АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
«12» декабря 2012 года. Дело №А19-17351/2012
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11 декабря 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шубиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Столбовой А.А..,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Кедр» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Иркутская область, г. Тулун)
к Иркутской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Иркутск)
о признании незаконным решения от 09.07.2012г. № 12-01-57/12045
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представлены: доверенность, удостоверение,
от таможенного органа: ФИО2 – представлены: доверенность, удостоверение;
ФИО3 - представлены: доверенность, удостоверение,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Кедр» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Иркутской таможни ( далее – ответчик, таможенный орган ) от 09.07.2012г. № 12-01-57/12045 об оставлении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД №№. 10607050/150709/0002377; 10607050/240709/0002516; 10607050/270709/0002543; 10607050/140709/0002367; 10607050/160709/0002413; 10607050/150709/0002382; 10607050/220709/0002490; 10607050/020709/0002233; 10607050/030709/0002244; 10607050/080709/0002289; 10607050/140709/0002375; 10607050/100709/0002311; 10607050/020709/0002232; 10607050/080709/0002286; 10607050/100709/0002313; 10607050/220709/0002491; 10607050/160709/0002419; 10607050/030709/0002239; 10607050/140709/0002372; 10607050/240709/0002519; 10607050/270709/0002542; 10607050/030709/0002238; 10607050/030709/0002235; 10607050/160709/0002418; 10607050/150709/0002378; 10607050/220709/0002484; 10607050/020709/0002234; 10607050/080709/0002287; 10607050/100709/0002310; 10607050/300709/0002583.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчика против удовлетворения требования возразили, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 04 декабря 2012 года до 09.00 часов 11 декабря 2012 года.
Исследовав представленные материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
03 июля 2012 года в Иркутскую таможню поступило заявление Общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов в размере 809 772,00 руб., которая возникла, по мнению Общества, в связи с уменьшением массы (объема) фактически ввезенного Обществом товара, продекларированного по вышеуказанным ДТ и уменьшением таможенной стоимости товара.
К заявлению были приложены следующие документы: копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально; копия свидетельства о государственной регистрации предприятия, организации, учреждения, заверенная нотариально; копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о юридическом лице, заверенная нотариально; оригинал доверенности от 06.06.2012 б/н, подтверждающей полномочия на подписание заявления о возврате авансовых (таможенных) платежей с образцом подписи уполномоченного лица; образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (таможенных) платежей, заверенный таможенным органом при предъявлении документа, удостоверяющего личность; копии платежных поручений от 06.07.2009 №400 на сумму
3 600 000,00 руб., от 23.07.2009 № 442 на сумму 500 000,00 руб.; в качестве документов, подтверждающих начисление таможенных пошлин, подлежащих возврату, копии вышеуказанных ДТ на 54 листах; документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенной пошлины (ДТС, КТС в 2-х экземплярах к указанным ДТ, а также данные документы представлены на электронном носителе); заявление о корректировке таможенной стоимости товаров от 02.07.2012 по указанным ДТ; копии счет-фактур на 39 листах; копии железнодорожных накладных на 36 листах; сводный расчет излишне уплаченной таможенной пошлины.
Письмом Иркутской таможни от 09.07.2012 № 12-01-57/12045 «О возврате заявления без рассмотрения» Обществу возвращено заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в размере 809 772,00 руб., а также возвращены все приложенные к нему документы. В качестве мотивировки причин невозможности рассмотрения заявления по существу Таможней указано, что представленная с пакетом документов к заявлению о возврате денежных средств доверенность от 06.06.2012, подписанная директором Общества ФИО4, выданная за имя А.Н. Кочубея, не принята в качестве документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, в связи с тем, что по представленным ранее Обществом в Иркутскую таможню документам, срок полномочий И.А. Заголовца в должности директора истек 20 ноября 2011 года, иных документов, подтверждающих полномочия директора, Обществом не представлено. Также таможенным органом в письме указано, что Обществом не представлены документы, подтверждающие уменьшение веса и объема продекларированных (вывезенных) товаров по указанным ДТ, причины уменьшения таможенной стоимости товаров в связи с изменением весовых характеристик товаров после их погрузки и отправки в страну экспорта. Кроме того, по ДТ
№№ 10607050/020709/0002232; 10607050/020709/0002233; 10607050/020709/0002234 истек срок обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин.
Одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей Общество направило в Иркутскую таможню заявление б/н от 02.07.2012г. о проведении корректировки таможенной стоимости товаров по вышеуказанным грузовым таможенным декларациям, по результатам рассмотрения, которого таможенным органом письмом от 09.07.2012г. № 12-01-57/12046 «О рассмотрении документов» запрошены дополнительные документы.
Заявитель, полагая решение Таможенного органа, выраженное в письме от 09.07.2012г. № 12-01-57/12045 «О возврате заявления без рассмотрения» незаконным, обратился в суд с настоящим требованием.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 129 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
Порядок предоставления документов на возврат таможенных сборов регламентируется статьей 147 Федерального закона № 311-ФЗ. При этом при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Суд, проанализировав письмо от 09.07.2012г. № 12-01-57/12045 приходит к выводу, что в нем выражено процессуальное решений о возврате заявления без рассмотрения, и оно не содержит отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Как следует из содержания письма – это письмо о возврате документов без рассмотрения. Письмо содержит вывод: «Учитывая вышеизложенное, на основании представленных документов, принять решение о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов по заявлению ООО «Кедр» в размере 809772 рублей не представляется возможным», из которого следует, что на основании тех документов, которые представлены, невозможно рассмотреть заявление. Указанное письмо не содержит вывода о том, что Обществу отказано в возврате излишне уплаченных пошлин, налогов. Кроме того, вместе с письмом от 09.07.2012г. № 12-01-57/12045 заявителю возвращены все приложенные к его заявлению документы, в том числе и декларации по которым, по мнению таможенного органа, пропущен срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов. Возврат документов сопровождает только такое процессуальное решение, как возврат заявления без рассмотрения.
При таких обстоятельствах суд должен дать письму от 09.07.2012г.
№ 12-01-57/12045 оценку как решению о возврате заявления без рассмотрения.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Согласно части 4 статьи 122 Федерального закона № 311-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляют:
1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
3) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
4) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;
5) копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.
В соответствии с частью 4 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.
Как следует из материалов дела, Обществом к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов среди прочих документов приложены:
-оригинал доверенности от 06.06.2012 б/н, подтверждающей полномочия на подписание заявления о возврате авансовых (таможенных) платежей с образцом подписи уполномоченного лица (пункт 1 перечня прилагаемых документов абзац 4);
-образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (таможенных) платежей, заверенный таможенным органом при предъявлении документа, удостоверяющего личность (пункт 1 перечня прилагаемых документов абзац 5).
Таким образом, Обществом во исполнение пункта 3 части 4 статьи 122 Федерального закона № 311-ФЗ в качестве документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, приложен оригинал доверенности от 06.06.2012 б/н (что не оспаривается Обществом и подтверждается перечнем приложений к заявлению), в то время как законодатель предписывает представлять такой документ либо заверенный нотариально, либо заверенный таможенным органом, что заявителем не было сделано.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ, если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.
Заявление Общества не содержит сведений о том, что документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление (ФИО5) ранее представлялись в таможенный орган и в них отсутствуют изменения. Такие сведения указаны в заявлении Общества, но в отношении документов, указанных в пункте 2) приложений. Так на последней странице заявления указано: «Документы, указанные в п.2) приложений ранее представлялись в оригинале в Иркутскую таможню при декларировании товаров. Документы, указанные в п.2) приложений представляются так же в оригинале для обозрения и заверения работником Иркутской таможни.» В то время как доверенность перечислена в пункте 1) приложений.
Судом установлено, что таможенным органом не обоснованно в качестве оснований для возврата заявления без рассмотрения указано, что приложенные Обществом к заявлению документы, не свидетельствуют об излишней уплате таможенных пошлин, налогов, а также, что по ГТД №№ 10607050/020709/0002233; 10607050/020709/0002232; 10607050/020709/0002234 истек срок подачи заявления на возврат излишне уплаченных таможенных платежей, ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, Общество приложило к заявлению в качестве доказательств факта излишне уплаченных платежей: ДТС, КТС в 2-х экземплярах для таможенного органа и для возврата декларанту к ГТД №№ 10607050/150709/0002377; 10607050/240709/0002516; 10607050/270709/0002543; 10607050/140709/0002367; 10607050/160709/0002413; 10607050/150709/0002382; 10607050/220709/0002490; 10607050/020709/0002233; 10607050/030709/0002244; 10607050/080709/0002289; 10607050/140709/0002375; 10607050/100709/0002311; 10607050/020709/0002232; 10607050/080709/0002286; 10607050/100709/0002313; 10607050/220709/0002491; 10607050/160709/0002419; 10607050/030709/0002239; 10607050/140709/0002372; 10607050/240709/0002519; 10607050/270709/0002542; 10607050/030709/0002238; 10607050/030709/0002235; 10607050/160709/0002418; 10607050/150709/0002378; 10607050/220709/0002484; 10607050/020709/0002234; 10607050/080709/0002287; 10607050/100709/0002310; 10607050/300709/0002583.
Факт представления вышеперечисленных документов таможенным органом не оспаривается.
Частью 4 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ определено основание для возврата заявления плательщику без рассмотрения – отсутствие в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставление необходимых документов.
Пункт 3 части 2 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ не раскрывает, какие именно документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов должны быть приложены к заявлению.
По смыслу указанной правовой нормы к таким документам следует относить платежные документы, подтверждающие перечисление спорных суммы в бюджет, а также любые документы, которые, по мнению заявителя, позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом.
При этом представляемые документы в их совокупности должны быть достаточными для объективной оценки требований заявителя. Сама же оценка представленных документов по существу на стадии принятия заявления производиться не может. Также как и не может даваться оценка своевременности подачи заявления, поскольку в силу подпункта 3 пункта 12 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ подача заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по истечению установленных сроков является основанием для отказа в возврате платежей, но не основанием для возврата заявления без рассмотрения.
Вместе с тем, у таможенного органа имелись законные основания для возврата заявления без рассмотрения, так как Обществом не выполнены требования пункта 3 части 4 статьи 122 Федерального закона № 311-ФЗ, а именно, представленная в качестве документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, доверенность от 06.06.2012г. не заверена нотариально либо таможенным органом.
В силу части 4 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ в случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Следовательно, права заявителя письмом Иркутской таможни от 09.07.2012г. № 12-01-57/12045 не нарушены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не противоречит действующему таможенному законодательству, не нарушает законные интересы Общества, в связи с чем требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требования заявителя отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.Ю. Шубина