ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-16987/12 от 26.11.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-16987/2012

03.12.2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26.11.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03.12.2012 года.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи О.В. Ушаковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.В. Мартыновой, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению федерального автономного учреждения «Иркутский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» (ОГРН <***>, ИНН <***>; юр. адрес: 664007, ул. Храмцовская, 2А г. Иркутск)

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; юр. адрес: 664007, ул. Софьи Перовской, 30 г. Иркутск), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, юр. адрес: 664011, <...>)

3-и лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (юр. адрес: <...>);

Правительство Иркутской области (ОГРН <***>, юр. адрес: 664027, ул. Ленина, 14 а, г. Иркутск);

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области (ОГРН <***>, юр. адрес: 664007, ул. Декабрьских Событий, д. 47 А, г. Иркутск)

о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости

при участии в заседании:

от истца: ФИО1 (личность и полномочия установлены в судебном заседании);

от ответчиков:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Иркутской области - ФИО2 (личность и полномочия установлены в судебном заседании);

Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области – ФИО3 (личность и полномочия установлены в судебном заседании);

от третьих лиц: Территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области – ФИО4 (личность и полномочия установлены в судебном заседании);

Правительство Иркутской области - ФИО5 (личность и полномочия установлены в судебном заседании);

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области - не присутствовала (извещена надлежащим образом);

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о признании кадастровой стоимость земельного участка, площадью 30102 кв.м., адрес: Иркутская область, г. Иркутск, в районе Ново-Ангарского моста, кадастровый номер 38:36:000012:24, разрешенное использование: под эксплуатацию существующего учебного автодрома по состоянию на 1 января 2007 года равной рыночной стоимости в размере 28 063 793 руб. 58 коп.

В порядке статьи 49 АПК РФ, истец 16.10.12 уточнил исковые требования (л.д. 80-81 т. 1) и просил признать кадастровую стоимость земельного участка площадь 30102,00 кв.м., адрес: Иркутская область, г. Иркутск, в районе Ново-Ангарского моста, кадастровый номер 38:36:000012:24, разрешенное использование: под эксплуатацию существующего учебного автодрома по состоянию на 01 января 2007 года равной рыночной стоимости в размере 28 063 793 руб. 58 коп.

Определением от 09.10.12 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области.

Определением от 30.10.12 в качестве ответчика по делу указано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Иркутской области (664007, <...>).

Определением от 30.10.12 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области (664011, <...>).

Определением от 30.10.12 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Правительство Иркутской области (664027, ул. Ленина, 14 а, г. Иркутск); 2) Межрайонную инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области (664007, ул. Декабрьских Событий, д. 47 А, г. Иркутск).

Ответчики с иском не согласны, в отзывах на иск указали, что представленный в материалы дела ответчиком отчет оценщика о рыночной стоимости земельного участка не является надлежащим доказательством, процедуры определения кадастровой стоимости земельного участка осуществлены в соответствии с требованиями нормативно-правовых и технических документов.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Федеральное автономное учреждение «Иркутский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» является обладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, кадастровый номер 38:36:000012:24, площадью 30102,00 кв.м., расположенного: Иркутская область, г. Иркутск, в районе Ново-Ангарского моста (л.д. 10 т. 1).

Согласно представленной в материалы дела кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка от 24.05.12 (л.д. 11 т. 1) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000012:24, составляет 127 569 566 руб. 87 коп.

Как указано в ответе ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области от 19.05.09 (л.д. 14 т. 1) сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000012:24 внесены в БД ГКН в соответствии с информацией подготовленной Управлением Роснедвижимости по Иркутской области на основании Постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области".

В указанный нормативный акт Постановлением Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101-пп" внесены изменения в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области по состоянию на 1 января 2007 года.

Постановлением Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2007 года (приложение № 1).

В строке 9803 Приложение № 1 Постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп установлена кадастровая оценка 1 кв.м. спорного земельного участка в размере 4 070 руб. 50 коп., общая стоимость 122 530 191 руб. 00 коп., в результате внесения изменений Постановлением Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп установлена кадастровая оценка 1 кв.м. спорного земельного участка в размере 4 237 руб. 91 коп., общая стоимость 127 569 566 руб. 82 коп.

Не согласившись с результатами государственной кадастровой оценкой земельного участка, учреждение обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями по настоящему делу.

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - 31.12.2010) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В силу этих же положений Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).

Из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Административного регламента по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, а также Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, следует, что целью проведения государственной кадастровой оценки земель является определение кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. При проведении работ по государственной оценке во внимание принимается большое количество факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость земельных участков в определенном кадастровом квартале.

Обоснованность и достоверность стоимости объектов оценки, в том числе кадастровой, в соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254, является частью профессионального суждения оценщика и отражается в отчете об оценке со ссылкой на подтвержденную соответствующими документами информацию, то есть относится к исключительной компетенции субъектов оценочной деятельности. В соответствии с пунктом 2.2.2 Методических указаний в состав факторов стоимости включаются факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Заявив требования по настоящему делу, учреждение ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушение прав учреждения как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Данная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11.

Обосновывая и доказывая рыночную стоимость земельного участка, истец представил в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости объекта оценки от 21.06. 11 (л.д. 17-49 т. 1), выполненный ООО «Аланс». Согласно отчету об оценке итоговая рыночная стоимость названного земельного участка на 01.01.07 составляла 28 063 793 руб. 58 коп.

Ответчики не оспаривают представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка.

В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92, в силу ст. 12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Доводы ответчиков о недостоверности отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки от 21.06. 11 (л.д. 17-49 т. 1),, судом не принимается, поскольку не обоснованы, выводы оценщика ими в судебных заседаниях не опровергнуты.

Исследовав доказательства по делу, суд пришел к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.07 превышает его рыночную стоимость, итоговая рыночная стоимость земельного участка на 01.01.07 составляла 28 063 793 руб. 58 коп.

Согласно ч. 3 ст. 44 АПК РФ ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлен иск.

Пунктом 7.1.11 Положения об управлении Росреестра по Иркутской области, утвержденного приказом Росреестра от 19.04.10 № П/178, установлено, что Управление осуществляет ведение Государственного кадастра недвижимости с примечанием, что только в случае, если правом на осуществление данного полномочия не наделено соответствующее учреждение.

Пунктом 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета), согласно Плану-графику соответственно с 1 июля 2010 года, с 15 сентября 2010 года и с 1 декабря 2010 года.

В соответствии с Положением о Филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, утвержденным приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25.10.11 № 128, целью деятельности Филиала является осуществление на территории Иркутской области полномочий Учреждения по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, обеспечению ведения государственного технического учета объектов капитального строительства, государственной кадастровой оценке. В соответствии с установленной целью деятельности Филиала Положением определены и соответствующие основные виды деятельности Филиала.

Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области не обладает полномочиями по внесению, изменению в государственный кадастр недвижимости каких либо сведений.

Кроме этого, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 указано, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

При таких обстоятельствах исковые требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению.

Таким образом, исковые требования о признании кадастровой стоимости земельного участка площадь 30102,00 кв.м., адрес: Иркутская область, г. Иркутск, в районе Ново-Ангарского моста, кадастровый номер 38:36:000012:24, разрешенное использование: под эксплуатацию существующего учебного автодрома по состоянию на 01 января 2007 года равной рыночной стоимости в размере 28 063 793 руб. 58 коп., заявлены обосновано и подлежат удовлетворению к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Иркутской области.

Расходы по уплате государственной пошлины, согласно ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат взысканию с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Иркутской области в доход федерального бюджета РФ в размере 4 000 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Иск к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Иркутской области удовлетворить.

Признать кадастровую стоимость земельного участка, площадью 30 102,00 кв.м., кадастровый номер 38:36:000012:24, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, в районе Ново-Ангарского моста, определенную по состоянию на 01.01.07 г. равной рыночной - в размере 28 063 793 руб. 58 коп. , с даты вступления судебного решения в законную силу.

В удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области отказать.

Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Иркутской области в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 4 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Иркутской области в течении одного месяца со дня его принятия.

Судья О.В.Ушакова