АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-1784/2022
12.04.2022
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07.04.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 12.04.2022.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбачук С.В., рассматривает в судебном заседании в помещении арбитражного суда заявление
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПЛАНЕТА" (666793, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, УСТЬ-КУТ ГОРОД, ФИО1 УЛИЦА, СТРОЕНИЕ 109Г, ПОМЕЩЕНИЕ 4, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Службе потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664003 <...>)
об оспаривании постановления № 753/08/21-ю от 21.12.2021,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2 – доверенность от 21.01.2022, паспорт, диплом,
от ответчика – ФИО3 – доверенность от 10.01.2022, паспорт, диплом,
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПЛАНЕТА" (далее - заявитель, Общество, ООО «ПЛАНЕТА») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об оспаривании постановления № 753/08/21-ю от 21.12.2021, вынесенного Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (далее – Служба, административный орган), просит применить положения ст. 2.9 КоАПРФ.
Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к нему.
Служба в судебном заседании требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 31.03.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11 час. 10 мин. 07.04.2022. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет. После окончания перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассмотрено в соответствии с положениями главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПЛАНЕТА" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
У ООО «ПЛАНЕТА» имеется лицензия на розничную продажу алкогольной продукции № 38РПА0001627, сроком действия до 22 апреля 2026 года, в которой указаны магазины, в том числе по адресу: <...>.
30 сентября 2021 года в службу поступила информация администрации Киренского муниципального района Иркутской области (исх. № 09/3680 от 30 сентября 2021 года) о том, что при проведении мониторинга цен на алкогольную продукцию установлено, что 29 сентября 2021 года ООО «ПЛАНЕТА» в обособленном подразделении, расположенном по адресу: <...>, магазин «Исток», зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) розничная продажа алкогольной продукции: водка «Сибирская река горная», об. 1 л., 40%, в количестве 1 бутылки, по цене 386,00 рублей, то есть по цене ниже установленной законодательством Российской Федерации.
По факту фиксации в ЕГАИС розничной продажи алкогольной продукции по ценам, ниже установленных приказом № 235н, в целях установления события правонарушения, выяснения всех обстоятельств дела советником отдела по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции службы вынесено определение от 07.10.2021 №02-83-6517/21 о возбуждении в отношении ООО «Планета» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
По данным отчета по реализации алкогольной продукции ниже минимальной цены, сформированного в Интернет-сервисе «Личный кабинет» на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (https://service.fsrar.ru/cabinet/home), осуществлена выгрузка Журнала учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам (далее - Журнал).
Согласно информации, имеющейся в журнале, ООО «ПЛАНЕТА» в магазине «Исток» по адресу: <...>, зафиксировало в ЕГАИС розничную продажу алкогольной продукции, то есть по цене ниже минимальной на 100 рублей.
В ходе административного расследования от ООО «ПЛАНЕТА получена информация, что в сентябре 2021 года общество осуществляло передачу фискальных данных через ООО «Такском» ИНН <***>, которому направлено определение об истребовании сведений в отнощении ООО «ПЛАНЕТА».
В адрес ООО «ПЛАНЕТА также направлено определение об истребовании сведений (от 7 октября 2021 года № 2-83-6519/21), в том числе, копии контрольно-кассового чека (далее - кассовый чек), подтверждающего розничную продажу вышеуказанной алкогольной продукции.
В ходе анализа информации, содержащейся в представленных ООО «ПЛАНЕТА» объяснении, кассовом чеке, в отчете оператора фискальных данных ООО «Такском» (далее - ОФД), установлено, что сведения, содержащиеся в кассовом чеке, отчете ОФД, полностью соответствуют информации, зафиксированной ООО «ПЛАНЕТА» в ЕГАИС.
В ходе административного расследования установлено, что ООО «ПЛАНЕТА» 29 сентября 2021 года в обособленном подразделении по адресу: <...>, магазин «Исток» осуществило розничную продажу алкогольной продукции по цене, ниже установленной приказом 235н.
6 декабря 2021 года советником отдела по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции службы ФИО4 составлен протокол в отношении ООО «ПЛАНЕТА» по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
21.12.2021 Службой вынесено постановление по делу об административном правонарушении №753/08/21-ю о назначении административного наказания, Общество привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Заявитель, полагает, что в данном случае допущенное правонарушение является малозначительным, имеет место незначительный объем реализованной продукции (1 бутылка), незначительное занижение регулируемых цен (на 100 руб.), отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи, с чем обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления № 753/08/21-ю от 21.12.2021.
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
На основании части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 100 000 руб.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является установленный порядок ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое возложены публично-правовые обязанности в области ценообразования и регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.).
Согласно части 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, запрещается розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 235н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» (далее - приказ № 235н) установлены минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением коньяка, бренди и другой алкогольной продукции, произведенной из винного, виноградного, плодового, кальвадосного, вискового дистилляторов), не ниже которых осуществляется розничная продажа такой алкогольной продукции.
Согласно приложению к приказу № 235н (строка 12) минимальная цена, не ниже которой осуществляется розничная продажа водки (крепость свыше 39% до 40% включительно), установлена в размере 243 рубля за 0,5 литра готовой продукции,
В соответствии с п. 2 приказа № 235н цены, не ниже которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, розлитой в потребительскую тару иной чем 0,5 литра емкостью, рассчитываются пропорционально ценам, установленным подпунктами «а» -«е» пункта 1 приказа № 235н, за исключением водки, розлитой в потребительскую тару объемом свыше 0,375 до 0,5 литра, цена которой равна цене водки, розлитой в потребительскую тару емкостью 0,5 литра.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции обязаны осуществлять учет объема ее оборота.
Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ учет объема оборота алкогольной продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования ЕГАИС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 1459 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 16 Правил организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, предоставляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств, в том числе сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека).
Фиксация информации в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции осуществляется путем сканирования информации, нанесенной на штриховом коде, по каждой бутылке.
Занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Службой было установлено, что ООО «Планета» зафиксировало в ЕГАИС розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделения по адресу: <...>, в количестве 1 бутылки емкостью 1 л. по цене 386 рублей, то есть, цене ниже установленных приказом № 235н.
Таким образом, факт реализации ООО «Планета» алкогольной продукции с нарушением регулируемых цен (ниже минимальной цены) установлен административным органом на основании анализа отчетов по реализации алкогольной продукции, отчетом ОФД от 18.11.2021, кассовым чеком, объяснением представителя общества.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина ООО «Планета» в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена, следует из обстоятельств дела и подтверждена материалами, представленными административным органом. Из обстоятельств совершения правонарушения усматривается, что общество не обеспечило выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции. Доказательства объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции обществом не представлены.
Вина ООО «Планета» в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2 статьи 2.2. КоАП РФ).
Выявленные нарушения произошли по вине ООО «Планета» из-за непринятия соответствующих мер по обеспечению соблюдения законодательства РФ со стороны Общества.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Рассмотрев ходатайство общества о применении положений ст. 2.9 КоАПРФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи, с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Применение положений о малозначительности является правом суда.
Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, незначительный объем реализованной с нарушением продукции (1 бут.), незначительное нарушение цены, пришел к выводу о том, что совершенное заявителем правонарушение, не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, не повлекло существенного нарушения интересов общества и государства. Достаточных и надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы указанным отношениям, существенного нарушения интересов общества и государства, ответчиком, в нарушение положений части 1 статьи 65 АПК РФ, в материалы данного дела не представлено.
При этом суд учитывает, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит ограничений в ее применении в отношении каких-либо административных правонарушений.
На основании изложенного, а также учитывая установленный Конституцией Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным квалифицировать совершенное правонарушение как малозначительное.
По мнению суда, в рассматриваемом случае действиями Службы по возбуждению дела об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным постановления и его отмене.
Иные доводы, приведенные заявителем в обоснование своей позиции по делу, судом рассмотрены и оценены, признаны несостоятельными и не влияющими на выводы суда по существу рассматриваемого спора.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать незаконным и отменить постановление Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области по делу об административном правонарушении № 753/08/21-ю от 21.12.2021 о назначении административного наказания в связи с малозначительностью.
Решение может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья О.Л. Зволейко