ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-17745/13 от 22.10.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-17745/2013

23.10.2014г.

Резолютивная часть решения объявлена 22.10.2014.

Решения в полном объеме изготовлено 23.10.2014.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буценко Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

администрации г. Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>)

к службе архитектуры Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>)

о признании недействительным предписания службы архитектуры Иркутской области от 24.10.2013 г. № 82-37-1432/13 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности путем отмены разрешения на строительство от 05.02.2013 г. № RU 38303000-145/08, устранении причин и условий, способствующих нарушению законодательства о градостроительной деятельности,

третье лицо Открытое акционерное общество «Ингосстрах»,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность),

от ответчика: ФИО2,

от третьего лица: ФИО3 (паспорт, доверенность),

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Иркутска (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к службе архитектуры Иркутской области (далее – ответчик, Служба) о признании недействительным предписания службы архитектуры Иркутской области от 24.10.2013 г. № 82-37-1432/13 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности путем отмены разрешения на строительство от 05.02.2013 г. № RU 38303000-145/08, устранении причин и условий, способствующих нарушению законодательства о градостроительной деятельности.

В судебном заседании представитель Администрации заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель ответчика заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Представитель третьего лица просил признать оспариваемое предписание недействительным.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12 час. 30 мин. 22.10.2014.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Администрации г. Иркутска зарегистрирована в качестве юридического лица, ОГРН – <***>.

Службой архитектуры Иркутской области в рамках обращения службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области проведена проверка законности выдачи ООО «Ингосстрах» разрешения на строительство гостиницы на 48 мест по адресу: <...> от 05.02.2013 NRU38303000-145/08 (далее — разрешение на строительство).

В результате проверки документов, на основании которых Отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики Комитета выдано разрешение на строительство, Службой выявлены следующие нарушения законодательства о градостроительной деятельности: в нарушение пункта 2, подпункта «б» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдано в отсутствие градостроительного плана, схемы планировочной организации земельного участка; в нарушение положений Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация была подготовлена для строительства здания гостиницы, однако фактически на указанном земельном участке предполагается осуществить реконструкцию существующего объекта незавершенного строительства.

По результатам проведенной проверки 24.10.2014 Службой архитектуры Иркутской области выдано предписание №82-37-1432/13 о безотлагательном рассмотрении указанного предписания и устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности путем отмены разрешения на строительство от 05.02.2013 №RU38303000-145/08; об устранении причин и условий, способствующих нарушениям законодательства о градостроительной деятельности; о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Службу в срок не позднее двух недель с момента получения данного предписания с представлением копий документов, подтверждающих выполнение настоящего предписания.

Заявитель, полагая, что предписание от 24.10.2014 №82-37-1432/13 не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В качестве доводов в обоснование заявленного требования заявитель ссылается на следующее: ссылка Службы на обязательное наличие градостроительного плана для выдачи разрешения на строительство не соответствует закону; поскольку застройщиком началось строительство объекта, отказ в продлении срока действия разрешения на строительство является неправомерным; основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствовали; информация, которая должна была содержаться в схеме планировочной организации земельного участка, полностью представлена в генплане, входящем в состав проектной документации.

Третье лицо полагает оспариваемое предписание недействительным.

Ответчик полагает оспариваемое предписание законным и обоснованным, ссылается на то, что для выдачи разрешения на строительство в уполномоченный орган застройщик обязан представить градостроительный план земельного участка.

Кроме того, считает, что требование Администрации не является спором в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, вследствие этого производство по делу подлежит прекращению.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

Довод ответчика о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, судом рассмотрен и отклонен по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Под ненормативным правовым актом, который в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным арбитражным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в определенной процессуальной форме, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий, так как не могут затронуть прав и законных интересов лиц.

Арбитражный суд считает, что оспариваемое предписание, вынесенное Службой, носит властно-распорядительный характер, направлен на изменение прав и обязанностей конкретных лиц, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий спор является подведомственным арбитражному суду (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2014 №302-КГ14-2587).

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.

Согласно части 1 статьи 28 Устава города Иркутска Администрация города Иркутска, как исполнительно-распорядительный орган города Иркутска, относится к органам местного самоуправления города Иркутска.

Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска (далее – Комитет) является структурным подразделением администрации города Иркутска, не наделенным правами юридического лица (пункт 1.1 Положения о Комитете по градостроительной политике администрации города Иркутска, являющегося приложением к распоряжению администрации г. Иркутска от 25 мая 2012 года № 031-10-537/12).

В силу пункта 3.1.32 указанного выше Положения Комитет выдает разрешение на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) или отказывает в выдаче разрешения на строительство с указанием причин отказа.

В соответствии с пунктами 1.1 и 3.1.4 Положения об отделе выдачи разрешительной документации Департамента реализации градостроительной политики Комитета по градостроительной политики администрации г. Иркутска (далее – Отдел), являющегося приложением № 7 к распоряжению администрации города Иркутска от 06 февраля 2012 года № 031-10-90/12 (далее – Положение № 031-10-90/12), функции по выдаче разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) или отказу в выдаче такого разрешения осуществляются Отделом - структурным подразделением Департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, не наделенным правами юридического лица.

В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи, в том числе орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Согласно статье 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее – Положение № 87).

Согласно пункту 2 Положения № 87 объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды: объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов; объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения); линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Подпунктом «м» пункта 12 Положения № 87 предусмотрено, что раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» в графической части должен содержать схему планировочной организации земельного участка с отображением решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории.

В силу подпункта «а» пункта 16 Положения № 87 подраздел «Система электроснабжения» раздела 5 в текстовой части должен содержать характеристику источников электроснабжения в соответствии с техническими условиями на подключение объекта капитального строительства к сетям электроснабжения общего пользования.

Подраздел «Технологические решения» раздела 5 в графической части должен содержать технологические планировки по корпусам (цехам) с указанием мест размещения основного технологического оборудования, транспортных средств, мест контроля количества и качества сырья и готовой продукции и других мест - для объектов производственного назначения (подпункт «с» пункта 22 Положения №87).

Раздел 6 «Проект организации строительства» в текстовой части должен содержать характеристику земельного участка, предоставленного для строительства, обоснование необходимости использования для строительства земельных участков вне земельного участка, предоставляемого для строительства объекта капитального строительства (подпункт «д» пункта 23 Положения № 87).

Пункт 27 Положения № 87 предусматривает, что проектная документация должна содержать раздел 10 «Мероприятия по обеспечение доступа инвалидов» с указанием в текстовой части перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам, предусмотренным в пункте 10 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Представленная застройщиком (ФИО4) в целях получения разрешения на строительство документация подготовлена применительно к объекту - гостиница на 48 мест по адресу: <...>.

Застройщик обратился в Отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – гостиницы на 48 мест, к которому были приложены следующие документы: копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок; копия договора купли-продажи земельного участка; копия архитектурно-планировочного задания; пояснительная записка; проект организации строительства. Стройгенплан; схема планировочной организации земельного участка; схема решения фасадов; сводный план сетей и благоустройства; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; схема планировочной организации земельного участка.

Из материалов дела следует, что с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – гостиницы на 48 мест по адресу: г. Иркутск, ул. 25 Октября, дом №29, с приложением документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФИО4 (далее – застройщик) обратился в Отдел выдачи разрешительной документации Департамента реализации градостроительной политики Комитета по градостроительной политики 28.10.2008.

Отделом проведена проверка представленных документов, в ходе которой нарушений требований градостроительного законодательства установлено не было. Иных документов в соответствии с требованиями части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ФИО4 не требовалось.

Представленные застройщиком документы для получения разрешения на строительство являлись необходимыми и достаточными для выдачи разрешения на строительство.

Таким образом, у Отдела выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительной инспекцией 05.11.2008 выдано разрешение на строительство №RU38303000-145/08.

Данное разрешение впоследствии продлено уполномоченным органом на срок до 01.06.2011.

В силу части 21 стать 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи

В соответствии с договором купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером 38:36:000021:639, общей площадью 868 кв.м. от 06.023.2011, право собственности на указанный земельный участок перешло к открытому страховому акционерному обществу «Ингосстрах» (далее – ОСАО «Ингосстрах») (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 25.03.2011 №38 АД 452926.

В связи с переходом права собственности на указанный земельный участок ОСАО «Ингосстрах» 31.01.2013 обратилось в отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство №RU38303000-145/08 от 05.11.2008 с приложением уведомления от 31.01.2013 о приобретении прав на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000021:639.

К заявлению о продлении разрешения на строительство №RU38303000-145/08 от 05.11.2008 ОСАО «Ингосстрах» были приложены следующие документы: копии свидетельств о регистрации государственного права на земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000021:22545, 38:36:000021:639; копия разрешения на строительство №RU38303000-145/08 от 05.11.2008.

05.02.2013 отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска ОСАО «Ингосстрах» выдано разрешение на строительство №RU38303000-145/08. Срок действия разрешения установлен до 31.12.2013.

В соответствии с частью 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

В связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000021:22545, расположенном по адресу: ул. 25 Октября, 29, на момент подачи заявления ОСАО «Ингосстрах» о продлении срока разрешения на строительство уже было начато строительство объекта капитального строительства, следовательно, основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство у Администрации отсутствовали.

Разрешение на строительство №RU38303000-145/08 от 05.02.2013 имеет тот же номер, что и продленное им разрешение на строительство от 05.11.2008. То есть, разрешение на строительство №RU38303000-145/08 от 05.02.2013 является документом, продляющим срок действия ранее выданного разрешения на строительство от 05.11.2008.

Вопрос об отмене разрешения на строительство №RU38303000-145/08 от 05.11.2008 как выданного в отсутствие градостроительного плана земельного участка в оспариваемом предписании не ставится.

Для продления срока разрешения на строительство законом не требуется представления каких-либо дополнительных документов, в том числе градостроительного плана земельного участка.

Само по себе продление срока действия разрешения на строительство предполагает увеличение срока строительства того объекта и согласно той проектной документации, на строительство которого выдано разрешение.

Более того, в силу части 21.5 стать 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Из материалов дела следует, что назначение объекта строительства новым собственником не изменялось.

На дату получения разрешения на строительство №RU38303000-145/08 от 05.11.2008 прежний собственник имел согласования со всеми организациями и заинтересованными лицами архитектурно-планировочного задания, согласование с которыми требовалось нормами действующего законодательства на момент выдачи разрешения на строительство в 2008 году, в связи с чем оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось.

Статья 2 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что архитектурно-планировочное задание представляет собой комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.

Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил (абзац 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на момент выдачи разрешения на строительство от 05.11.2008 градостроительные планы земельных участков органом местного самоуправления не выдавались, и основанием для проектирования являлось только архитектурно-планировочное задание.

Данная позиция отражена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2011 №ВАС-13170/11.

Довод ответчика о том, что в нарушение части 20 стать51 Градостроительного кодекса Российской Федерации заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подано с нарушением срока (60 дней) до окончания срока действия разрешения на строительство, что является основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство, судом рассмотрен и отклонен в связи со следующим.

Частью 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия разрешения на строительство может быть продлен уполномоченным органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.

Как следует из материалов дела, разрешение на строительство №RU38303000-145/08 от 05.11.2008 продлено до 01.07.2011.

С заявлением о продлении данного разрешения на строительство ОСАО «Ингосстрах» обратилось 31.01.2013, то есть с нарушением установленного законом срока.

Вместе с тем данное обстоятельство не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство в силу части 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Довод ответчика о том, что разрешение не строительство выдано в отсутствии схемы планировочной организации земельного участка, судом также рассмотрен и отклонен в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема планировочной организации земельного участка выполняется в соответствии с градостроительным планом земельного участка.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что при отсутствии градостроительного плана земельного участка достаточным для выдачи разрешения от 05.11.2008 на строительство объекта капитального строительства являлось архитектурно-планировочное задание (документация).

Информация, которая должна содержаться в схеме планировочной организации земельного участка, полностью представлена в генплане, входящем в состав проектной документации.

Далее, основанием для выдачи оспариваемого предписание послужил вывод ответчика о том, что в нарушение положений Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация была подготовлена для строительства здания гостиницы, однако фактически на указанном земельном участке предполагается осуществить реконструкцию существующего объекта незавершенного строительства.

Как установлено в судебном заседании, разрешение на строительство от 05.02.2013 г. № RU 38303000-145/08 является документом, продляющим срок действия ранее выданного разрешения на строительство от 05.11.2008 с таким же номером.

То есть разрешение на строительство от 05.02.2013 г. № RU 38303000-145/08 не является самостоятельным разрешением на строительство, а по своей сути продляет ранее выданное разрешение на тот же объект строительства.

В судебном заседании установлено, что застройщиком использованы все предусмотренные законом способы легализации объекта капитального строительства.

Так им представлено положительное заключение Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области от23.10.2008 №97-37-0140/8 по проектной документации «Гостиница по ул. 25 Октября, 29 в г. Иркутске».

В указанном заключении утверждены показатели объекта: гостиница, площадь застройки: 405 к.в.м, общая площадь 2042,4 кв.м., количество мест: 48.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на проектную документацию дано положительное заключение государственной экспертизы, застройщик обладает правом собственности на земельный участок, осуществляемая застройщиком деятельность, связанная со строительством гостиницы, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровья граждан.

Разрешение на строительство выдано именно на объект: «Гостиница по ул. 25 Октября, 29 в г. Иркутске» и его целевое назначение застройщиком не изменено.

Деятельность застройщика, связанная со строительством, производится на основании прежней строительной документации, а не какой-либо иной.

Доказательства того, что объект, на который выдано разрешение на строительство от 05.11.2008, подвергся реконструкции, ответчиком суду не представлены.

Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствуют Градостроительному кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что предписание Службы архитектуры Иркутской области от 24.10.2013 г. № 82-37-1432/13 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности путем отмены разрешения на строительство от 05.02.2013 г. № RU 38303000-145/08, устранении причин и условий, способствующих нарушению законодательства о градостроительной деятельности, является незаконным, необоснованным и нарушают права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать недействительным предписание службы архитектуры Иркутской области от 24.10.2013 г. № 82-37-1432/13 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности путем отмены разрешения на строительство от 05.02.2013 г. № RU 38303000-145/08, устранении причин и условий, способствующих нарушению законодательства о градостроительной деятельности, как несоответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Обязать службу архитектуры Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации города Иркутска.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья: Т.Ю.Мусихина