АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8 (395-2) 24-12-96; , факс 8 (395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск Дело № А19-17769/09-52 «01» октября 2009 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Амур»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 1 по Иркутской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии представителей:
от заявителя: не присутствовал;
от налогового органа: представитель по доверенности ФИО1;
установил:
Закрытое акционерное общество «Амур» (далее - ЗАО «Амур, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 96 от 05.08.2009 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Иркутской области (далее – налоговый орган, административный орган).
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 24 сентября до 01 октября 2009 года.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Дело рассматривается в порядке п. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие представителя общества.
Как следует из материалов дела, 27.07.2009 года на основании распоряжения № 36-16-1 от 27.07.2009 года о проведении проверки, налоговым органом проведена проверка торговой точки кафе «На причале», расположенной по адресу: Иркутская область, г. Байкальск, мкр. ФИО2, 221, парк «Радуга», принадлежащей ООО «Амур» по вопросам исполнения Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и других законодательных документов.
На момент проверки барменом-официантом ФИО3 не представлены должностным лицам административного органа сопроводительные документы (сертификат соответствия, удостоверение о качестве, разделы «А», «Б» к справкам товарно-транспортным накладным, грузовой таможенной декларации) на алкогольную продукцию, находящуюся в обороте ООО «Амур», а именно:
- на Армянский коньяк 3-х звездочный «Арнак» ёмкостью 0,25 л., дата розлива 25.03.2008, акцизная марка 009 № 20380901; на водку «Русский лес. На кедровых орешках» ёмкостью 0,5 л., дата розлива 16.06.2009, специальная федеральная марка 007 № 862739512; на вино полусладкое белое «Селестино», емкостью 0.75 л., дата розлива 21.05.2007, акцизная марка 004 № 64816663; на вино полусладкое белое столовое «Мускат», ёмкостью 0,7 л., дата розлива 19.03.2009, специальная федеральная марка 012 № 69941908; на коньяк «Российский Пять звездочек» пятилетий, ёмкостью 0,1 л., дата розлива 18.05.2009, специальная федеральная марка 007 № 757313591;
- не представлены на момент проверки сопроводительные документы (удостоверение о качестве, разделы «А», «Б» к справкам товарно-транспортным накладным, грузовой таможенной декларации) на алкогольную продукцию, находящуюся в обороте ООО «Амур», а именно: на водку «Высота люкс» ёмкостью 0,375 л., дата розлива 10.06.2008, специальная федеральная марка 005 № 428422133, на вино полусладкое белое «Эль Сулю» ёмкость 0.75 л., дата розлива 06.02.2007, акцизная марка 003 № 24300875;
- не представлены на момент проверки сопроводительные документы (разделы «А», «Б» к справкам товарно-транспортным накладным, грузовой таможенной декларации) на алкогольную продукцию, находящуюся в обороте ООО «Амур», а именно: на коньяк Российский пятилетний «Старейшина» ёмкостью 0,5 л., дата розлива 22.04.2009, специальная федеральная марка 007 № 610037415, на вино ароматизированное сладкое белое «Вермут Сольваторе белый» ёмкостью 0,5 л., дата розлива 16.02.2009, акцизная марка 002 № 135459087.
Непредставление на момент проверки должностным лицам административного органа вышеуказанных сопроводительных документов является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55, ст. 11, п. 1 ст. 26, ст. 16 и ст. 10.2 Федерального закона РФ от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», постановления Правительства РФ от 31.12.2005 года № 872 «О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации», постановления Правительства РФ от 31.12.2005 года № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию».
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки № 36-16-1 от 27.07.2009 года. С актом проверки ознакомлен генеральный директор ЗАО «Амур» ФИО4
Барменом-официантом ФИО3 по данному факту даны письменные объяснения к акту проверки № 36-16-1 от 27.07.2009 года, из которых следует, что документы находятся у руководителя, будут представлены позже.
Уведомлением № 36-16-1 от 27.07.2009 года налоговый орган уведомил генерального директора ЗАО «Амур» ФИО4 о дате и времени составления протокола по акту проверки от 27.07.2009 года № 36-16-1.
При составлении протокола № 36-16-1 от 29.07.2009 года генеральный директор ФИО4 по факту непредставления при проведении проверки документов (сертификат соответствия, удостоверение о качестве, разделы «А», «Б» к справкам товарно-транспортным накладным, грузовой таможенной декларации) пояснила, что в момент проведения проверки документы на алкогольную продукцию находились в кафе в рабочем кабинете, обязалась представить документы в налоговую инспекцию.
В протоколе № 36-16-1 от 29.07.2009 года имеется отметка об ознакомлении лица, в отношении которого ведется административное производство, с правами и обязанностями. ЗАО «Амур» извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, копия протокола получена ФИО4
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 05.08.2009 года Межрайонной ИНФС России № 1 по Иркутской области принято постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 96, согласно которому ЗАО «Амур» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - KoAП РФ) - нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением ЗАО «Амур» обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В обоснование заявленных требований общество указало на то, что проверка проведена с грубым нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку из распоряжения о проведении проверки № 36-16-1 от 27.07.2009 года не ясно, какая проводилась проверка: плановая или внеплановая.
Административный орган с доводами заявителя не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав представителя налогового органа и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) в области производства и оборота алкогольной продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных ст. 10.2 настоящего Закона, с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона и нарушением установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В силу ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Согласно ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 указанного Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее – Правила продажи отдельных видов товаров) при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
В соответствии с п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Таким образом, из положений Федерального закона № 171-ФЗ, Правил продажи отдельных видов товаров, следует, что при осуществлении оборота алкогольной продукции, требуются сопроводительные документы. Указанные сопроводительные документы удостоверяют легальность производства и оборота алкогольной продукции. В случае их полного или частичного отсутствия алкогольная продукция признается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Положения вышеуказанных нормативных актов позволяют сделать вывод, что при розничной продаже алкогольной продукции торгующая организация (продавец) обязана предъявить в момент реализации алкогольной продукции по требованию покупателя или контролирующего органа указанные документы.
Нарушение указанных правил является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, должностными лицами налогового органа проведена проверка торговой точки кафе «На причале», расположенной по адресу: Иркутская область, г. Байкальск, мкр. ФИО2, 221, парк «Радуга», принадлежащей ООО «Амур».
На момент проверки барменом-официантом ФИО3 не представлены должностным лицам административного органа сопроводительные документы (сертификат соответствия, удостоверение о качестве, разделы «А», «Б» к справкам товарно-транспортным накладным, грузовой таможенной декларации) на алкогольную продукцию, находящуюся в обороте ООО «Амур», а именно:
- на Армянский коньяк 3-х звездочный «Арнак» ёмкостью 0,25 л., дата розлива 25.03.2008, акцизная марка 009 № 20380901; на водку «Русский лес. На кедровых орешках» ёмкостью 0,5 л., дата розлива 16.06.2009, специальная федеральная марка 007 № 862739512; на вино полусладкое белое «Селестино», емкостью 0.75 л., дата розлива 21.05.2007, акцизная марка 004 № 64816663; на вино полусладкое белое столовое «Мускат», ёмкостью 0,7 л., дата розлива 19.03.2009, специальная федеральная марка 012 № 69941908; на коньяк «Российский Пять звездочек» пятилетий, ёмкостью 0,1 л., дата розлива 18.05.2009, специальная федеральная марка 007 № 757313591;
- не представлены на момент проверки сопроводительные документы (удостоверение о качестве, разделы «А», «Б» к справкам товарно-транспортным накладным, грузовой таможенной декларации) на алкогольную продукцию, находящуюся в обороте ООО «Амур», а именно: на водку «Высота люкс» ёмкостью 0,375 л., дата розлива 10.06.2008, специальная федеральная марка 005 № 428422133, на вино полусладкое белое «Эль Сулю» ёмкость 0.75 л., дата розлива 06.02.2007, акцизная марка 003 № 24300875;
- не представлены на момент проверки сопроводительные документы (разделы «А», «Б» к справкам товарно-транспортным накладным, грузовой таможенной декларации) на алкогольную продукцию, находящуюся в обороте ООО «Амур», а именно: на коньяк Российский пятилетний «Старейшина» ёмкостью 0,5 л., дата розлива 22.04.2009, специальная федеральная марка 007 № 610037415, на вино ароматизированное сладкое белое «Вермут Сольваторе белый» ёмкостью 0,5 л., дата розлива 16.02.2009, акцизная марка 002 № 135459087.
Указанные обстоятельства подтверждаются: актом проверки от 27.07.2009 года № 36-16-1; протоколом об административном правонарушении от 29.07.2009 года № 36-16-1; объяснениям бармена-официанта ООО «Амур» ФИО3, согласно которым, документы на алкогольную продукцию, реализуемую в кафе, не представлены, так как находятся у руководителя, будут представлены позже; объяснениям генерального директора ООО «Амур» ФИО4, отраженных в протоколе об административном правонарушении от 29.07.2009 года № 36-16-1, согласно которым, документы в момент проверки не представлены, так как находились в рабочем кабинете, куда нет доступа бармену.
Обществом не оспаривается факт непредставления в момент проведения проверки сопроводительных документов на алкогольную продукцию.
Судом установлено, что у общества имеются сопроводительные документы, свидетельствующие о легальности реализуемой алкогольной продукции. Указанные документы были представлены налоговому органу, что подтверждается отметкой в сохранной расписке от 27.07.2009 года.
Представление необходимых документов после проведения проверки подтверждает нарушение обществом пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.
Тот факт, что в момент проверки не были предъявлены документы контролирующему органу, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, свидетельствует о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.
При таких обстоятельствах привлечение к административной ответственности общества суд признает правомерным.
Согласно п. 6 ст. 210 АПК РФ суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверяя обстоятельства соблюдения административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, судом установлено, что порядок привлечения ООО «Амур» налоговым органом соблюден.
Согласно п. 5.1.3 положения о Федеральной налоговой службе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
При этом, пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что положения настоящего закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением, в том числе, налогового контроля.
Судом установлено, что, проведенная налоговым органом проверка не является проверкой деятельности общества и проведена в рамках предоставленных налоговым органам в соответствии с положением о Федеральной налоговой службе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 полномочий по контролю и надзору за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей, спиртосодержащей продукции.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" имеет иные цели и сферу применения и не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, а также отменять фактическое основание наступления ответственности в рассматриваемой ситуации.
При таких обстоятельствах суд полагает ссылку заявителя на ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о том, что проверка проведена с грубым нарушением указанного закона, несостоятельной.
На основании изложенного в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Амур» о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 96 от 05.08.2009 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Иркутской области следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Т.Ю. Чемезова