ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-17301/2017 от 27.02.2018 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-17301/2017

06.03.2018 года.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27.02.2018 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Акопян Е.Г., при ведении протокола судебного заседания до и после перерыва секретарем судебного заседания Ширяевой Н.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 664003, <...>) ,

к МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
(ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 664025, <...>) ,

о взыскании 1 265 069 руб. 04 коп.

при участии в заседании:

от истца: представитель по доверенности ФИО1 (паспорт);

от ответчика: представитель по доверенности ФИО2 (паспорт);

в судебном заседании 22.02.2018 объявлялся перерыв до 16 час. 30 мин. 27.02.2018, после перерыва судебное заседание продолжено,

установил:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (далее – ФГБОУ ВО «БГУ», истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ(далее – МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, ответчик) с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании суммы гранта в виде субсидии за период с 01.09.2016 года по 30.04.2017 года в размере 1 265 069 руб. 04 коп.

Представитель истца требования поддержал в полном объеме, повторил доводы, изложенные в исковом заявлении и пояснениях к нему.

Представитель ответчика с требованиями истца не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве. В частности, отметил, что в Иркутской области в 2016 году нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность, не являющимся казенными учреждениями, включая бюджетные или автономные учреждения, в отношении которых органы исполнительной власти Иркутской области не осуществляют функции и полномочия учредителя, в целях финансового обеспечения граждан в организациях в соответствии с контрольными цифрами приема, отсутствовал.

По мнению ответчика, без такого нормативного правового акта осуществление финансового обеспечения обучения граждан в учреждении в соответствии с контрольными цифрами приема, включая расходы на оказание услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, выплату государственных академических стипендий и государственных социальных стипендий было невозможно и противоречило бюджетному законодательству РФ.

Вместе с тем, в целях реализации части 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ принято постановление Правительства Иркутской области от 28 марта 2017 года № 189-пп «О предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность, не являющимся казенными учреждениями, включая бюджетные или автономные учреждения, в отношении которых органы исполнительной власти Иркутской области не осуществляют функции и полномочия учредителя», которое вступило в силу через 10 календарных дней после его официального опубликования, то есть в апреле 2017 года. Постановление не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Следовательно, в период с сентября по декабрь 2016 года и с января по март 2017 года Министерство не обладало полномочиями по предоставлению истцу гранта (субсидии).

Кроме этого, по мнению ответчика, положения главы 57 ГК РФ о публичном конкурсе не применяются к предоставлению грантов, субсидий, поскольку Министерство руководствуется нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в апреле 2016 года Министерством образования Иркутской области был объявлен открытый публичный конкурс по установлению контрольных цифр приема граждан в 2016 году по программам среднего профессионального образования, согласно пункту 3 статьи 100 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

По результатам данного конкурса Министерством образования Иркутской области 25.05.2016 было издано распоряжение № 368-МР «Об установлении контрольных цифр приема граждан профессиональным образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования». В приложении № 10 к указанному распоряжению филиалу БГУ установлены контрольные цифры приема граждан по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» по очной форме в количестве 20 бюджетных мест.

Как указал истец в исковом заявлении Филиалом ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» ФГБОУ ВО в г. Усть-Илимске ответчику была направлена заявка на получение гранта в форме субсидии из областного бюджета некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность, не являющимися казенными учреждениями, включая бюджетные или автономные учреждения, в отношении которых органы исполнительной власти Иркутской области не осуществляют функции и полномочия учредителя.

Поскольку данная заявка была принята Министерством, в сентябре 2016 года Филиалом БГУ на данные бюджетные места было принято 20 студентов. Впоследствии по запросу Минобразования были повторно направлены ответчику «Расчеты по распределению педагогических часов по специальности (36.02.01) «Лесное и лесопарковое хозяйство», данные по срокам освоения и уровню реализации программы, фамильный список студентов.

В своих письмах (исх. № 288 от 07.10.2016, исх. № 323 от 09.11.2016) направленных в адрес Министерства истец обращал внимание, что в соответствии с бюджетным процессом выплата стипендии за счет других бюджетов невозможна. Также указал, что отсутствие источника финансирования не позволяет выплачивать стипендии и ухудшает социальную среду филиала, в связи с чем просит пояснить в какие сроки будет произведено соответствующее финансирование.

Неисполнение Министерством образования Иркутской области обязанности по выплате субсидии по результатам публичного конкурса послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.

Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

Гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей (подпункт 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ).

В силу положений статьи 124 ГК РФ публичные образования вступают в гражданские отношения на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Равные начала предполагают определенную сбалансированность мер ответственности, предусмотренных для сторон при неисполнении ими обязательств.

Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств какому-либо лицу на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (статьи 78, 78.1 БК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.

Согласно пункту 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании) число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - контрольные цифры приема).

Пунктом 3 вышеуказанного закона установлено, что контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, если иное не установлено настоящей статьей. Контрольные цифры приема также могут быть установлены по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Пунктом 1 статьи 100 Закона об образовании определено, что на основе контрольных цифр приема определяется число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования с финансированием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Как усматривается из представленных суду документов, ответчиком, как органом исполнительной власти субъекта РФ, был проведен конкурс среди организаций, осуществляющих образовательную деятельность на установление контрольных цифр приема граждан в 2016 году за счет бюджета Иркутской области.

В приложении № 10 к распоряжению Министерства образования Иркутской области 25 мая 2016 года № 368-МР, для ФГБОУ ВО «БГУ» установлены контрольные цифры приема граждан для обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена за счет бюджета Иркутской области на 2016 год в количестве 20 бюджетных мест по очной форме обучения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что по результатам участия в конкурсе, объявленного органом исполнительной власти субъекта РФ у истца, являющегося бюджетным учреждением, возникло право на получение гранта в виде субсидии на обучение 20 граждан за счет бюджета Иркутской области, что ответчиком оспорено не было.

В целях регламентации исполнения принятых обязательств по предоставлению грантов в виде субсидий, Правительством Иркутской области принято постановление от 28.03.2017 № 189-пп, устанавливающее порядок предоставления субсидий (грантов), разработанный в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 БК РФ.

На основании указанного постановления, определен порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность, не являющимся казенными учреждениями, включая бюджетные или автономные учреждения, в отношении которых органы исполнительной власти Иркутской области не осуществляют функции и полномочия учредителя (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка право на получение грантов имеют организации, которым установлены контрольные цифры приема по профессиям (специальностям) для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований областного бюджета по результатам публичного конкурса, проведенного в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Пункт 5 Порядка содержит исчерпывающий перечень условий, которым должна соответствовать организация для предоставления ей субсидии в виде гранта, при этом установлено, что проверка соблюдения таких условий осуществляется министерством самостоятельно.

Также пунктами 7, 8 Порядка установлен перечень документации, которые предоставляются заинтересованной в получении гранта организацией.

В силу пункта 9 Порядка в целях организации работы по вопросам предоставления грантов министерством формируется комиссия по предоставлению грантов. В течение 15 рабочих дней со дня окончания срока представления документов, установленного пунктами 7, 8 настоящего Порядка, комиссия проводит заседание, рассматривает документы, осуществляет их проверку и принимает решение о предоставлении грантов или об отказе в предоставлении грантов.

В соответствии с пунктом 18 Порядка гранты предоставляются на основании соглашений о предоставлении грантов, заключаемых министерством с организациями не позднее 15 календарных дней со дня принятия министерством решения о предоставлении грантов по форме, утвержденной правовым актом министерства (далее - соглашение).

Предоставление грантов согласно пункту 19 Порядка осуществляется ежемесячно путем перечисления денежных средств с лицевого счета министерства на расчетные счета организаций, открытых в кредитных организациях.

Ссылка ответчика, что предоставлению гранта в виде субсидии на исполнение Университетом обязательств перед обучающимися (организация учебного процесса, выплата стипендиального содержания) препятствует то обстоятельство, что до апреля 2017 года Правительством Иркутской области не был принят нормативный акт, регламентирующий порядок предоставления субсидий судом отклоняется, в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 31 раздела III Положения о Министерстве образования Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 391/170-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции по разработке и принятию нормативных правовых актов в области образования, устанавливающих, в том числе порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема.

Принимая от филиала ФГБОУ ВО в г. Усть-Илимске заявку на получение гранта Министерство знало об отсутствии нормативного акта, регламентирующего порядок предоставления субсидий.

Несмотря на это Министерством были предоставлены Университету контрольные цифры приема граждан за счет бюджета Иркутской области на 2016 год. Впоследствии сторонами подписано соглашение № 1, которое предусматривает финансирование обучения граждан на календарный 2017 год.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами истца о том, что процесс, состоящий из объявления и проведения конкурса, предоставления контрольных цифр приема и, впоследствии, гранта, следует рассматривать как единое длящееся правоотношение, возникшее до принятия нормативного акта, утвердившего Порядок предоставления субсидий.

По мнению суда, не имеет правового значения то, в каком месяце был принят Порядок, поскольку в соответствии с ним был предоставлен грант по публичному конкурсу, проведенному в его отсутствие, что свидетельствует о том, что фактически Порядок был распространен Министерством на ранее сложившиеся отношения.

Как уже указано выше, статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (пункт 4).

На дату рассмотрения спора Порядок установлен Правительством Иркутской области и введен в действие.

При этом из материалов дела усматривается, что данный Порядок был разработан для предоставления истцу гранта по результатам конкурса проведенного ответчиком в апреле 2016 года.

В связи с чем, суд не усматривает препятствий для распространения действия указанного Порядка в отношении предоставления части гранта приходящегося на период с 01.09.2016 по 30.04.2017.

Доводы ответчика об обратном суд расценивает, как попытку уклониться от исполнения принятых на себя обязательств.

Как уже указано выше, распоряжением ответчика от 25.05.2016 № 368-мр, по результатам открытого публичного конкурса ответчиком истцу были предоставлены контрольные цифры для приема граждан на обучение, которые истец выполнил, однако ответчик от выполнения своих обязательств по предоставлению соответствующих субсидий уклоняется.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.

По мнению суда, Министерство, предоставляя истцу, контрольные цифры приема граждан для обучения за счет средств Иркутской области на 2016 год, приняло на себя обязательство по предоставлению соответствующих субсидий за весь период обучения принятых университетом студентов.

Принимая во внимание, что разработка и утверждение порядка предоставления гранта находится в полномочиях Министерства, суд считает неправомерным возлагать на истца последствия за несвоевременное исполнение ответчиком возложенных на него функций.

Кроме того, тот факт, что министерство проводит публичный конкурс и правовым актом объявляет победителя конкурса, в котором устанавливает контрольные цифры приема граждан за счет бюджета Иркутской области (Распоряжение министерства образования Иркутской области от 25 мая 2016 № 368-мр), а в дальнейшем, как организатор публичного конкурса, уклоняется от выполнения взятых на себя обязательств, свидетельствует о нарушении положений норм статьи 1059 ГК РФ, из содержания которой следует, что по отношению к победителям конкурса у организатора возникает обязанность выплатить вознаграждение в размере и форме, указанных в конкурсном объявлении.

Как разъяснено в постановлении Пленума ВС РФ № 25 от 23.06.2015 оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Исходя из смысла статьи 100 Закона об образовании Университет, принимая граждан на обучение по контрольным цифрам приема, установленным Правительством Иркутской области рассчитывал на получение полного возмещения своих расходов из бюджета Иркутской области.

Также, Министерство оказывало содействие в расчете объемов гранта на 2016-2017 годы для ФГБОУ ВО «БГУ», что подтверждается электронным обменом документов (скриншот с электронных почтовых отправлений).

Стороны в расчетах руководствовались Порядком определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ) по реализации образовательных программ профессионального образования по укрупненным группам профессий (специальностей) образовательными организациями, учредителем которых является министерство образования Иркутской области, утвержденным министерством образования Иркутской области от 3 февраля 2016 № 52-мр, а также Порядком предоставления грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность, не являющимся казенными учреждениями, включая бюджетные или автономные учреждения, в отношении которых органы исполнительной власти Иркутской области не осуществляют функции и полномочия учредителя, утвержденным постановлением от 28 марта 2017 № 189-пп.

При этом, из состоявшейся между сторонами переписки направленных министерством писем№ 02-55-55-11223/16 от 03.11.2016, № 02-55-590/17 от 08.02.2017в адрес Университета ссылки на обстоятельство, что финансирование будет осуществляться лишь в части возмещения затрат с мая 2017 года не имеется.

Кроме этого, суд отмечает, что бюджетное законодательство не содержит запрета выплаты грантов в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 78.1 БК РФ за период, в котором отсутствовала регламентация порядка их предоставления или запрета распространения установленного порядка предоставления субсидий, в случае если такой порядок был установлен позднее проведенного конкурса на получение субсидий.

Истцом расчет суммы гранта произведен в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 28.03.2017 № 189-пп.

Представленный истцом расчет судом проверен, признан арифметически верным, ответчиком правильность произведенного расчета не оспорена.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании изложенного, в отсутствие доказательств исполнения ответчиком принятых на себя обязательств по предоставлению истцу субсидии в спорный период, суд считает исковые требования о взыскании с ответчика суммы гранта в виде субсидии обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере 1 265 069 руб. 04 коп.

Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям сторон судом дана оценка, что нашло отражение в данном решении. Иные доводы и возражения несущественны и на выводы суда повлиять не могут.

Государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит, поскольку ответчик освобожден от её уплаты.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 1 265 069 руб. 04 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.Г. Акопян