АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-17273/2020
31.03.2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25.03.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31.03.2021 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи С.Н. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бойцовой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Падунского районного суда г. Братска дело по исковому заявлению КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 665708, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД БРАТСК, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ, ПРОСПЕКТ ЛЕНИНА, 37)
к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ИРКУТСКНЕФТЕПРОДУКТ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 664007, <...>)
об изъятии земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель по доверенности ФИО1,
от ответчика: представитель по доверенности ФИО2,
установил:
Иск заявлен об изъятии у собственника АО «ИРКУТСКНЕФТЕПРОДУКТ» для нужд муниципального образования города Братска земельный участок площадью 2426 кв.м., с кадастровым номером: 38:34:012501:5, расположенный по адресу: Иркутская область г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Курчатова, 7А, категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для размещения автозаправочной станции контейнерного типа №307. Определении размера возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 38:34:012501:5, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Курчатова, 7А, категория земель- земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования –для размещения автозаправочной станции контейнерного типа №307 в размере 1800000 руб.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Иск мотивирован возникновением необходимости для осуществления государственных (муниципальных) нужд изъятия земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности.
Ответчик в судебном заседании иск в части размера выкупной стоимости земельного участка не признал, в отношении изъятия земельного участка не возражал.
Исследовав доказательства по делу, судом установлены следующие обстоятельства.
Администрацией муниципального образования города Братска вынесено постановление от 07.09.2018 №1338 «Об изъятии земельных участков для нужд муниципального образования города Братска», в соответствии с которым земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Курчатова, 7А, кадастровый номер 38:34:012501:5 подлежит изъятию для нужд муниципального образования города Братска.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 38:34:012501:5 принадлежит на праве собственности АО «Иркутскнефтепродукт».
В целях определения размера возмещения за изымаемые части земельного участка для нужд Российской Федерации и подготовки соглашения об изъятии частей земельного участка ИП ФИО3 подготовлен отчет по определению рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Курчатова, 7А № 20-074 от 31.03.2020г., в соответствии с которым: 1) рыночная стоимость участка расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Курчатова, 7А, площадью 2426 кв.м. составила: 1800000 руб.
Проект соглашения об изъятии земельного участка и отчет по определению рыночной стоимости земельного участка получен обществом 28.04.2020г., АО «Иркутскнефтепродукт» письмом от 21.07.2020г. отказалось от подписания проекта соглашения, указав на несогласие с размером рыночной стоимости земельного участка, что послужило основанием для обращения за изъятием земельного участка в судебном порядке.
Исследовав доказательства по делу, выслушав представителей сторон, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрены случаи принудительного изъятия у собственника имущества.
В силу части 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу части 3 статьи 279 Гражданского кодекса решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (пункт 2 статьи 56.2 ЗК РФ).
В соответствии с Постановлением Администрации МО г. Братска от 18.09.2015 № 2177 «О функциях и полномочиях комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска», таким муниципальным органом в рассматриваемом случае является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска.
В силу части 1 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в
соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 ст. 56.8 ЗК РФ).
Статья 56.9 Земельного кодекса РФ содержит требования к форме соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Согласно пункту 10 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Как указано ответчиком, он не оспаривает основания изъятия земельного участка, спорным вопросом является размер возмещения.
В качестве доказательства размера возмещения за изымаемые части земельного участка для нужд муниципального образования истцом предоставлен отчет об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка -№ 20-074 от 31.03.2020г., выполненного ИП ФИО3
В п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 9).
В ходе рассмотрения дела в целях установления определения рыночной стоимости определением суда от 30.11.2020г. назначено проведение судебной оценочной экспертизы, ее проведение поручено эксперту Союза «Торгово-промышленной палаты г. Братска» ФИО4. На разрешение эксперту поставлен следующий вопрос: «Определить рыночную стоимость земельного участка площадью 2426 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автозаправочной станции контейнерного типа №307, кадастровый номер 38:34:012501:5, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный. ФИО5, 7А по состоянию на дату проведения экспертизы».
Согласно заключению №178-02-03946 от 30.12.2020г. экспертом ФИО4 определена рыночная стоимость земельного участка площадью 2426 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автозаправочной станции контейнерного типа №307, кадастровый номер 38:34:012501:5, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Курчатова, 7А в размере 2339000 руб.
Истец, возражая относительно выводов эксперта, указал, что экспертом не учтен факт размещения автозаправочной станции вдали от федеральной трассы, что однозначно влияет на стоимость земельного участка, также не согласился с выбором экспертом аналогов, что ставит под сомнение обоснованность и объективность величины рыночной стоимости, определенной экспертом.
Кроме того, по ходатайству истца в судебное заседание для дачи пояснений вызван эксперт ФИО4, который в судебном заседании 25.03.2021г. дал устные пояснения по экспертному заключению, ответы на вопросы истца, относительно применения поправки на расположение земельного участка для размещения АЗС относительно федеральных трасс и выбора аналогов, расположенных в иных городах.
Эксперт пояснила, что поправка на расположение относительно федеральных трасс при определении стоимости земельного участка ей применена, основания для применения иных корректировок отсутствовали, в связи с чем, не применялись. Относительно выбора в качестве аналогов для оценки земельных участков, расположенных в иных городах, пояснила, что аналоги в г. Братске с разрешенным использованием под размещение АЗС отсутствуют, в связи с чем, применены аналоги в сходных с г. Братском населенных пунктах.
Таким образом, в судебном заседании экспертом даны развернутые, поясняющие выводы эксперта, ответы.
Выраженное истцом сомнение в обоснованности выводов эксперта, несогласие с результатами экспертизы само по себе не является обстоятельством, исключающим доказательственное значение экспертного заключения. Выводы эксперта основаны на фактически проведенных исследованиях рынка. Оснований сомневаться в квалификации эксперта у суда не имеется.
Указанное экспертное заключение, содержит конкретные выводы на поставленные перед экспертом вопросы, все параметры и данные относительно отобранных для сравнения аналогичных объектах, при исследовании судом указанного заключения каких-либо противоречий, сомнений в достоверности выводов эксперта у суда не возникло, экспертиза проведена с предупреждением эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в силу чего данное заключение является судом надлежащим доказательством по делу.
Таким образом, с учетом изложенного выше, суд считает, что требование истца об изъятии у собственника АО «ИРКУТСКНЕФТЕПРОДУКТ» для нужд муниципального образования города Братска земельный участок площадью 2426 кв.м., с кадастровым номером: 38:34:012501:5, расположенный по адресу: Иркутская область г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Курчатова, 7А, категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для размещения автозаправочной станции контейнерного типа №307, требования об установлении возмещения на изымаемый земельный участок в сумме 2339000 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ч.3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, поскольку истец от уплаты госпошлины освобожден, госпошлина за рассмотрение данного дела подлежит взысканию в ответчика в доход федерального бюджета РФ в сумме 6000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Изъять у Акционерного Общества «ИРКУТСКНЕФТЕПРОДУКТ» для нужд муниципального образования города Братска земельный участок площадью 2426 кв.м., с кадастровым номером: 38:34:012501:5, расположенный по адресу: Иркутская область г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Курчатова, 7А, категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для размещения автозаправочной станции контейнерного типа №307;
Определить размер возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером: 38:34:012501:5, расположенный по адресу: Иркутская область г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Курчатова, 7А, категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для размещения автозаправочной станции контейнерного типа №307 в размере 2339000 руб.
Взыскать с Акционерного Общества «ИРКУТСКНЕФТЕПРОДУКТ» в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Иркутской области, в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья С.Н. Антонова