ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-17311/11 от 18.10.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск Дело № А19-17311/2011

« 18 » октября 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 октября 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 18 октября 2011 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой Б.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Байкал-транс» (ОГРН 1063848018178, место нахождения: 665900, Иркутская область, г.Слюдянка, ул.Пушкина, 3Б)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (ОГРН 1043801756756, место нахождения: 664074, г.Иркутск, ул.Курчатова, 14)

о признании незаконным и отмене постановления от 25.08.2011 № 25-11/507,

при участии в судебном заседании

от заявителя: Недорода А.В. – представитель по доверенности от 01.06.2011 № 6;

от административного органа, принявшего оспариваемый акт: Никитенко Л.В. представитель по доверенности от 11.01.2011 № 3;

установил:

Закрытое акционерное общество «Байкал-транс» (далее – ЗАО «Байкал-транс») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.08.2011 № 25-11/507, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Иркутской области).

Представитель заявителя в судебном заседании требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления ТУ Росфиннадзора в Иркутской области поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ТУ Росфиннадзора в Иркутской области в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.

Из материалов дела следует, что ЗАО «Байкал-транс» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1063848018178.

ТУ Росфиннадзора в Иркутской области проведена проверка соблюдения ЗАО «Байкал-транс» валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

ЗАО «Байкал-транс» заключен внешнеторговый контракт от 10.06.2010 № MLL-WR-52 с фирмой-нерезидентом Маньчжурская торговая компания с ограниченной ответственностью «Ли Лин» (КНР) на поставку пиломатериала хвойных пород. Общая сумма контракта составляет 6 360 000 долларов США. Условия поставки – DAF станция Забайкальск (Инкотермс-90). Срок действия контракта до 07.12.2011.

В ходе проверки установлен факт несвоевременного предоставления обществом в уполномоченный банк двух экземпляров справок о подтверждающих документах, по грузовым таможенным декларациям № 10607030/161210/0000862, № 10607030/161210/0000867.

21.07.2011 должностным лицом ТУ Росфиннадзора в Иркутской области, в присутствии руководителя ЗАО «Байкал-транс», составлен протокол об административном правонарушении № 25-11/507, которым установлено несвоевременное представление обществом в уполномоченный банк двух экземпляров «Справки о подтверждающих документах».

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 21.07.2011 № 25-11/507 заместителем руководителем ТУ Росфиннадзора в Иркутской области Бабоян М.А. вынесено постановление от 25.08.2011 № 25-11/507, согласно которому ЗАО «Байкал-транс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Заявитель, полагая, что оспариваемое постановление административного органа нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности и не соответствует действующему законодательству ввиду неприменения административным органом положений о малозначительности действий (бездействия), обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На основании пункта 1 части 2 статьи 24, с учетом пунктов 9, 11 части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы, связанные с проведением валютных операций, в том числе документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), таможенные декларации.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов, устанавливая единые формы учета по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 1.3 «Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утвержденного Банком России 01.06.2004 № 258-П (далее - Положение Банка России № 258-П), учет валютных операций, указанных в пункте 1.1 настоящего положения (далее - валютные операции по контракту), и контроль за их проведением осуществляет уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - банк ПС).

В соответствии с абзацем вторым пункта 2.4 Положения Банка России № 258-П с учетом изменений, внесенных Указанием ЦБ РФ от 26.09.2008 № 2080-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 01.06.2004 № 258-П, резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа «D»), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.

Банк России Указанием от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» установил, что справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения Банка России № 258-П и составляемая в соответствии с приложением № 1 к Положению № 258-П, является формой учета по валютным операциям и представляется в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Инструкцией № 117-И и Положением № 258-П.

Документы, являющиеся в соответствии с Указанием ЦБ РФ № 1950-У формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, представляются в уполномоченный банк в порядке и сроки, установленные Инструкцией № 117-И и Положением Банка России № 258-П.

Проверкой установлено, что на товар фактурной стоимостью 11002,86 долларов США обществом была подана грузовая таможенная декларация № 10607030/161210/0000862, на товар фактурной стоимостью 11505,52 долларов США - грузовая таможенная декларация № 10607030/161210/0000867. Согласно дате, указанной в графе «D» указанных деклараций, товар, вывозимый с таможенной территории Российской Федерации, выпущен Иркутской таможней 16.12.2010.

Следовательно, ЗАО «Байкал-транс» обязано было в срок до 31.12.2010 включительно представить в банк ПС по данной грузовой таможенной декларации два экземпляра справки о подтверждающих документах, и документы, подтверждающие факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации.

Согласно копии справки о подтверждающих документах и ведомости банковского контроля справка о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации по грузовым таможенным декларациям №№ 10607030/161210/0000862, 10607030/161210/0000867 представлены обществом в уполномоченный банк 12.01.2011, что является нарушением пункта 2.4 Положения Банка России № 258-П.

Таким образом, установлено, что в ходе исполнения контракта от 10.06.2010 № MLL-WR-52 ЗАО «Байкал-транс» не обеспечило своевременного представления в уполномоченный банк двух экземпляров справки о подтверждающих документах, и документы, подтверждающие факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации по указанной грузовой таможенной декларации.

Поскольку обществом нарушен установленный Положением Банка России № 258-П срок представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах, административный орган правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении № 25-11/507 и заявителем по существу не оспаривается. При этом, общество полагает, что совершенное им административное правонарушение может быть признано малозначительным, что исключает привлечение к ответственности.

Данный довод не может быть признан судом состоятельным по следующим основаниям.

Статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Из пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Объектом данного административного правонарушения являются правоотно­шения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Целью Закона № 173-ФЗ является реализация единой государственной валютной политики, обес­печение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. О высокой степени общественной опасности посяга­тельств на интересы государства в области реализации единой государственной по­литики, обеспечения устойчивости валюты РФ стабильности внутреннего валютно­го рынка страны, свидетельствуют значительный размер штрафа, годичный срок давности привлечения к административной ответственности и возможность прове­дения административного расследования.

По мнению суда, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Из заявления ЗАО «Байкал-транс» следует, что причинами несвоевременного представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах явились следующие обстоятельства: неисправность оргтехники, нахождение руководителя общества в длительной командировке за пределами области, тяжелое материальное положение главного бухгалтера предприятия, что не позволило своевременно направить необходимые документы в электронном виде либо на бумажном носителе.

Перечисленным обстоятельствам в ходе рассмотрения административного дела административным органом была дана соответствующая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд, с учетом установленных фактических обстоятельств совершения правонарушения и степени его общественной опасности, также не усматривает в действиях резидента признаков малозначительности административного правонарушения.

С учетом изложенного, постановление от 25.08.2011 № 25-11/507 о привлечении общества к административной ответственности вынесено уполномоченным органом, вина общества во вменяемом административном правонарушении доказана, срок и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены, в связи с чем, заявленное требование удовлетворению не подлежит.

На основании статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявленных требований Закрытого акционерного общества «Байкал-транс» о признании незаконным и отмене постановления от 25.08.2011 № 25-11/507, вынесенного в г.Иркутске заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области Бабоян М.А., согласно которому Закрытое акционерное общество «Байкал-транс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья Н.Г.Позднякова