ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-17341/20 от 02.12.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                           

07.12.2020                                                                                             Дело  №А19-17341/2020

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  02.12.2020.

Решение  в полном объеме изготовлено   07.12.2020.                      

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбачук С.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ИРКУТСКОГО ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ  (адрес: 664011 <...> ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Администрации г. Иркутска (адрес: 664025, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

Административной комиссии, осуществляющей деятельность  на территории  Кировского, Куйбышевского районов г. Иркутска (адрес: 664025, <...>)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 10.09.2020 №20-02/0681-ПС,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 – доверенность № 336 от 24.07.2018, паспорт, диплом (до объявления перерыва), ФИО2 – доверенность № 275 от 02.11.2020, паспорт, диплом (после окончания перерыва),

от ответчиков: не явился,  извещен;

установил:

ИРКУТСКОЕ ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ  (далее – ПАО «Иркутскэнерго», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории  Кировского, Куйбышевского районов г. Иркутска о назначении административного наказания от 10.09.2020 №20-02/0681-ПС.

В судебном заседании 25.11.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 10 час. 10 мин. 02.12.2020. После окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель общества в судебном заседании заявление требования поддержал в полном объеме.

Ответчики о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в представленном отзыве сослался  на законность и обоснованность оспариваемого постановления, просил оставить требования заявителя без удовлетворения.

            В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, филиал Ново-Иркутская ТЭЦ  ПАО «Иркутскэнерго» и Администрация города Иркутска, в лице начальника управления ЖКХ – заместителя председателя комитета по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска, заключили договор №002-А от 19.12.2019 на произведение аварийных земляных работ на земельном участке, согласно ордеру. Согласно п. 2.3.2 после окончания работ привести земельный участок в состояние, пригодное для использование по целевому назначению. Восстановить нарушенное благоустройство после проведения работ в период с 01.05.2020 до 01.10.2020 в течении 10 дней после их окончание, в период с 01.10.2020 по 31.12.2020 – до 01.06.2021.

Комитетом управления ЖКХ  по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска 23.06.2020 Ново-Иркутская ТЭЦ  ПАО «Иркутскэнерго» выдано разрешение - ордер на производство аварийных земельных  работ. №115-р от на производство аварийных земляных работ по адресу ул. Советская, 73. Срок  проведения работ: 22.06.2020 по 06.07.2020. Срок восстановления нарушенного благоустройства: 16.07.2020.

В свою очередь ПАО «Иркутскэнерго» заключило договор подряда  с ООО «ВиАЗ» на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства после проведения работ в период с  01.11.2019 по 01.11.2020 Кировский район на филиале УТС Н-ИТЭЦ.

Актом передачи объектов для выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства от 20.07.2020 установлен срок для восстановления по объектам, в том числе:  по адресу: ул. Советская 71 – до 10.08.2020.

Главным специалистом отдела коммунального хозяйства управления ЖКХ комитета по управлению Правобережным округом администрации города Иркутска, составлен протокол об административном правонарушении от 25.08.2020 которым установлено, что нарушенное  благоустройство  при производстве зеленных работ по адресу: <...>, не восстановлено Ново-Иркутская ТЭЦ  ПАО «Иркутскэнерго», чем нарушен п. 2 (1) ст. 103 Правил благоустройства территории г. Иркутска, утвержденных решением Думы города Иркутска от 25.12.2008 №004-20-560950/8. 

10.09.2020 Административной комиссии, осуществляющей деятельность  на территории  Кировского, Куйбышевского районов г. Иркутска составлен протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Ново-Иркутская ТЭЦ  ПАО «Иркутскэнерго»,  установленного комитетом по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутская по факту не произведения работ по произведению нарушенного благоустройства в нарушение  пп. 1 п. 2 ст. 103 Правил благоустройства территории г. Иркутска, утвержденных решением Думы города Иркутска от 25.12.2008 №004-20-560950/8.  дело об административном правонарушении возбуждено  по ст. 2 ч. 1 закона Иркутской области №173-оз от 30.12.20174 «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территории муниципальных образований Иркутской области».

Постановлением  от 10.09.2020 №20-02/0681-ПС филиал Ново-Иркутская ТЭЦ  ПАО «Иркутскэнерго» признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30.12.2014 №173-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области», с  назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Заявитель, полагая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку  филиал Ново-Иркутская ТЭЦ  ПАО «Иркутскэнерго» не может являться субъектом правонарушения, обратился в арбитражный суд  с требованием о признании его незаконным и отмене.

Исследовав доказательства по делу, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

На основании части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В пункте 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006г. № 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.

Применительно к производству по делам об административных правонарушениях действующее законодательство предусматривает для лиц, привлекаемых к административной ответственности, ряд гарантий реализации права на защиту.

В соответствии  со статьей 1 Закона Иркутской области от 30.12.2014г.  № 173-оз «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области»  (далее - Закон Иркутской области №173-ОЗ) настоящий Закон в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает административную ответственность за нарушение муниципальных правовых актов в области благоустройства территорий поселений (городских округов).

Частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области № 173-ОЗ установлена ответственность за несоблюдение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных органами местного самоуправления, выразившееся в несоблюдении предусмотренных данными правилами мероприятий по содержанию территории, а также по размещению объектов благоустройства, не повлекшее нарушения правил и норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере организации благоустройства в сфере организации благоустройства муниципального образования.

Объективную сторону состава административного правонарушения образуют действия (бездействия), выразившееся в несоблюдении правил благоустройства.

Субъектом правонарушения является лицо, на которого возложена обязанность по соблюдению правил благоустройства.

Вина такого субъекта согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливается выявлением у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их соблюдению.

В городе Иркутске применяются правила благоустройства территории города Иркутска, утвержденные решением Думы г. Иркутска  от 25.12.2008 года № 004-20-560950/8. несоблюдение указанных правил благоустройства влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области № 173-ОЗ.

Пунктом 2 статьи 103 Правил благоустройства, установлено, что лица, проводящие земляные работы, обязаны выполнить работы по комплексному восстановлению нарушенного земляными работами благоустройства, в том числе по приведению земельных участков в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием.

Настоящие Правила обязательны для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих (планирующих) производство земляных работ, на территории Иркутской области.

Согласно части 5.5. Постановления администрации города Иркутска от 19.03.2010 № 031-06-750/10 «О проведении земляных работ в городе Иркутске» лицо, производившее земляные работы, обеспечивает комплексное восстановление нарушенного благоустройства (проезжая часть автомобильной дороги, тротуары, озеленение). В случае нарушения асфальтобетонных покрытий проезжих частей автомобильных дорог, тротуаров, пешеходных дорожек, проездов, иных территорий покрытия восстанавливаются на всю ширину проезжих частей автомобильных дорог, тротуаров, пешеходных дорожек, проездов, иных территорий в комплексе с иными работами по восстановлению нарушенного благоустройства.

Согласно статье 28 Устава города Иркутска структуру органов местного самоуправления составляют: глава города Иркутска - мэр города, представительный орган города Иркутска - Дума города Иркутска, исполнительно-распорядительный орган города Иркутска - администрация города Иркутска, Контрольно-счетный орган города Иркутска - Контрольно-счетная палата города Иркутска.

В силу статей 41, 42 Устава города Иркутска администрация города является органом местного самоуправления города Иркутска, осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления города Иркутска федеральными законами и законами Иркутской области.

В силу статьи 2 Закона Иркутской области от 29.12.2008 №145-оз «Об административных комиссиях в Иркутской области» административные комиссии являются структурными подразделениями Администрации г. Иркутска, постоянно действующими коллегиальными органами по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами области и отнесенных к их компетенции.

Статьей 12 Закона Иркутской области от 29.12.2008 №145-оз установлено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением административными комиссиями своих полномочий, осуществляется за счет средств областного бюджета.

В соответствии со статьями 3, 25 Положения о бюджетном процессе в городе Иркутске, утвержденного решением Думы г.Иркутска Думы г.Иркутска от 25.05.2010 №005-20-110142/10, исполнение бюджета города обеспечивается администрацией города Иркутска.

Как следует из материалов дела, восстановительные работы по благоустройству при производстве земляных работ по адресу: <...>, не восстановлено. Материалами дела установлены наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.2 Закона Иркутской области №173-оз.

Заказчик, получивший ордер в установленный срок должен сдать земельный участок представителю администрации  - до 16.07.2020.

ПАО «Иркутскэнерго» считает, что ООО «ВиАз» обязано было восстановить благоустройство на спорном участке по договору подряда от 26.05.2020 №501-22-2020, однако указанные работы не произвело.

Указанный довод не принимается судом во внимание, поскольку  отношения, возникшие между ПАО «Иркутскэнерго» и ООО «ВиАз»  по договору подряда от 26.05.2020 №501-22-2020, не исполнение обязательств взятых на себя по указанному договору подряда одной из сторон,  не могут рассматриваться  в настоящем деле, поскольку ООО «ВиАз»  в правоотношения с Комитетом по управлению ЖКХ Правобережным округом не вступал. Обязательства по восстановлению благоустройства после проведения земляных работ  по спорному адресу приняты на себя филиалом Ново-Иркутская ТЭЦ  ПАО «Иркутскэнерго», однако такие работы не выполнены.

Лица, виновные в нарушении Правил и внешнего благоустройства, невыполнении гарантийных обязательств, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Оспариваемым постановлением филиал Ново-Иркутская ТЭЦ  ПАО «Иркутскэнерго» привлечен к административной ответственности по пункту 1 статьи 2 Закона Иркутской области № 173-ОЗ.

Вместе с тем, при проверке соблюдения требований, установленных к порядку производства по делу об административном правонарушении, судом установлены следующие существенные нарушения, влекущие отказ в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, протоколы от 25.08.2020 и от 10.09.2020, оспариваемое постановление  от 10.09.2020 №20-02/0681-ПС составлены в отношении филиала Ново-Иркутская ТЭЦ  ПАО «Иркутскэнерго».

Из содержания и буквального толкования положений статьи 2.10 КоАП РФ следует, что субъектом административного правонарушения может быть только юридическое лицо. Возможность привлечения к административной ответственности структурных подразделений юридических лиц нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусмотрена.

Согласно пункту 2 статьи 55 Гражданского кодекса РФ, статье 5 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Таким образом, из положений указанных норм следует, что субъектом административного правонарушения может быть только юридическое лицо, но не его филиал. Вместе с тем, из материалов настоящего дела следует, что к ответственности привлечен филиал, а не юридическое лицо ПАО «Иркутскэнерго».

В соответствии с частями 3 - 5 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные вышеуказанным Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Заявителем не представлены доказательства вызова законного представителя юридического лица - ПАО «Иркутскэнерго» на составление протоколов от 25.08.2020 и 10.09.2020. Между тем, составление протоколов состоялось в отсутствие законного представителя юридического лица и без доказательств его уведомления на указанные даты.

Ссылки ответчика на заключение договора о производстве земляных работ и получение ордера  филиалом Ново-Иркутская ТЭЦ  ПАО «Иркутскэнерго», не принимаются судом во внимание, поскольку возможность заключать договоры от имени филиала не является исключением для привлечения к ответственности структурных подразделений юридических лиц, поскольку  нормами КоАП РФ не предусмотрена такая возможность. В рассматриваемом случае, субъектом правонарушения является именно  юридическое лицо, каковым является ПАО «Иркутскэнерго».

Указанные нарушение процессуальных требований являются существенными нарушениями процедуры привлечения общества к административной ответственности, поскольку лишили заявителя установленных законом гарантий, давать объяснения по существу предъявленных обвинений, воспользоваться помощью защитника.

Доводы заявителя, что оспариваемое постановление вынесено не той комиссией, которой был выдан ордер на осуществление земляных работ,  рассмотрены судом, однако при установленных обстоятельствах по настоящему делу, не влияю выводы суда при принятии решения по настоящему делу, поскольку процедура привлечения к административной ответственности ответчиком нарушена.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Административной комиссии от 10.09.2020 №20-02/0681-ПС не может быть признано законным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,арбитражный суд

РЕШИЛ:

постановление Административной комиссии, осуществляющей деятельность  на территории  Кировского, Куйбышевского районов г. Иркутска от 10.09.2020 №20-02/0681-ПСпо делу об административном правонарушении признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья                                                                                                      О.Л. Зволейко