АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело № А19-17034/2019
«14» ноября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Козловой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной А.А., рассмотрев дело по заявлению ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ "ОБЛКОММУНЭНЕРГО" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 25.05.1992, место нахождения: 664009, <...>) к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области ФИО1 (место нахождения: 664003, <...>), к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 23.12.2004, место нахождения: 664047 <...>) о признании действий пристава - исполнителя незаконными и отмене постановления № 38021/17/68731 от 25.06.2019,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности;
судебный пристав-исполнитель: ФИО1, служебное удостоверение;
от Управления: не присутствовали;
от третьего лица: не присутствовали;
установил:
областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «ОБЛКОММУНЭНЕРГО» (далее – ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО», заявитель, предприятие) первоначально обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области ФИО1, к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области с требованиями о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора № 38021/17/68731 от 25.06.2019; об отмене постановление № 38021/17/68731 от 25.06.2019.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО» уточнило заявленные требования, просило признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области № 38021/17/68731 от 25.06.2019 о взыскании исполнительского сбора.
Уточнения судом приняты, заявление рассматривается в уточненной редакции.
ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО» заявило об отказе от требования о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления № 38021/17/68731 от 25.06.2019.
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Исследовав материалы дела, суд считает, что частичный отказ от требований не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы других лиц, вследствие чего отказ от иска принят судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Таким образом, производство по делу в части требования о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления № 38021/17/68731 от 25.06.2019 подлежит прекращению.
С учетом частичного отказа в настоящем деле рассматривается требование о признании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области № 38021/17/68731 от 25.06.2019 о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб. незаконным.
Судебный пристав-исполнитель в судебном заседании заявленные требования не признал, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Управление, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, ходатайств не заявило.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направила, ходатайств не заявила, пояснений не представила.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ и частью 2 статьи 200 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора по существу, обстоятельства.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области, рассмотрев материалы исполнительного производства от 10.06.2019 №128344/19/38021-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа – исполнительный лист № фс028593458 от 18.12.2018, выданного органом: Арбитражный суд Иркутской области по делу № А19-7547/2018, вынес постановление от 25.06.2019 о взыскании исполнительского сбора с ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО» в размере 10 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При этом согласно статье 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).
Указанная норма, определяющая сроки подачи жалобы, изложена в главе 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве», объединяющей нормы, регулирующие порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, как в порядке подчиненности, так и в судебном порядке.
Принимая во внимание, что Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») установлен специальный сокращенный срок для обжалования постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а предусмотренный статьей 198 АПК РФ трехмесячный срок на обращение в суд является общим для случаев оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, применению подлежит специальная норма законодательства об исполнительном производстве.
Таким образом, срок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов в судебном порядке составляет десять дней.
Оспариваемое постановление получено заявителем 28.06.2019 (вх. №3689), что подтверждается оттиском штампа входящей корреспонденции ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО», с заявлением о его обжаловании предприятие обратилось в арбитражный суд 05.07.2019, о чем свидетельствует информация о документе дела в системе электронной подачи документов «Мой Арбитр», то есть в пределах срока, установленного Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 10.06.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области на основании исполнительного документа – исполнительный лист № фс028593458 от 18.12.2018, выданного органом: Арбитражный суд Иркутской области по делу № А19-7547/2018, возбуждено исполнительное производство № 128344/19/38021-ИП о взыскании государственной пошлины в сумме 3 527,78 руб., установлен срок для добровольного исполнения исполнительного документа 5 дней.
Так же постановлением от 10.06.2019 исполнительное производство №128344/19/38021-ИП объединено в сводное по должнику с присвоением №121839/19/38021-СД.
Постановление о возбуждении вышеуказанного исполнительного производства получено заявителем 10.06.2019.
В силу пункта 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, срок для добровольного исполнения исполнительного документа оканчивается 17.06.2019.
На основании пункта 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является, в том числе, денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Поскольку исполнительный документ в установленный срок в добровольном порядке должником не исполнен, судебный пристав-исполнительвынес постановление №38021/17/68731 от 25.06.2019 о взыскании исполнительского сбора с ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО» в размере 10 000 руб.
С момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства № 128344/19/38021-ИП (10.06.2019) заявитель знал и должен был знать о необходимости исполнения требования исполнительного документа.
Доказательств добровольного самостоятельного исполнения исполнительного документа, принятия мер по его исполнению предприятием суду не представлено, материалами дела также не подтверждено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление соответствует закону – положениям статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
По мнению заявителя, наличие картотеки к банковским счетам фактически лишает ОГУЭП «Облкоммунэнерго» возможности осуществлять расходные операции по своим счетам, что является уважительной причиной невозможности исполнения исполнительного документа в добровольном порядке.
Все счета в Банках: ПАО «Сбербанк», ВТБ 24 (ПАО), АО «Российский сельскохозяйственный банк» Иркутский РФ АО «Россельхозбанк» заблокированы, в связи с выставленными инкассовыми поручениями от МОСП по ИОИП УФССП по Иркутской области, налоговых органов, а также имеются ограничения на распоряжение денежными средствами на расчетных счетах, что подтверждается справками с кредитных учреждений.
В связи с чем, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» направлено начальнику МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области ФИО3 заявление от 17.06.2019 № ИК/010-1-1243 о просьбе обратить взыскание на принадлежащее ОГУЭП «Облкоммунэнерго» как кредитору право требования к ОАО «ИЭСК» о взыскании задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии № ТСО-50/17/100/2017/Д от 15.08.2017 в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, в течение срока для добровольного исполнения в связи с их достаточностью для полного погашения задолженности, с приложением копий акта об оказании услуг по передаче электрической энергии за май 2019, счета - фактуры № 2920 от 31.05.2019 на сумму 259 429 325,84 руб.
17.06.2019 судебный пристав - исполнитель вынес постановление об обращении взыскания на имущественное право.
Во исполнение условий договора оказания услуг №ТСО-50/17/100/2017/Д по передаче электрической энергии от 15.08.2017, заключенного между Открытым акционерным обществом «Иркутская электросетевая компания» и ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО», по заявлению последнего от 17.06.2019 открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» перечислило МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области денежные средства в сумме 161 784 224,92 руб. в качестве оплаты за май 2019 года (платежное поручение № 12151 от 21.06.2019).
Поступившие на депозитный счет МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области 21.06.2019 денежные средства в сумме 107 854 464,70 руб., распределены судебным приставом-исполнителем по исполнительным производствам № 130053/19/38021-ИП, № 121839/19/38021-СД на основании постановлений от 25.06.2019.
Данные действия, по мнению ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО», свидетельствуют о добровольном исполнении исполнительного документа.
Между тем арбитражный суд не усматривает оснований для признания в качестве добровольного исполнения должником исполнительного документа действий ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО» по обращению к судебному приставу-исполнителю с заявлением об обращении взыскания на право требования задолженности.
Пунктом 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
При этом должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь (пункт 5 статьи 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Таким образом, обращение взыскания за право требования относится к исполнительным действиям судебного пристава-исполнителя.
Денежные средства от ОАО «ИЭСК» поступили на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 17.06.2019 (отметка назначения платежа в платежном поручении № 12151 от 21.06.2019).
ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО» не представлено доказательств обращения к ОАО «ИЭСК» с заявлением о перечислении задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии № ТСО-50/17/100/2017/Д от 15.08.2017 судебному приставу-исполнителю, что являлось бы добровольным исполнением исполнительного документа.
Таким образом, направление судебному приставу-исполнителю заявления об обращении взыскания на право требования задолженности не является доказательством добровольного исполнения судебного акта.
Заявитель также полагает, что наложение судебным приставом-исполнителем ограничений на денежные средства должника до истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения, отсутствие у должника иных денежных средств, обращение взыскания на право требования судебным приставом-исполнителем, следует учитывать в качестве причины невозможности исполнения ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО» требований исполнительного документа в установленный срок.
Вместе с тем выставленные инкассовые поручения №№ 437452, 440727, 440974 от 07.06.2019, №№ 384129, 383930 от 13.06.2019 отозваны без исполнения, что подтверждается выпиской из лицевого счета ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО» за 21.06.2019 и справкой ПАО Сбербанк от 14.10.2019, о том, что списаний со счета ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО» по постановлениям об обращении взыскания на денежные средства должника по исполнительным производствам № 124275/19/38021-ИП, №128344/19/38021-ИП не производилось.
Таким образом, выставление инкассовых поручений в период добровольного срока исполнения с не повлекло нарушения прав заявителя с учетом их отзыва без исполнения.
При этом наличие картотеки к счетам предприятия, выставление инкассовых поручений не является уважительной причиной невозможности исполнения исполнительного документа, не является и чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, то есть обстоятельством непреодолимой силы в соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Довод заявителя о незаконности оспариваемого постановления в связи с вынесением постановления об обращении взыскания на имущественное право раньше окончания срока на добровольное исполнение, не принимается судом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что постановление об обращении взыскания на имущественное право вынесено 17.06.2019, получено ОАО «ИЭСК» 18.06.2019, то есть по окончании срока добровольного исполнения и фактически исполнено 21.06.2019.
Таким образом, вынесение постановления об обращении взыскания на имущественное право раньше окончания срока на добровольное исполнение, при его фактическом исполнении за пределами этого срока, не повлекло нарушение прав заявителя.
В пункте 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" разъяснено, что исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Исполнительный документ предприятием не исполнен, доказательства, подтверждающие обратное, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, у судебного пристава-исполнителя в силу положений статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» наличествовали основания для взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 128344/19/38021-ИП от 10.06.2019.
По мнению суда, предприятие не доказало нарушение своих прав и законных интересов, поскольку доводы, изложенные в заявлении не нашли своего подтверждения в рамках судебного разбирательства.
Нарушений со стороны МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области при выполнении обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование ОГУЭП «ОБЛКОММУНЭНЕРГО» о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 128344/19/38021-ИП является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 150, 151, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
принять отказ от требования о признании незаконными действий судебного –пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области ФИО1 по вынесению постановления от 25.06.2019 №38021/17/68731 о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 рублей; производство по делу в части указанного требования прекратить.
В удовлетворении требования о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 рублей от 25.06.2019 №38021/17/68731 отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Судья И.В. Козлова