АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-17498/2012
«12» августа 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании «05» августа 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено «12» августа 2013 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Архипенко А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Доновской Н. Н. (после перерыва помощником судьи Богдановым А. И.), рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Федерального государственного унитарного авиационного предприятия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (юридический адрес: 140160, Московская область, г.Жуковский; ОГРН <***>)
к агентству лесного хозяйства Иркутской области (юридический адрес: 664003, <...>; ОГРН <***>)
третье лицо: Правительство Иркутской области (юридический адрес: 664027, <...>)
о взыскании 8 417 231 руб. 28 коп.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности от 04.07.2013;
ФИО2 – представитель по доверенности от 23.01.2013;
от третьего лица: ФИО3 – представитель по доверенности от 05.12.2012, после перерыва – ФИО4 – представитель по доверенности от 03.06.2013;
в предварительном судебном заседании объявлялся перерыв с 01.08.2103 до 11 час. 30 мин. 05.08.2103;
установил:
Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обратилось к агентству лесного хозяйства Иркутской области с требованием о взыскании 8 417 231 руб. 28 коп., составляющих сумму задолженности за выполненные в июне, октябре 2011 года авиационные работы по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Иркутской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Иркутской области.
Ответчик иск не признал, ссылаясь на отсутствие между сторонами обязательственных отношений, средства на оказание авиационных услуг из бюджета не выделялись, потому оснований для заключения государственных контрактов не имелось.
Представитель третьего лица пояснил, что в полномочия Правительства Иркутской области не входит организация использования и охраны лесов, в частности, тушение пожаров.
Суд признал подготовку дела к судебному заседанию оконченной и на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание.
Обстоятельства дела.
В 2011 году Правительство Иркутской области дважды обращалось к временному исполняющему обязанности начальника СРЦ МЧС России, генерал-майору ФИО5 (через заместителя начальника СРЦ МЧС России (по авиации) ФИО6) с письмами от 09.06.2011 исх.№ 02-11-347/11, от 03.10.2011 исх.№ 02-11-2366/11, содержащими просьбу об оказании помощи в связи с обострившейся пожароопасной обстановкой в выделении авиации МЧС на тушение лесных пожаров, действующих на территории Иркутской области в Братском районе, тушение которых затруднено сложным рельефом местности и удаленностью от населенных пунктов, и ссылкой на то, что оплату выполненных работ Правительство Иркутской области гарантирует.
Письма подписаны первым заместителем председателя правительства Иркутской области ФИО7
На основании обращений, первый заместитель начальника Сибирского регионального центра МЧС России ФИО5, ссылаясь на гарантии Правительства Иркутской области об оплате выполняемых работ, обратился к первому заместителю Министра РФ МЧС России действительному государственному советнику РФ 1 класса ФИО8 с ходатайствами от 09.06.2011, от 04.10.2011 о выделении самолетов ИЛ-76, БЕ-200 ЧС для тушения лесных пожаров на территории Братского района Иркутской области.
Распоряжениями от 09.06.2011, от 03.10.2011 начальник Управления авиации и авиационного-спасательных технологий (начальником авиации) МЧС России ФИО9 поручил начальникам Сибирского РЦ МЧС России, АСЦ (Ц) МЧС России выполнить рейсы самолетов с целью выполнения государственного задания – ликвидация ЧС (тушение пожаров в Иркутской области).
За период с 09.06.2011 по 16.06.2011 и с 03.10.2011 по 08.11.2011 авиационным предприятием с использованием воздушных судов (ВС) ИЛ-76ДТ бортовые номера 76845, 76363, 76840, оборудованных выливными авиационными приборами ВАП-2 были оказаны авиационные услуги по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Иркутской области (заявки на полет №№168-168/5 от 09.06.2011) и 394-394/3 от 03.10.2011).
Сумма расходов (затрат) авиационного предприятия МЧС России по оказанным услугам оставила 8 417 231 руб. 28 коп., в том числе: 4 804 664 руб. 91 коп. за период с 09.06.2011 по 16.06.2011 и 3 612 566 руб. 37 коп. за период с 03.10.2011 по 08.11.2011.
После выполнения работ авиационное предприятие МЧС России направило в адрес агентства лесного хозяйства (как органа исполнительной власти Иркутской области, на который возложена обязанность по организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области) для подписания государственные контракты на выполнение авиационных работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Иркутской области за период с 09.06.2011 по 16.06.2011 , с 03.10.2011 по 08.11.2011 с приложениями смет фактически понесенных расходов и выставило для оплаты счета от 02.05.2012 № 34 на сумму 4 804 664 руб. 91 коп., от 02.05.2012 № 35 на сумму 3 612 566 руб. 37 коп.
Письмом от 02.08.2012 исх.№ 91-37-47/12 Агентство лесного хозяйства Иркутской области сообщило о невозможности заключения контрактов по причине невыделения средств из федерального бюджета на погашение кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров 2011 года.
Ссылаясь на отказ агентства лесного хозяйства уплатить расходы, понесенные в связи с тушением лесных пожаров, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, указав его правовым основанием статьи 309, 310, 779 - 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В заседании ответчик и третье лицо уточнили основание своих возражений.
В период с 03.06.2011 до 10 часов 00 минут 17.06.2011, с 01.10.2011 до 07.10.2011 вследствие возникновения лесных пожаров на территории муниципального образования «Братский район», «город Братск» был введен и действовал режим чрезвычайной ситуации.
Тушение лесных пожаров имеющих статус чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами МЧС России, его подведомственных учреждений.
Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Исходя из указанного ответчик и третье лицо просили в иске отказать.
Исследовав материалы дела, и выслушав доводы сторон, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Во исполнение статьи 12 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 было образовано Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Постановлением Правительства РФ от 10.05.1995 № 457 в целях обеспечения оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, проведения специальных авиационных поисково-спасательных операций, своевременной доставки сил и средств Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в районы аварий, катастроф и стихийных бедствий, было создано федеральное государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России ФГУАП МЧС.
Согласно пункту 2.1 устава предприятие создано в целях обеспечения экстренного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, оперативной и плановой деятельности МЧС России.
Целью и предметом деятельности предприятия в соответствии с пунктом 2.2.3 устава является проведение специальных авиационных и авиационно-спасательных работ, к которым относится и тушение пожаров с воздуха с применением специальных авиационных приборов и устройств.
Таким образом, истец является государственным предприятием, авиационным подразделением МЧС России, которое при возникновении чрезвычайных ситуаций проводит специальные авиационные работы, в том числе и тушение пожаров с воздуха с применением специальных авиационных приборов и устройств, по указанию министра или начальников региональных центров МЧС России.
Финансовое обеспечение установленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, отнесено статьей 24 настоящего закона к расходным обязательством Российской Федерации.
Статьей 13 (часть 2 подпункт а) Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти по отношению к подведомственным организациям финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.
Пунктом 3 Правил предоставления в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов субсидий из федерального бюджета Федеральному государственному унитарному авиационному предприятию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденных Приказом МЧС РФ от 03.03.2011 № 86 предусмотрено, предоставление Федеральному государственному унитарному авиационному предприятию МЧС России (далее - ФГУАП МЧС России) субсидий в целях возмещения затрат, связанных с авиационным обеспечением мероприятий, выполняемых в интересах МЧС России, в том числе: на авиационное обеспечение реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (далее - ЧС) и их предупреждения.
Следовательно, финансирование авиационного обеспечения реагирования истца на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в том числе и в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, должно обеспечиваться за счет субсидий предоставленных МЧС России.
Как видно из материалов дела, в частности, решений комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при администрации Братского района от 03.06.2011, от 09.06.2011, и от 07.10.2011 в связи с высокой горимостью лесов в лесах Братского района был введен на территории и в границах муниципального образования Братский район режим чрезвычайной ситуации с 03.06.2011 до 10 часов 00 минут 17.06.2011, с 01.10.2011 до 07.10.2011.
Распоряжениями от 09.06.2011, от 03.10.2011 начальник Управления авиации и авиационного-спасательных технологий (начальником авиации) МЧС России ФИО9 поручил начальникам Сибирского РЦ МЧС России, АСЦ (Ц) МЧС России выполнить рейсы самолетов с целью выполнения государственного задания – ликвидация ЧС (тушение пожаров в Иркутской области).
Из представленных в материалы дела истцом заявок на полет №№168-168/5 от 09.06.2011 и 394-394/3 от 03.10.2011 усматривается, что цель полетов обозначалась как государственное задание - тушение пожаров в Иркутской области.
Перечисленные обстоятельства в своей совокупности свидетельствует о том, что федеральное государственное унитарное авиационное предприятия МЧС России (далее - ФГУАП МЧС России) осуществляла спорные полеты (авиационное обеспечение реагирования) в целях авиационного обеспечения мероприятий, выполняемых в интересах МЧС России - реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и их предупреждения, а потому возмещение связанных с этой деятельностью затрат, должно в силу статьи 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункта 3 Правил предоставления в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов субсидий из федерального бюджета Федеральному государственному унитарному авиационному предприятию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» осуществляться не за счет средств ответчика либо Иркутской области, а посредством представления субсидий из федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных МЧС России.
При таких обстоятельствах в иске следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на истца, в том числе и за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать Федерального государственного унитарного авиационного предприятия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 140160, Московская область, г.Жуковский) в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину за рассмотрение дела судом кассационной инстанции в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья: А.А. Архипенко