 12.03.2012г. № 727-76гД, от 22.05.2012г. № 755-80гД, от 02.07.2012г. № 779-82гД, от 14.09.2012г. № 807-84гД, от 03.12.2012г. № 160-03гД, от 21.12.2012г. № 20-04гД), в части, предусматривающей предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе в 2012, 2013, 2014 и 2015 годах за счет средств бюджета субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ ( оказание услуг), предоставление которых не является функцией муниципалитета и не входит в исключительную компетенцию органов местного самоуправления и (или) подведомственных им учреждениям) по содержанию мест захоронений, для муниципальных нужд, независимо от запросов заявителей отдельному исполнителю, определенной организационно-правовой формы: хозяйствующему субъекту – муниципальному бюджетном учреждению города Ангарска «Березовая роща», без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд, что не соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О размещении заказов по поставке товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ, ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ, приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в связи с созданием преимущественных условий осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы, а именно: муниципального бюджетного учреждения, в связи с обеспечением гарантированным рыком сбыта своих услуг, в то время как хозяйствующие субъекты иных организационно-правовых форм лишены доступа к товарному рынку оказания услуг по содержанию мест захоронения для муниципальных нужд, на которых орган местного самоуправления выступает заказчиком товаров, работ, услуг для нужд муниципального образования в целях решения вопросов местного значения, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов иных организационно-правовых форма, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств при проведении публичных процедур (торгов), в том числе за право заключения муниципального контракта и в случае признания победителями – оказывать соответствующие услуги на соответствующих товарных рынках, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (п.3 резолютивной части оспариваемого решения).

Антимонопольным органом на основании указанного решения в адрес Думы выдано предписание № 199от  09.09.2013 г. о прекращении в срок до «20» ноября 2013г.выявленного нарушения.

Оспаривая указанные ненормативные правовые акты, Заявитель приводит следующие доводы.

Содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. Законодатель в Законе № 131-ФЗ предусмотрел право органов местного самоуправления создавать в целях решения вопросов местного значения поселений муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальных бюджетных учреждений. В соответствии с Законом №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.  Субсидии по смыслу Закона №83-ФЗ не являются видом финансовой помощи бюджетному учреждению наряду с дотациями, а рассматриваются как инструмент реализации государственного (муниципального) задания. В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять формы и направления расходования средств муниципального бюджета. Согласно ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на финансирование обеспечения выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Заявитель считает необоснованной ссылку Иркутского УФАС России на положения Закона № 94-ФЗ, поскольку бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств, не является муниципальным заказчиком, на него не распространяются нормы и правила Закона № 94-ФЗ.

По мнению Заявителя, в данном случае муниципальная услуга оказывается МБУ города Ангарска «Березовая роща» на основании муниципального задания и, соответственно, подлежит регулированию нормами Бюджетного кодекса РФ, а именно ст. 78.1 Кодекса.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, в отзыве указало, что оспариваемые акты приняты в соответствии с действующим законодательством, не нарушают права и законные интересы Заявителя.

Представитель Администрации г.Ангарска в судебном заседании поддержал позицию Заявителя, ссылаясь на доводы, указанные в отзыве.

Муниципальное бюджетное учреждение города Ангарска «Березовая роща» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, отзыв не представило.

Выслушав представителя Заявителя и администрации, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что Управлением по результатам рассмотрения дела № 279 от «01» июля 2013г., возбужденного по признакам нарушения Думой города Ангарска п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», принято решение № 687 от 09.09.2013 г. пунктом 3 резолютивной части которого Дума признана нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с принятием решения Думы города Ангарска от 27.12.2012г. № 21-05гД «О бюджете города Ангарска на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в редакции решений Думы города Ангарска от 12.02.2013г. № 48-07гД, от 03.04.2013г. № 79-10гД, от 07.05.2013г. № 90-11гД, от 25.05.2013г. № 98-12гД, от 09.07.2013г. № 125-15гД), от 21.12.2012г. № 20-04гД «О внесении изменений в решение Думы города Ангарска от 26.12.2011г. № 695-71гД «О бюджете города Ангарска на 2012год» (в редакции решений Думы города Ангарска от 02.02.2012г. № 707-74гД, от 12.03.2012г. № 727-76гД, от 22.05.2012г. № 755-80гД, от 02.07.2012г. № 779-82гД, от 14.09.2012г. № 807-84гД, от 03.12.2012г. № 160-03гД, от 21.12.2012г. № 20-04гД), в части, предусматривающей предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе в 2012, 2013, 2014 и 2015 годах за счет средств бюджета субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ ( оказание услуг), предоставление которых не является функцией муниципалитета и не входит в исключительную компетенцию органов местного самоуправления и (или) подведомственных им учреждениям) по содержанию мест захоронений, для муниципальных нужд, независимо от запросов заявителей отдельному исполнителю, определенной организационно-правовой формы: хозяйствующему субъекту – муниципальному бюджетном учреждению города Ангарска «Березовая роща», без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд, что не соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О размещении заказов по поставке товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ, ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ, приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в связи с созданием преимущественных условий осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы, а именно: муниципального бюджетного учреждения, в связи с обеспечением гарантированным рыком сбыта своих услуг, в то время как хозяйствующие субъекты иных организационно-правовых форм лишены доступа к товарному рынку оказания услуг по содержанию мест захоронения для муниципальных нужд, на которых орган местного самоуправления выступает заказчиком товаров, работ, услуг для нужд муниципального образования в целях решения вопросов местного значения, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов иных организационно-правовых форма, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств при проведении публичных процедур (торгов), в том числе за право заключения муниципального контракта и в случае признания победителями – оказывать соответствующие услуги на соответствующих товарных рынках, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании указанного решения Думе выдано предписание № 199от  09.09.2013 г. о прекращении в срок до «20» ноября 2013г.выявленного нарушения.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному Банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).

Постановлением главы города Ангарска от 22.10.2009г. № 1486-г создано МАУ города Ангарска «Березовая роща», постановлением администрации города Ангарска от 13.12.2011г. № 2494-г создано МБУ города Ангарска путем изменения типа МАУ города Ангарска «Березовая роща», но при этом сохранены его основные цели, предмет и виды деятельности.

  Заявитель полагает, что Управление ФАС по Иркутской области превысило свои полномочия, ставя под сомнение возможность создания органами местного самоуправления города Ангарска бюджетного учреждения, тогда как данное полномочие прямо предусмотрено ст. 17 Закона № 131-ФЗ.

Однако, незаконность создания МБУ города Ангарска и возложение на него обязанности по осуществлению деятельности, связанной с исполнением услуг для муниципальных нужд за счет получения бюджетных субсидий, без осуществления процедуры размещения муниципального заказа путем проведения торгов в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, установлена арбитражным судом при рассмотрении дела №А19-12230/2013.   

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) в перечень вопросов местного значения, в том числе, включены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, организация благоустройства и озеленения территории поселения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Часть 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В соответствии с положениями п.3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в п.1 ст. 9.2 Закона.

Бюджетное учреждение в целях обеспечения выполнения полномочий органов местного самоуправления оказывает услуги (выполняет работы) физическим, юридическим лицам на основании муниципального здания на выполнение муниципальных услуг.

Согласно п.2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.201г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функции органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Оказываемые МБУ города Ангарска услуги не отвечают признакам муниципальной услуги, которая оказывается по заявлению физического, юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно статьям 1, 3 Федерального закона от 21.05.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (действовавшего до 01.01.2014г.) обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, являются муниципальными нуждами.

В силу пунктов 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных ассигнований.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Федеральный закон № 94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения муниципальных заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (статья 1).

Из статьи 2 Федерального закона № 94-ФЗ следует, что нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (то есть определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом (пункт 2 статьи 10 Закона).

Применение Федерального закона № 94-ФЗ обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Заявитель полагает, что в данном случае нормы Федерального закона № 94-ФЗ не применимы, поскольку имущество принадлежит МБУ города Ангарска «Березовая роща» на прав оперативного управления.

Как уже было указано судом, поддержание в надлежащем состоянии дорог и территории кладбища, исходя из п.2 ст. 3 Закона № 94-ФЗ признаются муниципальной нуждой.

Работы по содержанию мест захоронения являются конкурентными видами деятельности и могут осуществляться хозяйствующими субъектами любой организационно-правовой формы.

В ходе рассмотрения антимонопольным органом дела Заявителем не представлены документы, свидетельствующие о том, что территория кладбища закреплена за учреждением на праве оперативного управления. 

Суд соглашается с доводом антимонопольного органа, что возможность выполнения работ по содержанию мест захоронения законодательством Российской Федерации не ставится в зависимость от организационно-правовой формы лиц, которые выполняют или могут выполнять данные работы, а также от права хозяйствующих субъектов на имущество (собственность, оперативное управление и др.).

Бюджетный кодекс РФ предусматривает право любых производителей товаров, работ и услуг (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), соответствующих определенным критериям отбора или категориям на получение субсидии из местного бюджета.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям  товаров,  работ,  услуг,  должны,  в  частности, определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением  государственных   (муниципальных)  учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.

Вместе с тем, статья 2 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ устанавливает, что законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанных с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.        

При этом органу местного самоуправления не предоставлены полномочия по установлению порядка финансирования выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд, а также установлению категории и (или) критериев отбора  хозяйствующих   субъектов   для   поставки товаров, выполнения   работ,   оказания   услуг   для   муниципальных  нужд (заисключением случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), установленных Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ).

На основании вышеизложенного, суд считает правильным вывод антимонопольного органа о том, что предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе в 2012, 2013, 2014 и 2015 годах за счет средств бюджета субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ ( оказание услуг), предоставление которых не является функцией муниципалитета и не входит в исключительную компетенцию органов местного самоуправления и (или) подведомственных им учреждениям) по содержанию мест захоронений, для муниципальных нужд, независимо от запросов заявителей отдельному исполнителю, определенной организационно-правовой формы: хозяйствующему субъекту – муниципальному бюджетном учреждению города Ангарска «Березовая роща», без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд, что не соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О размещении заказов по поставке товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ, ФЗ  «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ.

Финансирование работ для муниципальных нужд путем предоставления субсидий в порядке, установленном бюджетным законодательством, т.е. без обязательного соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ и (или) с соблюдением процедур, установленных муниципальными правовыми актами местной администрации, создает предпосылки для нарушения прав хозяйствующих субъектов на товарных рынках, на которых муниципальное образование в лице своих органов выступает заказчиком товаров, работ, услуг, поскольку ограничивает право хозяйствующих субъектов конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения торгов, право на обжалование результатов торгов, в порядке, предусмотренном Законом № 94-ФЗ, создает или может создать преимущественные условия осуществления деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишаются доступа к соответствующему товарному рынку в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с недопущением органом местного самоуправления возникновения конкурентных отношений между потенциальными хозяйствующими субъектами на соответствующих товарных рынках.

Оспариваемым решением Дума признана нарушившей антимонопольное законодательство, предписание содержит требование об изменении акта орган местного самоуправления, нарушающего антимонопольное законодательство.  

В связи с изложенным оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области № 687 от 09.09.2013г., предписание № 199 от 09.09.2013г. принято уполномоченным органом, в пределах предоставленной компетенции.

В силу требований части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В данном случае, судом установлено, что решение и предписание Управления соответствуют закону и не нарушают права и интересы заявителя в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

         Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                О.П.Сураева