ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-17101/14 от 10.02.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-17101/2014

17.02.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  10.02.2015   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   17.02.2015  года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи С.Н. Антоновой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Я.А. Чубаковой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Бизнес Альянс» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664047, <...>)

к Администрации города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664011, <...>),

Иркутской региональной общественной организации содействия укреплению института семьи «Совет отцов» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664001, <...>)

о признании недействительными Постановления Администрации г. Иркутска от 21.07.2014 г. №031-06-880/14, договора аренды земельного участка №5318 от 23.07.2014 г.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 – представитель по доверенности от 13.08.2014г., ФИО2, директор;

от ответчика (администрации) – ФИО3 – представитель по доверенности от 25.11.2014г.;

от ответчика (ИРОО) – не присутствовали;

в судебном заседании объявлялся перерыв с 04.02.2015г. по 10.02.2015г., после перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей истца и представителя ответчика администрации г.Иркутска ФИО4 по доверенности от 25.11.2014г.;

            установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Альянс» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области  с требованием к Администрации города Иркутска  и Иркутской региональной общественной организации содействия укреплению института семьи «Совет отцов» о признании недействительными Постановления Администрации г. Иркутска от 21.07.2014 г. №031-06-880/14, договора аренды земельного участка №5318 от 23.07.2014 г.

Обществом с ограниченной ответственностью «Бизнес Альянс» неоднократно уточнялись требования, в последней редакции уточнений заявлено о признании недействительным постановления администрации города Иркутска от 21.07.2014г. №031-06-880/14 и обязании восстановить нарушенные права ООО «Бизнес Альянс» путем проведения торгов по предоставлению в аренду земельного участка общей площадью 2407 кв.м., расположенного по адресу: г.Иркутск, Октябрьский район, возле здания б.ФИО5, 20 с кадастровым номером 38:36:000023:1614.

Уточнение заявления судом принято.

От требования о признании недействительным договора аренды земельного участка №5318 от 23.07.2014 г. заявитель отказался.

Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается дело по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Отказ истца от иска принимается арбитражным судом при условии, что это не противоречит закону и не нарушает права других лиц  (часть 5 статьи 49 АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд полагает, что отказ истца от части заявленных требований не противоречит закону и не нарушает прав иных лиц, соответственно, подлежит принятию арбитражным  судом.

На основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в части требования о признании недействительным договора аренды земельного участка №5318 от 23.07.2014 г. подлежит прекращению.

Администрацией города Иркутска представлен отзыв на иск, требования не признает по изложенным в отзыве основаниям.

От ИРОО содействия укреплению института семьи «Совет отцов» отзыв на иск не поступил, ходатайства не заявлены.

В судебном заседании ответчик заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения суда по делу №А19-13342/2014.

Заявитель в отношении удовлетворения ходатайства высказал возражения.

Суд, заслушав представителей сторон, рассмотрев ходатайство, не находит оснований для приостановления производства по делу, предусмотренных ст. 143 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, так как по делу №А19-13342/2014 рассматривалось требование о признании недействительным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 07.08.2014 № 505-70-15205/14 об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Бизнес Альянс» на праве аренды сроком на 5 лет земельного участка, общей площадью 2407 кв.м., расположенного по адресу: г.Иркутск, Октябрьский район, возле здания б.ФИО5, 20, с кадастровым номером 38:36:000023:1614, под строительство объектов спортивного назначения, активного отдыха и туризма.

Таким образом, заявление, рассмотренное в рамках дела №А19-13342/2014, имело иной предмет и основание в отличие от рассматриваемого в данном деле заявления.

Между тем, данное дело и дело №А19-13342/2014 связаны по основаниям возникновения требований и представленным доказательствам, однако оснований для приостановления производства по ч.9 ст. 130 Арбитражно-процессуального кодекса РФ суд также не усматривает.

Дело подлежит рассмотрению в отсутствие ответчика ИРОО содействия укреплению института семьи «Совет отцов», в соответствии со ст. 156 Арбитражно-процессуального кодекса РФ.

Заслушав представителей заявителя, администрации г.Иркутска, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

10.06.2014 Администрацией г.Иркутска в газете «Иркутск официальный» № 32(530) опубликовано сообщение о том, что в соответствии с п.п.3 п.4 ст.З0 ЗК РФ, п.4.1. Приложения № 3 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на  территории г.Иркутска принимаются заявления о предоставлении без проведения торгов (конкурса, аукциона), в том числе земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:1614, площадью 2704 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г.Иркутска, возле здания по адресу: бул.ФИО5, 20 в аренду, сроком на 5 лет, для строительства объектов спортивного назначения, активного отдыха и туризма.

В соответствии с пунктом 1 распоряжения КУМИ администрации г.Иркутска от 03.04.2014 № 504-02-1426/14 выбран основной вид разрешенного использования земельного участка, расположенного: Иркутская область, г.Иркутск, Октябрьский район, возле здания по адресу: бул.ФИО5, 20, с кадастровым номером 38:36:000023:1614: «объекты спортивного назначения, активного отдыха и туризма».

Пунктом  2 названного распоряжения, отделу землеустройства предписано в 5-дневный срок с момента подписания распоряжения направить его копию в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области». 

10.07.2014г. ООО «Бизнес-Альянс» обратилось в администрацию г.Иркутска с заявлением о предоставлении на праве аренды сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:1614, площадью 2704 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г.Иркутска, возле здания по адресу: бул.ФИО5, 20, для строительства объекта спортивного назначения, активного отдыха и туризма.

Решением КУМИ администрации г.Иркутска, выраженным в письме от 07.08.2014г. №505-70-15205/14 в предоставлении земельного участка отказано, так как в течение одной недели с момента опубликования сообщения в газете «Иркутск официальный» от 10.06.2014г. №32 (530) заявлений от заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка не поступало. Постановлением администрации города Иркутска от 21.07.2014г. №031-06-880/14, указанный земельный участок предоставлен третьему лицу.

Как видно из представленных администрацией г.Иркутска документов, 11.06.2014г. в администрацию обратилось ИРОО «Совет отцов» с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением всех необходимых документов.

Постановлением от  21.07.2014г. №031-06-880/14 администрации города Иркутска земельный участок с кадастровым номером 38:36:000023:1614, площадью 2704 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, Октябрьский район, возле здания по адресу: бул.ФИО5, 20, предоставлен Иркутской региональной общественной организации содействия укреплению института семьи «Совет отцов» в аренду, сроком на 5 лет, для строительства объектов спортивного назначения, активного отдыха и туризма.

24.07.2014г. между администрацией г.Иркутска и ИРОО «Совет отцов» был заключен договор №5318 аренды указанного земельного  участка.

В отзыве на заявление администрация г.Иркутск пояснила, что земельный участок предоставлен единственному заявителю, в течение недели после публикации заявлений от иных заинтересованных лиц не поступало. Заявление же ООО «Бизнес Альянс» поступило 10.07.2014г., т.е. за пределами предусмотренного п.4.3. Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на  территории г.Иркутска, утвержденногоРешением Думы города Иркутска от 01.11.2013 № 005-20-500871/13.

Постановление Администрации г. Иркутска от 21.07.2014 г. №031-06-880/14 заявитель находит принятым с нарушением норм закона, а также нарушающим его права в предпринимательской сфере, препятствующим в осуществлении уставной деятельности заявителя по строительству объектов спортивного назначения и их эксплуатации.

По мнению заявителя, администрацией г.Иркутска земельный участок предоставлен незаконно без проведения процедуры торгов, предусмотренной ч.3, ч.4, ч.6 ст. 30 Земельного кодекса РФ, ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001г. №178-ФЗ; а также считает, что им подано заявление о предоставлении земельного участка в разумный срок - месячный срок со дня опубликования сообщения в средствах массовой информации.

Суд находит требование о признании Постановления Администрации г. Иркутска от 21.07.2014 г. №031-06-880/14 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений названных правовых норм в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства: наличие у администрации полномочий на принятие оспариваемого решения, несоответствие данного решения закону и иному нормативному правовому акту, нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.06.14 № 38/002/2014-33260, земельный участок с кадастровым номером 38:3:6000023:1614, площадью 2407 кв. м., расположенный в Иркутской области, г. Иркутск, Октябрьский район, возле здания по адресу: бул. ФИО5, 20, является собственностью Муниципального образования г. Иркутск.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

- без предварительного согласования мест размещения объектов;

- с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Решением Думы города Иркутска от 01.11.2013 № 005-20-500871/13 утвержден «Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков на  территории г.Иркутска».

В соответствии с пунктом 4 Порядка, предоставление земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, в аренду для строительства объектов без проведения торгов (конкурсов, аукционов) осуществляется в следующем порядке (за исключением жилищного строительства):

Согласно пункту 4.1 Порядка, для предоставления земельного участка, сформированного, но не закрепленного за гражданином или юридическим лицом, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска направляет в управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска для опубликования в газете "Иркутск" или в газете "Иркутск официальный" и размещения на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о приеме заявлений о предоставлении сформированного земельного участка для строительства объектов в аренду без проведения торгов (конкурса, аукциона), где указывается кадастровый номер земельного участка, место нахождения земельного участка, его площадь, разрешенное использование.

В пункте 4.2. Порядка установлено, что заявители обращаются в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска с заявлением, оформленным на имя мэра города Иркутска, о предоставлении земельных участков в аренду для строительства объектов без проведения торгов (конкурсов, аукционов) с указанием площади земельного участка и его местоположения.

Заявление подается с приложением следующих документов (с копиями):

- учредительных документов юридического лица;

- документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление;

- документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.

В соответствии с пунктом 4.3. Порядка, если по истечении 1 недели с момента данной публикации поступило только одно заявление, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска:

- запрашивает в Управлении Федеральной налоговой службы по Иркутской области информацию, подтверждающую государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- в 2-недельный срок обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления администрации г. Иркутска о предоставлении сформированного земельного участка в аренду и в 3-дневный срок с момента издания постановления администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка выдает его копию заявителю.

Согласно пункту 4.4. Порядка, согласование проекта постановления администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка осуществляется в 2-недельный срок, установленный п. 4.3 настоящего Порядка, в том числе:

- заместителем начальника департамента - начальником юридического отдела департамента правовой и кадровой работы аппарата администрации г. Иркутска или заместителем начальника юридического отдела департамента правовой и кадровой работы аппарата администрации г. Иркутска в течение 3-х дней с момента его получения и передается на подпись мэру г. Иркутска.

По результатам рассмотрения проекта постановления администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка лица, участвующие в согласовании, согласовывают его либо направляют в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска мотивированные замечания.

В соответствии с пунктом 4.5. Порядка, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска устраняет замечания либо готовит и направляет мотивированный отказ заявителю в течение 2-недельного срока, установленного п. 4.3 настоящего Порядка.

В пункте 4.6. Порядка установлено, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска:

- в двухнедельный срок с момента издания постановления администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка и кадастрового паспорта земельного участка подготавливает от имени администрации г. Иркутска проект договора аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о его заключении.

Согласно пункту 4.7. Порядка, в случае, если в течение 1 недели после публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для строительства объектов поступит более одного заявления от заинтересованных в предоставлении данного земельного участка лиц, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска в 7-дневный срок с момента истечения срока приема заявлений рассматривает необходимость предоставления такого земельного участка на торгах (конкурсе, аукционе) в соответствии с правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, утвержденными постановлением Правительства РФ, а также Приложением N 5 к настоящему решению.

Из материалов дела усматривается, что в течение одной недели после публикации (10.06.2014г.) сообщения о предоставлении земельного участка в администрацию г.Иркутска обратился один заявитель - ИРОО «Совет отцов», следовательно, оспариваемым постановлением последнему правомерно предоставлен спорный земельный участок.

Следует признать, что Постановление администрации г. Иркутска от 21.07.2014 № 031-06-880/14 принято в пределах, установленных пунктами 4.3 – 4.5 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на  территории г.Иркутска сроков.

При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что земельный участок незаконно предоставлен без проведения процедуры торгов, суд отклоняет.

Довод заявителя о том, что при оценке разумного срока подачи заявлений может быть принят нормативный подход, закрепленный в пункте 2 статьи 10 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» судом во внимание не принимается, поскольку указанный закон не подлежит применению при спорных отношениях.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что ООО «Бизнес Альянс» заявление о предоставлении спорного земельного участка подано за пределами установленного п.4.3 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на  территории г.Иркутска, срока.

Таким образом, заявитель не является заинтересованным лицом, которое имеет право требовать защиты своих нарушенных прав.

Рассматриваемые требования о признании недействительным ненормативного правового акта могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлена совокупность обстоятельств:

- несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов заявителя таким решением.

В связи с тем, что нарушения прав заявителя оспариваемым постановлением администрации города Иркутска судом не установлено, требование о признании данного постановления недействительным удовлетворению не подлежит.

В качестве восстановительной меры нарушенных ООО «Бизнес Альянс» прав, заявитель указал проведение торгов в отношении земельного участка с кадастровым номером  38:36:000023:1614.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, из буквального толкования пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемых решений, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав незаконным решение государственного органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

С учетом того, что требование о признании незаконным постановления администрации г. Иркутска от 21.07.2014 № 031-06-880/14 удовлетворению не подлежит,  а на проведении торгов заявитель настаивает как на восстановительной мере при незаконности акта органа местного самоуправления, суд  не рассматривает это требование как самостоятельное, а считает его производным от основного, что будет соответствовать требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.

В соответствии со ст. 110 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на заявителя, в связи с чем, с Общества с ограниченной ответственностью «БИЗНЕС АЛЬЯНС» в доход федерального бюджета Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2000 руб.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 ст. 150,  статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В части требования признания недействительным договора аренды земельного участка  №5318 от 23.07.2014г. производство по делу прекратить;

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Бизнес Альянс» в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Иркутской области, в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.

                    Судья                                                                               С.Н. Антонова