ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-16816/20 от 25.10.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск;

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                            Дело  № А19-16816/2020

08 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25.10.2021 года.

Решение суда в полном объеме изготовлено 08.11.2021 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Кириченко С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Черепановой И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению АДМИНИСТРАЦИИ ЛИСТВЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (далее – истец) (адрес: 664520, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, РАЙОН ИРКУТСКИЙ, РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК ЛИСТВЯНКА, УЛИЦА ГОРЬКОГО, ДОМ 87, ОГРН: 1053827058889, ИНН: 3827020697)

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕРВИС" (далее - ООО "СЕРВИС", ответчик)  (адрес: 664511, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Байкал-Сити Сервис" (адрес: 664003, <...>)

о расторжении концессионного соглашения  № 1 от 31.08.2015, об обязании передать объекты концессионного соглашения

при участии в судебном заседании 18.10.2021:

от истца – представитель по доверенности ФИО1   (служебное удостоверение, диплом),

от ответчика -  представитель по доверенности ФИО2  (паспорт, диплом).

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 25 октября 2021 года 12 часов 40 минут.

25 октября 2021 года судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием тех же представителей сторон.

установил:

АДМИНИСТРАЦИИ ЛИСТВЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ  (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕРВИС" (далее – ООО «Сервис», ответчик) о расторжении концессионного соглашения № 1 от 31.08.2015 года и обязать ответчика передать истцу объекты концессионного соглашения.

Истец в судебном заседании требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнительных пояснениях.

Ответчик требования не признал, сославшись на возражения, изложенные в отзыве и дополнениях к нему.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, представителя не направило, отзыв не представило.

Дело рассмотрено по правилам части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ  (далее – АПК РФ) в отсутствие третьего лица по имеющимся в деле документам.

Исследовав имеющиеся по делу доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Между Администрацией и Администрацией Иркутской муниципального образования (Концеденты) и ООО «Сервис» (Концессионер)   по итогам открытого конкурса заключено Концессионное соглашение № 1  от 31.08.2015 (далее - Соглашение), по условиям которого Концессионер обязался за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции (модернизации) муниципального имущества, право собственности, на которую принадлежит Концедентам и осуществлять эксплуатацию Объекта для производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, обеспечение работы канализационных систем, а Концеденты обязуются предоставить  Концессионеру на срок, установленный Соглашением, права владения   и пользования Объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности  (пункт 1.1 Соглашения).

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения под реконструкцией (модернизацией) Объекта понимается выполнение мероприятий, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества и дальнейшее использование (эксплуатация) Объекта по назначению.

Описание Объекта Соглашения содержится в Приложении № 1 к Соглашению. Перечень документов, удостоверяющих право собственности Концедентов на объект Соглашения изложен в Приложении № 2 Соглашения (пункты 2.1, 2.2 Соглашения).

Согласно пунктам 3.1, 4.2 Соглашения Концессионер обязан выполнить реконструкцию (модернизацию объекта в срок, указанный в пункте 7.2 Соглашения, а также использовать (эксплуатировать) объекты соглашения, указанные в приложении № 1 Соглашения в установленной порядке в целях осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 Соглашения.

В силу пункта 7.1 Соглашения, Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует в течение 15 лет. Срок реконструкции (модернизации)- с момента подписания акта приема-передачи – в течение 10 лет (пункт 7.2 Соглашения).

 В Соответствии с Приложением № 1 к Соглашению ответчику передан в пользование в том числе: выгребной септик 100 куб.м. (ул. Гудина).

Пунктом 4.4 Соглашения  предусмотрено право концессионера с письменного согласия концедента передавать объект соглашения в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срок срока действия Соглашения, указанного в пункте 7.1 Соглашения, при условии соблюдения концессионером обязательств, предусмотренных Соглашением.

 В соответствии с выпиской из Реестра муниципального имущества от 21.06.2021, выгребной  септик (кадастровый номер 38:06:000000:5357) 31.05.2017  передан в собственность Листвянского муниципального образования на основании Распоряжения Правительства Иркутской области от 05.05.2017 № 259-рп.

Истец в обоснование иска указал, что в нарушение условий Соглашения  содержание объекта транспортировки сточных вод осуществляет ООО «Восточно-Сибирская управляющая компания», которое оказывает услуги населению по вывозу ЖБО в размере 150 руб. за м.куб, тогда как Постановлением администрации Листвянского МО № 169 от 20.12.2019 для ООО «Сервис» установлены тарифы, в том числе на водоотведение (прием, транспортировку сточных вод) для населения в размере 23.47 руб. за м.куб. Данное обстоятельство повлекло причинение убытков населению, проживающему в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <...> и д.13А. Как указывает истец, письменного согласия ответчику на передачу объекта Соглашения третьим лицам не предоставлялось, тариф для ООО «Восточно-Сибирская управляющая компания» не утверждался.

По мнению истца, ответчиком допущены существенные условия Соглашения, а именно:

использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;

неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.

Претензией № 831 от 19.06.2020 истец обратился к ответчику с требование устранить выявленные нарушения, а именно: организовать транспортировку ЖБО из выгребного септика объемом  100 м.куб., являющийся составной частью общей системы канализации, расположенный по адресу: <...> в течение 10 дней.

В случае неисполнения требования, администрация указала на право обращения в суд с требованием о расторжении концессионного соглашения.

В ответе ответчик письмом  № 75 от 28.07.2020 указал, на отсутствие у него обязанности по откачке жидких бытовых отходов, так как спорные дома не подключены к централизованной системе водоотведения, а работы по откачке ЖБО входят в перечень работ (услуг) управляющей организации, утвержденные Постановлением Правительства ОФ от 03.04.2013 № 290.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями    статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Отношения сторон регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон о концессионных соглашениях, в редакции действовавшей на момент заключения Соглашения).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

            Объектами концессионного соглашения в силу пункта 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением); цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется; размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона; порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения; обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона; иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.

В силу части 1.2 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать следующие существенные условия: значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения); задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий; предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером; плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера); порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.

Перечисленные условия, признанные законом существенными, предусмотрены сторонами в концессионном соглашении№ 1  от 31.08.2015, следовательно, Соглашение является заключенным, порождающим взаимные права и обязанности сторон.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Как следует из части 1 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.

Частью 2 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях предусмотрен перечень нарушений условий концессионного соглашения концессионером, признаваемых существенными, и являющихся основаниями для расторжения такого соглашения в судебном порядке по требованию концедента. Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются:

1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по вине концессионера;

2) использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;

3) приводящее к причинению значительного ущерба концеденту неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также положениями иных нормативных правовых актов;

5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.

Согласно части 3 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях концессионным соглашением помимо указанных в частях 2 и 2.1 данной статьи существенных нарушений его условий могут быть определены действия (бездействие) концедента или концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Истцом заявлено о допущении ответчиком нарушений существенных условий соглашения, а именно: нарушение порядка использования (эксплуатации) объектаконцессионного соглашения; неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по  водоотведению.

В соответствии с пунктом 4.4 Соглашения концессионер имеет право  с письменного согласия концедентов передавать объект Соглашения в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока действия настоящего соглашения, указанного в пункте 7.1, при условии соблюдения концессионером обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением.

Согласно пункту 6.5 концессионер обязался при осуществлении детальности, указанной в пункте 1.1 Соглашения, осуществлять эксплуатацию объекта для производства бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, обеспечение работы канализационных систем, по регулируемым ценам (тарифам) и в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам).

Как следует из материалов дела, Администрация письмом № 1427 от 24.11.2017  предложила ООО «Сервис» с целью обеспечения  своевременного и в полном объеме вывоза жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) передать во временное пользование ООО «Восточно-Сибирская Управляющая компания»  (после переименования ООО «Байкал-Сити Сервис»), осуществляющего управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: р.п. Листвянка, ул. Гудина, дома №13 и № 13А, выгребной септик с кадастровым номером 38:06:030102:561 или осуществлять откачу и вывод ЖБО самостоятельно.

Во исполнение требований Администрации, между ООО «Сервис» (ссудодатель) и ООО «Восточно-Сибирская Управляющая компания» заключен договор безвозмездного пользования от 01.01.2018, предметом которого является передача в безвозмездное временное пользование  ссудополучателю выгребной септик, расположенный по адресу: <...> кадастровый номер 38:06:030102:561, в целях сбора и вывода жидких бытовых отходов, поступающих в септик с многоквартирных домов № 13, № 13А ул. Гудина р.п. Листвянка (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 1.2  договора безвозмездного пользования от 01.01.2018   вывод ЖБО осуществляется вакуумной или ассенизаторской автомашиной ссудополучателя на очистные сооружения.

Согласно протоколам внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах № 13 и № 13А, расположенных по ул. Гудина р.п. Листвянка  от 15.08.2017, проведенного в очно-заочной форме, ООО «Восточно-Сибирская Управляющая компания» большинством голосов выбрана управляющей компанией (вопрос пятый повестки) и утвержден  договор управления МКД между ООО «Восточно-Сибирская Управляющая компания» и собственникам в предлагаемой редакции (вопрос шестой повестки).

Как следует из представленных ответчиком договоров управления МКД, заключенными между   ООО «Восточно-Сибирская Управляющая компания» и собственниками  <...> и <...>  тариф на вывоз ЖБО установлен 150 руб. за 1 кв.м. (Приложение № 2 к договорам управления).

Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований указал, что выгребной септик не подключен (технологически не присоединен) к централизованной системе водоотведения и предназначен для приема и накопления жидких бытовых отходов, поступающих от многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...>. Указанный истцом в иске тариф ООО «Сервис», установлен на водоотведение в части централизованной системы водоотведения, который не может применяться в отношении жителей многоквартирных домов №13, №13А ул. Гудина, не подключенных к этой централизованной системе.

Рассмотрев означенные доводы ответчика, суд пришел к следующему.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №  354, потребителю предоставляются коммунальные услуги, в том числе, услуги по водоотведению, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

В статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ) закреплены следующие определения: водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей; централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Таким образом, необходимым условием для оказания услуг водоотведения является наличие присоединенной сети объекта к централизованным сетям водоотведения.

Между тем материалами дела подтверждается и истцом не оспаривается, что дома № 13 и № 13А по ул. Гудина в р.п. Листвянка (выгребной септик по ул. Гудина) не имеют непосредственного технологического присоединения к централизованной канализационной сети водоотведения.

Таким образом, перемещение заявителем ЖБО транспортными средствами и слив их из бочек ассенизаторских машин в точке приема на очистных сооружениях канализации, следует расценивать как часть технологического процесса вывоза ЖБО, а не как транспортировку сточных вод в значении, предусмотренном Законом № 416-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.11.2018 N Ф09-7950/18 по делу № А60-19317/2018, Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2019 N 309-ЭС19-1643).

На основании статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги (часть 1).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4).

Содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (подпункт "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491)).

Из содержания пункта 26 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения   надлежащего   содержания   общего   имущества   в   многоквартирном   доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 следует, что содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения, включаются в состав работ по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых и являются одной из обязанностей управляющей организации по содержанию общего имущества собственников помещения в многоквартирном доме.

Сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной. специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Приложением № 2 к договорам на управление МКД, заключенным между ООО «Восточно-Сибирская Управляющая компания» и собственниками  помещений, расположенных в домах № 13 и № 13А по ул. Гудина в р.п. Листвянка, тариф на вывоз ЖБО установлен 150 руб. за 1 кв.м.

Кроме того, протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: р.п. Листвянка, ул. Гудина, дом №13, проведенного 16.08.2017 в форме очно-заочного голосования утверждён тариф на вывоз ЖБО в размере 150 руб. куб.м. (четвертый вопрос повестки). 

Доказательств признания протоколов общего собрания собственников МКД, а также договоров управления МКД недействительными в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют, а истцом не представлено.

Таким образом, постановлением Администрации № 169 от 20.12.2019 для ООО «Сервис» утвержден тариф на водоотведение  (прием и транспортировку сточных вод) в соответствии с Законом № 416-ФЗ, тогда как вывоз ЖБО является коммунальной услугой, оказываемой управляющей организацией в соответствии с   Правилами № 491.

Более того, судом установлено, что выгребной септик, расположенный по адресу: <...> кадастровый номер 38:06:030102:561, передан в пользование ООО «Байкал-Сити Сервис» в целях сбора и вывода жидких бытовых отходов, поступающих в септик с многоквартирных домов № 13, № 13А ул. Гудина р.п. Листвянка с согласия Администрации, что подтверждается письмом № 1427 от 24.11.2017. Доказательств обратного суду не представлено.

В целях исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 2.1 договора безвозмездного пользования от 01.01.2018 ссудополучателем  ООО «Байкал-Сити Сервис» заключен  договор на прием и очистку сточных вод № 2719/С от 20.03.2019 с ООО «Сибирская Строительная Компания» (л.д. 24-28 том дела1).

Следовательно, управляющей организацией ООО «Байкал-Сити Сервис» (до переименования ООО «Восточно-Сибирская Управляющая компания») правомерно взимается с жителей домов № 13 и № 13А по ул. Гудина в р.п. Листвянка, плата за оказанную коммунальную услугу по вывозу ЖБО в размере 150 руб., утвержденная общим собранием собственников.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с Инвестиционной программой ООО «Сервис», утверждённой  постановлением и.о. главы Листвянского  МО от 09.11.2015 № 62  ремонт выгребного септика, расположенного по ул. Гудина в р.п. Листвянка запланирован на 2024 год (л.д. 103-115 том дела 1).

Иных существенных  нарушений ООО «Сервис» концессионного соглашения  Администрацией не названо, а судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд путем исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что заявленное требование о расторжении концессионного соглашения, учитывая его долгосрочный характер, а также отсутствия доказательств нарушения ответчиком существенных условий Соглашения, является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Поскольку истец на основании подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не подлежит разрешению.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья                                                                                                                     С.И. Кириченко