АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-17219/2011
08.06.2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04.06.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08.06.2012 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
Судьи Ушаковой О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Суровой А.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Аскизский район к обществу с ограниченной ответственностью «СибУглеМетТранс»
о взыскании 2 158 459 руб. 15 коп. неосновательного обогащения
при участии:
от истца – ФИО1 (копия доверенность от 15.05.2012),
от ответчика – ФИО2 (копия доверенности от 02.04.2012 № 23/2012, ФИО3 (доверенность от 11.01.2012 № 26/2012)
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Аскизский район (ОГРН <***>, юр. адрес: 655700, Республика Хакасия, <...>, далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СибУглеМетТранс» (ОГРН <***>, юр. адрес: 664047, <...>, далее - общество) о взыскании 2 158 459 руб. 15 коп., из них: 1 974 924 руб. 83 коп. – неосновательное обогащение за фактическое использование земельного участка, кадастровый номер 19:05:090104:31, общей площадью 122218 кв.м., находящегося по адресу: Республика Хакасия, <...> за период с 10.03.09 г. по 22.08.10 г., 183 534 руб. 32 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.06.2009 по 12.09.11, с 16.06.2010 по 12.09.2011.
Решением Совета депутатов Аскизского района муниципального образования Аскизского района от 26.12.2011 учреждено муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизский район» путем изменения типа существующего муниципального учреждения - Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Аскизский район.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением от 17.05.2012 (л.д. 147-148) истец уменьшил исковые требования и просил взыскать:
- неосновательное обогащение 693 360 руб. 07 коп. за неправомерное использование земельного участка, с кадастровым номером 19:05:090104:3, расположенного по адресу: Республика Хакасия, <...>, относящегося к категории земель населенных пунктов, предназначенного для размещения, эксплуатации и обслуживания производственных объектов, площадью 131283 кв.м. за период с 07.03.09 г. по 03.09.09 г.
- неосновательное обогащение 1 340 292 руб. 88 коп. за неправомерное использование земельного участка, с кадастровым номером 19:05:090104:31 площадью 122218 кв.м., находящегося по адресу: Республика Хакасия, <...>, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания производственных объектов за период с 04.09.09 г. по 22.08.10 г.
- проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 370 156 руб. 64 коп. за период 04.09.2009 по 05.05.2012, с 01.01.2012 по 05.05.2012, с 23.08.2010 по 05.05.2012)
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что ответчик является собственником объектов недвижимого имущества и обязан платить за использование земельного участка занятого объектами недвижимости и необходимого для их использования.
Ответчик исковые требования не признал, указал на то, что истцом не доказано фактическое использование земельного участка общей площадью 131 283 кв.м и общей площадью 122 218 кв.м, а также утверждал, что им использовался земельный участок непосредственно занятый только объектами недвижимого имущества.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, межу обществом (Покупатель) и открытым акционерным обществом «Аскизская хлебная база №18» (Продавец) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 14.11.2008, предметом которого являлась передача в собственность Покупателя элеватора с комплексом производственно-административных зданий на земельном участке общей площадью 131 286 кв.м, расположенный по адресу: <...> и состоящий из 17 следующих объектов:
Склад № 17, общей площадью 1247,9 кв.м., литера Б12;
Элеватор, общей площадью 2 461,3 кв.м., литера В16;
Трансформаторная, общей площадью 58,4 кв.м., литера В14;
Административное здание, общей площадью 320,5 кв.м., литера А;
Мучной склад, общей площадью 342,2 кв.м., литера Б;
Весовая, общей площадью 13,8 кв.м, литера В2;
Элеватор, общей площадью 8 359,4 кв.м., литера В4;
Склад № 6, общей площадью 1 151,2 кв.м., литера Б15;
Пробоотборник, общей площадью 29,8 кв.м., литера В;
Котельная, гараж, общей площадью 710,4 кв.м., литера В5;
Весовая, общей площадью 28,2 кв.м., литера В12;
СОБ № 2, общей площадью 388,7 кв.м., литера В15;
Склад № 18, общей площадью 1 096 кв.м., литера Б13;
СОБ № 1, общей площадью 135,6 кв.м., литера В13;
Склад № 16, общей площадью, 1 096 кв.м., литера Б11;
Склад № 7, общей площадью, 953,7 кв.м., литера Б103.
Весовая, общей площадью 22,3 кв.м., литера
Земельный участок площадью 131 286 кв.м, был сформирован в установленном законом порядке, зарегистрирован в государственном кадастре недвижимости за номером 19605:090104:3 и имел разрешенное использование – для размещения, эксплуатации и обслуживания производственных объектов.
По акту приема передачи от 17.11.2008 объекты недвижимого имущества были переданы Покупателю.
18 декабря 2008 года общество зарегистрировало право собственности на данное недвижимое имущество, что подтверждается выписками из единого государственного реестра прав на недвижимого имущество и сделок с ним о переходе прав на объекты недвижимого имущества.
Постановлением главы администрации Аскизского района от 17.02.2009 № 188-п «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «СибУглеМетТранс» обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 19605:090104:3, расположенный по адресу: <...> общей площадью 131 283 кв.м.
Указанный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости (л.д. 58 т.4).
Вместе с тем договор аренды земельного участка заключен не был.
Постановлением Администрации Аскизского района от 24.06.2009
№812-п «Об образовании земельных участков путем раздела» (с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации Аскизского района от 31.08.2009 № 1238-п «О внесении изменений в постановление исполняющего обязанности главы администрации Аскизского района от 24.06.2009 №812-п «Об образовании земельных участков путем раздела») земельный участок, с кадастровым номером 19605:090104:3, общей площадью 131 283 кв.м. был разделен на несколько участков, в том числе, земельный участок, расположенный по адресу: п. Аскиз, ул. Нагорная, 30, общей площадью 122 218 кв.м., зарегистрированный под кадастровым номером 19:05:090104:31 с видом разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания производственных объектов. Данный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом (л.д.59, т.4)
Постановлением Администрации Аскизского района о 28.09.2009 №1449-п обществу предоставлен земельный участок общей площадью 122 218 кв.м. в собственность за плату для эксплуатации и обслуживания производственных объектов. Однако договор купли-продажи данного земельного участка заключен не был.
Факт нахождения 17 объектов недвижимости, собственником которых является общество, на земельном участке 19:05:090104:31 общей площадью 122 218 кв.м подтверждается кадастровыми паспортами объектов, в пункте 1.7 которых указан кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества (л.д. 90-123).
По договору купли-продажи от 16.07.2010 № СУМТ-133 общество передало в собственность за плату 17 объектов недвижимости обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания БИОН». По акту от 17.06.2010 объекты недвижимого имущества переданы ответчиком. Переход право собственности за ООО «Управляющая компания БИОН» подтверждается копиями выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.92-116 т.1).
Комитет является отраслевым органом администрации Аскизского района, предметом деятельности которого является осуществление полномочий администрации Аскизского района в сфере имущественных и земельных отношений, в том числе осуществления полномочий арендодателя земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, с контролем исполнения арендаторами обязательств по договорам (пункт 2.1. пункт 2.5.16 Положения о муниципальном казенном учреждении «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района», утвержденного решением Совета депутатов Аскизского района от 26.12.2011 №57-рс).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.09.2011 №04/007/2011-450 муниципальное образование Аскизский район с 10.03.2010 является собственником земельного участка с кадастровым номером 19:05:090104:0031 площадью 122218 кв.м кв.м. находящегося по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, пос. Аскиз. Нагорная, уч. 30.
До указанной даты комитет являлся уполномоченным органом муниципального района на распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена в силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Полагая, что общество как собственник объектов недвижимости, не исполняет своей обязанности по внесению платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 19605:090104:3 общей площадью 131 283 кв.м. за период с 07.03.2009 по 03.09.2009 и земельным участком с кадастровым номером 19:05:090104:31 общей площадью 122 218 кв.м за период с 04.09.2009 по 22.08.2010, комитет обратился с иском о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В предмет доказывания по настоящему делу входит: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения (либо последующее отпадение указанных оснований); размер неосновательного обогащения.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 35 при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, лицо, к которому перешло право собственности приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Пункты 13 и 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъясняют, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
При этом покупатель здания, строения, сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Таким образом, с момента государственной регистрации обществом права собственности на 17 объектов недвижимости (18.12.2008) ответчик приобрел в силу прямого указания закона право на использование соответствующей части земельного участка, занятого этими объектами недвижимости, необходимой для их использования.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В материалах дела отсутствуют и сторонами не представлены утвержденные в установленном порядке нормы отвода земель для конкретных видов деятельности, также ни одна из сторон не обосновала определение размера земельного участка, необходимого для использования 17 объектов недвижимости указанными нормами отвода.
В отзыве ан иск от 30.05.12 (стр.2) ответчик сослался на неиспользование объектов недвижимости по их прямому назначению – для производства муки и хлебобулочных изделий.
Исследовав данные доводы, суд полагает, что при условии отсутствия утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности, указанное ответчиком обстоятельство не имеет юридического значения.
Порядок принятия и утверждения правил землепользования и застройки урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства сторонами не представлены доказательства существования утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки.
Положения статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что предельные размеры земельных участков могут устанавливаться в соответствии с правилами землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В силу статьи 19 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (Федеральный закон № 78-ФЗ) карты (планы) объектов землеустройства относятся к видам землеустроительной документации.
Согласно статье 20 Федерального закона № 78-ФЗ карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Федеральный закон №221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Следовательно, юридически значимыми признаются действия, связанные с постановкой на кадастровый учет объектов недвижимости, поскольку в результате этого земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона №221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, кадастровый паспорт земельного участка является землеустроительной документацией.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости (л.д.58 т.4) земельный участок общей площадью 131 283 кв.м, находящийся по адресу <...>, принадлежит к землям населенных пунктов, имеет кадастровый номер 19605:090104:3 с разрешенным видом использования – для размещения, эксплуатации и обслуживания производственных объектов, 330,99 – удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка
Согласно кадастровому паспорту (л.д. 59 т.4) земельный участок общей площадью 122 218 кв.м., расположенный по адресу: <...>, принадлежит к землям населенных пунктов, имеет кадастровый номер 19605:090104:31 с разрешенным видом использования – для размещения, эксплуатации и обслуживания производственных объектов, предыдущий кадастровый номер 19605:090104:3 равнозначен кадастровому номеру 19605:090104:31, 330,99 – удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
Размер земельного участка, занятый объектами недвижимости и необходимый для их использования определен землеустроительной документацией, исходя из сведений внесенных в кадастр недвижимости: земельный участок площадью 131 283 кв.м и в последующем земельный участок площадь 122 218 кв.м. с разрешенным видом использования - для размещения, эксплуатации и обслуживания производственных объектов.
Таким образом, в момент государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости общество в силу закона приобрело право на использование земельного участка согласно установленному виду разрешенного использования и сформированного именно для эксплуатации и обслуживания производственных объектов.
В судебном заседании ответчик ссылался на то, что объекты недвижимости приобретены им не для использования зданий и сооружений по их прямому назначению и им не велась та производственная деятельность, для которой были предназначены объекты недвижимости, планируемая при покупке объектов недвижимости цель постройки вагоноремонтного завода не осуществлена.
В связи с чем, возражая против исковых требований, ответчик указывал, что использовал лишь 18 415,4 кв.м земельного участка, рассчитав данную площадь путем суммирования площадей объектов недвижимости. Расчет заявленного ответчиком размера земельного участка произведен, исходя из площадей объектов недвижимости, указанных в свидетельствах о регистрации права на каждый объект недвижимости.
Суд не может согласиться с изложенными доводами ответчика.
Размер земельного участка, занятого зданиями, сооружениями, необходимого для их использования, как было указано выше, определяется по правилам части 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Размер общей площади объектов недвижимости, указанный в свидетельствах о регистрации права собственности на эти объекты недвижимости, а также размер застроенной площади этих объектов, сами по себе, без определения площади и конфигурации границ земельного участка по правилам статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации не имеют юридического значения.
При этом не имеет юридического значения утверждение ответчика о фактическом неиспользовании всего земельного участка в заявленный период.
Право пользования на сформированный в установленном законом порядке земельный участок перешло ответчику в силу прямого указания закона. Это право с момента регистрации право собственности на недвижимые объекты принадлежит исключительно ответчику, в силу чего указанный земельный участок не может быть предоставлен в пользование иному лицу.
Фактическое использование (неиспользование) указанного земельного участка ответчиком может свидетельствовать о рациональном распоряжении ответчиком принадлежащими ему по закону правами, но не влияет на его обязанность вносить плату за пользование земельным участком.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Несмотря на то, что общество приобрело в силу закона право пользования земельным участком, оно ввиду отсутствия в спорный период государственной регистрации его прав на этот участок не являлось плательщиком данного налога. Вместе с тем, учитывая принцип платности использования земли, общество обязано было вносить плату за пользование земельным участком в соответствии с правилами пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По правилам пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Поскольку при обычных условиях гражданского оборота платное использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, осуществляется на условиях аренды, то цена пользования земельным участком применительно к положениям пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, должна быть определена по ставкам платы, установленным за пользование земельным участком в соответствии с нормативными правовыми актами органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующими на территории муниципальных образований, на которых расположены спорные земельные участки.
Расчет неосновательного обогащения (л.д.88 т.5) произведен истцом с применением Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 № 05, устанавливающего единый порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы на территории Республики Хакасия за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (л.д.49 т.3), а также ежегодно опубликованных решениях Советов депутатов Аскизского района первого созыва об утверждении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования и категорию земельного участка (л.д.56, 66 т.3), информаций о коэффициентах инфляции, применяемых для определения размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, различных категорий (л.д. 74,75 т.3).
Ответчик расчет истца не оспорил.
Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Из материалов дела следует, что за весь период использования земельного участка ответчиком была произведена оплата в сумме 303 847 руб. 21 коп., что подтверждается платежными поручениями №2431 от 13.05.2010, №232 от 23.06.2010, №3998 от 17.08.2010.
В расчете неосновательного обогащения, составленном истцом, данная сумма учтена.
С учетом изложенного, суд при определении размера неосновательного обогащения принимает расчет, произведенный истцом.
Согласно статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Вместе с тем суд не согласен с расчетом процентов за пользование чужими денежными средствами., так как считает, что при его составлении допущена арифметическая ошибка.
При таких обстоятельствах, расчет процентов за периоды просрочки:
с 07.03.2009 по 03.09.2009 составит: 693 360 руб. 07 коп. x 8,25% : 360 x 975 = 154 922 руб. 64 коп. 197 руб. 92 коп.
с 04.09.2009 по 31.12.2009 составит: 426 019 руб. 35 коп. x 8,25% : 360 x 856 = 83 570 руб. 80 коп.
с 01.01.2010 по 28.08.2010 составит: 914 273 руб. 53 коп. x 8,25% : 360 x 622 = 130 322 руб. 07 коп.
При таких обстоятельствах, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат удовлетворению в размере 368 815 руб. 15 коп.
Расходы по уплате государственной пошлины, согласно статьям 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в размере 35 012 руб. 34 коп.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СибУглеМетТранс» в пользу муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизский район» 2 033 652 руб. 95 коп. – неосновательного обогащения, 368 815 руб. 15 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СибУглеМетТранс» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 35 012 руб. 34 коп.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционной суд в течении месяца
Судья О.В. Ушакова