ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-1729/08 от 26.03.2008 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 34-44-70, факс 34-44-66

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск

«02» апреля 2008 г. Дело № А19-1729/08-28

Резолютивная часть решения объявлена 26.03.2008 года. Полный текст решения изготовлен 02.04.2008 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Куклиной Л.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Сибирская инвестиционная транспортная компания»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска

о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от 20.12.2007

при участии в заседании:

заявитель – ФИО1 – доверенность от 01.02.08

ответчик – ФИО2 – доверенность от 26.12.07 № 11/34

установил:  Открытое акционерное общество «Сибирская инвестиционная транспортная компания» (далее заявитель, общество, ОАО «СИТКо») обратилось с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска (далее ответчик, налоговый орган) от 20.12.2007 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; обязании произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ОАО «СИТКо»; взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска судебных издержек в сумме 15 000 руб.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал, повторив доводы, изложенные в заявлении и дополнениях к нему. В обоснование доводов указал на нарушение налоговым органом Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ответчик в судебном заседании требования не признал, считает решение от 20.12.2007 об отказе в государственной регистрации изменений законным. По мнению регистрирующего органа, заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001), считается непредставленным, поскольку вместе с ним в соответствии с п. 3.7 раздела IV Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ не представлен на отдельном листе перечень изменяемых сведений, а потому обществу и было отказано в государственной регистрации изменений.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.03.08 по 26.03.08.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

14.12.2007 ОАО «Сибирская инвестиционная транспортная компания» в ИФНС России по Правобережному округу г.Иркутска представлено заявление по форме № Р 13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с приложением необходимых документов.

По результатам рассмотрения документов налоговым органом 20.12.07 принято решение «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов», а именно по причине отсутствия конкретного перечня изменяемых сведений.

Заявитель, полагая, что данным решением налогового органа нарушены требования действующего законодательства, а также его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение следует признать незаконным по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 статьи 198 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ч. 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконным решения налогового органа, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона № 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 9 Закона № 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, где под уполномоченным лицом юридического лица понимается, в том числе, руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Статьей 17 Закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц. При этом, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Из буквального толкования приведенной нормы права следует, что перечень документов, обязательных для представления в регистрирующий орган, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

В силу подпунктов «а» и «б» статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Судом установлено, что представленный заявителем для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, пакет документов соответствовал требованиям статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и был представлен в надлежащий регистрирующий орган.

При таких обстоятельствах, у ИФНС России по Правобережному округу г.Иркутска не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и налоговым органом допущены нарушения требований Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также прав и законных интересов заявителя.

Ссылка налогового органа на непредставление обществом перечня изменяемых сведений на отдельном листе, подписанным заявителем, который является составной частью заявления по форме № Р 13001 и обязательность представления которого предусмотрена п. 3.7 раздела IV Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, несостоятельна и отклоняется судом по следующим основаниям.

Приказ ФНС России является локальным нормативным актом, внутриведомственным документом, регулирующим отдельные вопросы деятельности регистрирующих органов. При этом он не вправе возлагать на граждан те обязанности, которые не установлены федеральным законодательством, в том числе в части представления в регистрирующий орган дополнительных документов.

Кроме того, из указанного раздела Методических разъяснений следует, что при представлении в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), заполняются только те листы приложений к заявлению, которые содержат сведения, подлежащие изменению. Представление незаполненных листов к заявлению не требуется.

Из представленного заявителем в регистрирующий орган заявления по форме № Р 13001 усматривается, что листы А-Ж обществом не заполнялись, поскольку изменения в соответствующие сведения не вносились.

Суд находит, что заявление по форме № Р 13001 полностью соответствует форме, установленной Постановлением Правительства «Об утверждении требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 19.07.2002 № 439, принятого во исполнение ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В пункте 3 заявления указано, что учредительные документы представлены обществом в новой редакции. В приложении к представленному заявлению указано, что производится утверждение новой редакции Устава в связи с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах».

По мнению суда, у общества отсутствовала необходимость представления конкретного перечня изменяемых сведений на отдельном листе, поскольку заявителем одновременно менялся весь Устав, новая редакция которого составляет 22 страницы и который уже прилагался к заявлению. При таких обстоятельствах невозможно и не было необходимости указывать дополнительно на отдельных листах номера пунктов Устава, в которые конкретно вносятся изменения, тексты этих измененных положений Устава.

В связи с чем, заявителю было отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы не правомерно.

На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.

С учетом изложенного, суд считает подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании незаконным решения «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов» от 20.12.2007.

Учитывая, что заявителем 14.12.2007 были представлены все необходимые документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, суд находит требование заявителя об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска провести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, согласно заявлению ОАО «Сибирская инвестиционная транспортная компания» формы № Р 13001, поданному 14.12.2007, также подлежащим удовлетворению.

ОАО «Сибирская инвестиционная транспортная компания» также заявлено требование о взыскании с налогового органа судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в суде: в связи с оплатой юридических услуг представителя - в размере 15 000 руб., в связи с оплатой госпошлины – в размере 2000 руб.

Суд считает, что данное требование подлежит частичному удовлетворению в связи со следующим.

В силу ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с ч. 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого был принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвовавшего в деле, в разумных пределах.

Таким образом, при разрешении вопроса о распределении судебных расходов арбитражный суд обязан установить обоснованность несения лицом, участвующим в деле, расходов на оплату услуг представителя и их фактический размер.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в информационном письме от 13.08.04г. № 82 (пункт 20) указал, что доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Взыскание расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах процессуальным законодательством отнесено к компетенции арбитражного суда и направлено на пресечение злоупотребления правом, недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм.

ОАО «Сибирская инвестиционная транспортная компания» в качестве доказательств понесенных расходов представлены:

- договор на оказание юридических услуг от 25.01.2008, заключенный между ним и ООО «Юридическая компания «Веритас», предметом которого явилось обязательство подготовить и обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа об отказе в регистрации юридического лица незаконным, представлять интересы ОАО «Сибирская инвестиционная транспортная компания» в суде первой инстанции, а при необходимости – в судах апелляционной и кассационной инстанций. Цена договора определена сторонами в размере 15 000 рублей;

- платежное поручение № 01 от 31.01.08 об уплате заявителем 15 000 руб. в счет оплаты по указанному договору;

Для исполнения заключенного договора об оказании юридических услуг ООО «Юридическая компания «Веритас» был выделен старший юрисконсульт ФИО1, которая, согласно трудовой договору от 01.02.2006 находится в трудовых отношениях с ООО «Юридическая компания «Веритас».

Согласно протоколам судебных заседаний от 05.03.08, 19 - 26.03.08 ФИО1 при рассмотрении настоящего дела представляла интересы заявителя. Кроме того, из материалов дела усматривается, что ею подготовлены заявление об оспаривании решения, возражения на пояснения и пояснения на отзыв налогового органа.

Таким образом, заявленное требование о взыскании судебных издержек по оплате юридических услуг документально подтверждено и связано с рассмотрением настоящего дела.

Однако, принимая во внимание объем оказанных представителем услуг, обстоятельства дела и его сложность, временные затраты представителя, участие его только в заседаниях суда первой инстанции, в то время как в договоре имеется ссылка также на участие в случае необходимости в судах апелляционной и кассационной инстанций, суд считает, что в данном случае разумным пределом расходов на оплату услуг представителя, соотносимым с объектом судебной защиты, является 7000 рублей.

В остальной части требования заявителя о взыскании судебных издержек по оплате юридических услуг суд считает необходимым отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 117 от 13.03.2007 заявителю следует возместить судебные расходы, понесенные им в виде уплаченной при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 2000 руб. по платежному поручению № 02 от 31.01.08.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов» от 20.12.2007 по заявлению Открытого акционерного общества «Сибирская инвестиционная транспортная компания» о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, формы № Р 13001, как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, согласно заявлению Открытого акционерного общества «Сибирская инвестиционная транспортная компания» формы № Р 13001, поданному 14.12.2007, в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска в пользу Открытого акционерного общества «Сибирская инвестиционная транспортная компания» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. и судебные издержки по оплате юридических услуг в сумме 7000 рублей.

В остальной части взыскания судебных издержек отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Л.А.Куклина