ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-16839/14 от 11.12.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-16839/14

18.12.2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11.12.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18.12.2014 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Назарьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смирнягиной Ж.П., рассмотрев в судебном заседании дело заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Строй-Траст»

к Администрации города Иркутска

о признании незаконным отказа изложенного в письме от 18.07.2014 № 410-74-711/14,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности;

от Администрации: ФИО2 – представитель по доверенности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Траст» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>) (далее – ООО «Строй-Траст», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Иркутска (адрес: <...>) (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство изложенного в письме от 18.07.2014 № 410-74-711/14.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации в судебном заседании возразил относительно удовлетворения заявления, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.

В судебном заседании 04.12.2014г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 11.12.2014г. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».

В судебном заседании после перерыва, представитель заявителя поддержал изложенные ранее позиции.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 09.07.2014г. ООО «Строй-Траст» обратилось в отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Административное здание с подземной парковкой», расположенного по адресу: <...> с приложением необходимых для выдачи разрешения на строительство документов.

Письмом от 18.07.2014г. № 410-74-711/14 ООО «Строй-Трасс» отказано в выдаче разрешения на строительство объекта «Административное здание с подземной парковкой», расположенного по адресу: <...>.

Общество полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пункт 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом недействительным оспариваемого отказа, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.

Пункт 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) устанавливает, что выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

Также часть 4 статьи 51 ГрК РФ предусматривает, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6 указанной статьи и другими федеральными законами.

Пункт 3.1.32 Положения о комитете по градостроительной политике Администрации города Иркутска, утвержденного распоряжением Администрации города Иркутска от 25.05.2012г. № 031-10-537/12, устанавливает, что комитет по градостроительной политике Администрации города Иркутска выдает разрешение на строительство (за исключением случаев предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) или отказывает в выдаче разрешения на строительство с указанием причин отказа.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ от 18.07.2014г. № 410-74-711/14 принят уполномоченным органом.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.

В соответствии с частью 7 названной статьи в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.

К указанному заявлению прилагаются, в том числе следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: проект организации строительства объекта капитального строительства; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции), а также выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Как следует из оспариваемого отказа, Отделом, проведена проверка представленного обществом комплекта документов для получения разрешения на строительство. В результате проведенной проверки, установлено, что ООО «Строй-Траст» не представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.

Заявитель факт отсутствия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации не оспаривает, вместе с тем указывает, что требование о представлении положительного заключения государственной экологической экспертизы установлены после обращения ООО «Строй-Траст» с заявлением о выдаче разрешения на строительство и поскольку обязанность Администрации по выдаче разрешения оказалось не исполненной на момент внесения изменений, то к данным отношениям следует применять ранее действующее законодательство.

Рассмотрев довод ООО «Строй-Траст» суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.06.2014г. № 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 6, 6.1, 6.3, статьи 49 ГрК РФ, проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории, подлежит государственной экологической экспертизе.

Как следует из распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2006г. № 1641-р «О границах Байкальской природной территории», статьей 2 Федерального закона от 01.05.1999г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» территория муниципального образования город Иркутск полностью находится в границах экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории.

Таким образом, проектная документация всех объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территории города Иркутска, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Судом установлено, что Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства 09.07.2014г.

Федеральный закон №181-ФЗ вступил в законную силу 11.07.2014г.

Отказ в выдаче разрешения на строительство принят уполномоченным органом 18.07.2014г., с учетом изложенного суд полагает, что оспариваемый отказ является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку при принятии решения уполномоченный орган должен руководствоваться действующим законодательством, какого - либо переходного периода, регламентирующего срок, с которого возникает необходимость проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня в отношении проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории закон не содержит.

Кроме того, не Федеральным законом №181-ФЗ, не иными нормативно правовыми актами не предусмотрена выдачи уполномоченным органом разрешения на строительство после 11.07.2014г. при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, даже при условии обращения застройщика с заявлением до вступления Федеральный закон №181-ФЗ в законную силу.

Также суд отклоняет довод заявителя о том, что по смыслу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие нового законодательства распространяется на отношения, возникшие до вступления в силу нового закона по правам и обязанностям, возникшим после вступления в силу нового закона, что ООО «Строй-Траст» на момент обращения за разрешением на строительство исполнило все обязательства по предоставлению исчерпывающего пакета документов, и отношения с Администрацией считаются возникшими соответственно 09.07.2014г. в момент получения документов возникла обязанность выдать разрешение на строительство.

Так, в соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные
 правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в
 области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу,
 Частями 1, 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, в состав законодательства о градостроительной деятельности, регулирующего вышеуказанные градостроительные отношения, Гражданский кодекс РФ не входит и данные отношения не регулирует.

Кроме того, отношения по выдачи разрешения на строительства возникают в момент выдачи данного разрешения, а не в момент подачи заявления о его выдачи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требование заявителя о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство выраженного в письме от 18.07.2014г. №410-74-711/14 не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Л.В. Назарьева